Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Детско – юношеский лит. конкурс имени И.Шмелёва «Лето Господне».ЧЕТЫРЕ ГОЛУБИЦЫ, СТРАСТОТЕРПИЦЫ

Икону страстотерпцев
Держу в руках своих.
И нимбы золотые,
И смех девичий стих...
Ступенями простыми
Нам не подняться к Богу.
С икон глядят Святые
Дорогу...
Е. Вадимов. "Царский крест"

Всякое время года замечательно по-своему. Но к лету у меня отношение особое. Не надо думать над домашними заданиями и спешить в школу по утрам. Есть возможность подольше почитать, поразмышлять о прочитанном. Прекрасный, солнечный, тёплый день. Вдыхаю запах цветов на нашей даче. Радуясь предстоящему дню, творю молитву, благодарю Господа. Но какая - то тревога не отступает.
Да… . Не случайно…
Именно летом с 16 на 17 июля была расстреляна царская семья.
Не стало красивых, умных, образованных людей, которым предстояло жить и творить добро многие годы. Всем им суждено стать святыми страстотерпцами. Среди них четыре царских дочери, четыре царевны, которые были всего чуть постарше меня.
Царевна… . И сразу вспоминаешь красивые детские сказки. У царевен, принявших мученическую смерть, детство было счастливым и безмятежным, каким, по - моему, и должно быть детство ребёнка.
Августейшие родители: последний русский царь Николай II и императрица Александра, принявшая православие и по традиции отчество Феодоровна, жили в вере, взаимопонимании, исполнении долга по отношению к своим верноподданным и требовательности к близким.
Отношение к детям и их воспитание являются примером семейного воспитания Боголюбия, ответственности к труду, взаимопомощи друг к другу. «Долг родителей в отношении детей, - писала государыня, - подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлёт им Бог. Дети должны учиться самоотречённо, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей». Она хотела видеть детей душевно открытыми и сострадательными. Сестры бесконечно уважали родителей, безгранично любили их и своего младшего брата; с почтением относились к учителям и всем тем, с кем общались. «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения. Такими должны быть и мои дети», - говорил государь.
Из публикаций в СМИ знаю, как порой складываются отношения в некоторых современных высокопоставленных семьях, где детям дозволяется всё, что они захотят или запросят и к чему приводит такая вседозволенность или, так называемая, «свобода». «Свобода» от обязанностей, долга и чести.
Царевен же с детских лет приучали ясно понимать, что такое «хорошо» и что такое плохо, что можно делать, а чего не полагается. Они выросли деликатными, добросердечными, лишёнными признаков чванства, - порока, распространённого в высшем свете.
Дворцовый комендант В.Н. Воейков в своих мемуарах как- то заметил:
« … если бы кто-нибудь встретил Великих Княжон, не зная, кто Они такие, то судя по Их скромности и приветливости никогда бы не поверил, что это Дочери Царя». Государыня считала, что дети не должны оставаться без дела: молитвы, уроки рукоделия, служение больным, благотворение заполняли их повседневную жизнь. При этом, как вспоминают, очевидцы, были живыми и жизнерадостными. Их жизнь не была легкомысленной и развлекательной, воспитание было в патриархальном духе и глубокой религиозности.
Царские дети не засыпали без молитвы, любили храм Божий. Знали все важнейшие молитвы, жития святых были их непременным чтением. И царица, и великие княжны часто пели в храме на клиросе во время Божественной литургии. Они умом и всем сердцем чувствовали, понимали и ощущали красоту и силу Веры Христовой. Молитвы наполняли их жизнь духовной радостью.
Отношения сестёр с отцом были глубоки. Он был для них и царём, и отцом, и другом. Об их чувствах от верноподданнического почтения к помазаннику Божиему до полной доверчивости и сердечной дружбы свидетельствуют записки, которые писали члены семьи, общаясь друг с другом (В те времена не было мобильных телефонов).
Четыре сестры. Настолько разные по характерам и настолько тесно связанные дружбой! Царевны не допускали мысли о жизни вне Родины, вне православия. Они хотели служить России и в России. Владея иностранными языками, между собой они общались на русском.
Сильная перемена в них произошла с началом военных действий 1914 года. Со дня объявления войны они всеми силами старались облегчить заботы и тревоги своих родителей.
Александра Феодоровна и старшие дочери: Ольга и Татьяна добровольно приняли на себя тяжелейшую ношу служения сестёр милосердия. Её готовы были разделить и младшие: Мария и Анастасия, но их, не окончивших курс обучения, не допускали в операционную, хотя посещение больных разрешалось и поощрялось. Сёстры почти ежедневно посещали раненых, ухаживали за ними и называли себя сестрами Романовыми: Романова первая, Романова вторая, третья, четвёртая.
Встреча санитарных поездов, дела по обеспечению госпиталей всем необходимым, участие в операциях, перевязки, уход за выздоравливающими ранеными… И так практически каждый день.
Думаю… Сколько любви к ближнему должно вмещать сердце, чтобы
вместо весёлого препровождения времени в кругу сверстников – больничные палаты с ранеными, вместо благовоний дорогих духов - запах хлорки, загнивающих ран и лекарств, вместо бальных танцев - письма солдат к своим близким, вместо изысканных нарядов - единая форма сестёр милосердия.
Когда будущее царевен ещё не было определено, Сергей Есенин, выступая 22 июля 1916 года в «Собственно Её Императорского Величества лазарете», посвятил им своё стихотворение:
В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Берёзки белые горят в своих венцах,
Приветствует мой стих младых Царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах.
Где тени бледные и горестные муки,
Они тому, кто шёл страдать за нас,
Протягивают Царственные руки,
Благословляя их в грядущий час.
У своей тёти, которую очень любили, великой княгини Елизаветы Феодоровны, настоятельницы Марфо – Мариинской обители в Москве, как и у своей родительницы, они учились милосердию и состраданию, посещали детские приюты.
Волонтёрское движение в наши дни: посещение детских домов, помощь ветеранам, пожилым, материальная поддержка нуждающимся, - это наш выбор милосердного отношения, примером которому стали женщины царской семьи.
Царские дети были удивительно нравственно чистыми. Исповедовавший их накануне Пасхи 1917 года священник Афанасий Беляев записал в своём дневнике: «Дай Бог, чтобы все дети были так нравственно высоки, как Дети Царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи, страстной и греховной».
Великая Княжна Ольга Николаевна родилась 3/ 16 ноября 1895 года и стала первым ребёнком в царской семье. У Ольги была хрустальная душа и внешне прекрасный образ. Непосредственность, честность и врождённое чувство справедливости были её отличительными чертами. Она была развита и начитанна, имела способности к искусствам: училась пению, хорошо рисовала. С годами многие замечали её необыкновенную серьёзность. О чём думала и переживала святая царевна известно только Богу, которому она служила, не щадя своей молодости и сил, беззаветно любя семью, Родину, страдая душой за больного брата, сорадуясь сёстрам, сопереживая матери, тревожась за отца.
В доме Ипатьевых между книг княжны была найдено стихотворение, написанное царским поэтом С.С. Бехтеевым и переписанное ею.
Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных, мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.
И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья,
Христос, Спаситель, помоги!
Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый, смертный час.
И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!
Высшая милость Божия – это понимание того, что не зло победит зло, а только любовь.
Вторая дочь государя, наречённая Татьяной, что значит учредительница, в полной мере соответствовала своему имени. Она была открыта обществу и была готова работать во имя добра. Татьяна Николаевна родилась 29 мая/ 11 июня 1897 года. Чертами характера она походила на отца, а прекрасной внешностью на мать; у неё был практический ум и детальный подход ко всему. «У неё были очень ловкие руки. Она шила себе и сестрам, вышивала, вязала…», - вспоминала А. Вырубова, фрейлина императрицы.
Великая княжна Татьяна, будучи самокритичной, постоянно училась самоанализу. В одной из многочисленных записок, которые писали дочери родителям, она обращается к матери: «Я только хотела попросить прощения у тебя и дорогого Папа за всё, что Я сделала вам, Мои дорогие, за всё беспокойство, которое причинила. Я молюсь, чтобы Бог сделал меня лучше…» (письмо от 21 февраля 1916 года). Т. Мельник - Боткина удивлялась трудоспособности сестёр: «Великая Княжна Татьяна, прежде чем ехать в лазарет, встаёт в семь часов утра, чтобы взять урок, потом едет на перевязки, потом завтрак, опять уроки, объезд лазаретов, а как наступит вечер, сразу берётся за рукоделье или за чтение». Чтение духовных книг служило дня неё отдыхом.
После мученической кончины царской семьи в вещах второй дочери государя найдена книга «О терпении скорбей», представляющая изречения святых старцев и учителей Церкви. В ней княжна Мария выделила такие слова: «Верующие в Господа Иисуса Христа …шли спокойно навстречу смерти, потому что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом». Эти слова открывают высоту духа и величие духовного подвига святой страстотерпицы Татьяны.
Третья дочь государя - мученика родилась 14/27 июня 1899 года. Она младше старших и чуть старше младших, поэтому была очень привязана к родителям. Напоминала своего деда – Александра III. Её можно назвать русской красавицей: высокая, с соболиными бровями и ярким румянцем на открытом лице. В ней таились необъятные силы настоящей русской женщины.
В дни февральского переворота Мария Николаевна стала незаменимой опорой императрицы, которая, измученная тревогой за государя, проводила дни и ночи у кроватей заболевших корью детей. Она первой из детей случайно узнала об отстранении отца от престола. С сердечной тихостью встретила мученическую кончину вместе с близкими людьми и обрела нетленный венец.
Самая младшая из великих княжон, Анастасия Николаевна, по живости своего характера напоминала резвого мальчика. Она родилась 5/18 июня 1901 года, когда ожидали наследника, но родилась девочка. Очень весёлая, смелая, быстрая, сметливая, наблюдательная, остроумная. Вместе с сестрой Марией работала на раненых шитьём белья для солдат и их семей, приготовлением бинтов и повязок. Сокрушалась, что по возрасту не может быть настоящей сестрой милосердия. Доброе, любящее сердце младшей царевны в сочетании с её живостью невероятным образом окрыляло всех тех, кто общался с ней. Посещая лазарет, она веселила солдат, заставляя на время забыть о боли, утешала страждущих. Среди раненых был прапорщик известный поэт Н. Гумилёв, который посвятил ей стихотворение
(Н. Гумилёв - поэт серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик.)
Сегодня день Анастасии,
И мы хотим, чтоб через нас
Любовь и ласка всей России
К Вам благодарно донеслась.
Какая радость нам поздравить
Вас, лучший образ наших снов,
И подпись скромную поставить
Внизу приветственных стихов…
Прапорщик Н. Гумилев.
Царскосельский лазарет.
Большой Дворец
Святая страстотерпица Анастасия прошла вместе с семьёй скорбный путь от Царкосельского дворца до подвала Ипатьевского дома. Путь, который уготовал им Господь до вхождения в Царство Небесное.
Нынешним летом вместе с родителями я побывала в Дивеево, где так много духовной благодати, и запомнила рассказ монахини о том, что в ночь мученической кончины царской семьи Дивеевская блаженная Мария истошно кричала: «Царевен штыками!...». И только потом поняли, о чём она кричала. Раненую великую княжну Анастасию добивали штыками и прикладами.
На память приходит стихотворение Евгении Олениной, отразившее, на мой взгляд, жизненный путь четырёх голубиц, августейших страстотерпиц:
Как им, молодым и юным,
В мыслях, где много грез…
В сторону шаг – униженье,
Только б не выдать слез…
Маменьку не расстроить,
Будто бы все хорошо…
И незаметно поезд
В прошлое тихо пришел:
Яхта «Штандарт» и пары,
Юные гардемарины…
Где Вы поручик Уваров?
Пулей убиты не в спину…
И Ливадийский замок,
Море за горизонтом,
И не дождались алых
Вы парусов влюбленных.
Все только в прошлом:
Счастье, брат заболел, германцы,
Не суждено им свадеб…
И не для них померанцы…
Жутко в Ипатьевском доме,
-Маменька, мы спокойны…
А за окном чуть слышен
Голос заупокойный.
Тихо творя молитву,
К полу тела клонились…
И их юные души
К Господу возносились…
Порой удивляет, но не поражает дар предвидения поэтов, поскольку поэт милостью Божьей никогда не сомневается в том, что свет Истины и дух справедливости рано или поздно, хоть через века, но побеждают любое зло и всякую ложь. Сквозь кровь и муки Гражданской войны, сквозь тягостные годы эмиграции Сергей Бехтеев пронес веру в неизбежное признание нашей Родиной святости Царя. Он знал: русский Царь воскреснет и вместе со своей замученной семьей обретет святость. Все случилось в точности с прозрением поэта:
Пройдут века, ночные тени
Разгонит светлая заря,
И мы склонимся на колени
К ногам Державного Царя.
Забудет Русь свои печали,
Кровавых распрей времена;
Но сохранят веков скрижали
Святых Страдальцев Имена.
На месте том, где люди злые
Сжигали Тех, Кто святы нам,
Поднимет главы золотые
Победоносный Божий Храм.
И, Русь с небес благословляя,
Восстанет Образ неземной
Царя-Страдальца Николая
С Его замученной Семьей.
2018 год. 100 лет после страшных событий. Невозможно не вспоминать о них, невозможно не задумываться над уроками прошлого.
Но всякое время имеет свои трудности… В настоящее время Православный мир столкнулся с искушением. Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) решил прекратить отношения с Константинопольским патриархатом, что стало историческим разрывом двух православных церквей - между самой статусной Константинопольской и Русской, которая является крупнейшей. Причиной стало прозвучавшее заявление Синода Константинопольского патриархата, восстановившего сан ранее отлученного Филарета (Денисенко), которого РПЦ считает лидером раскольнической группировки и принял решение об отмене акта о включении Киевской митрополии в состав Московского патриархата, что действовал с 1686 года. РПЦ отказалась признавать независимость раскольников и решила прекратить отношения с первой по чести православной церковью. Православные считают, что это испытание только укрепит верующих, а тех, кто сеет смуту, надо лишь пожалеть. Это несчастные люди, которые мешают жить полной жизнью как себе, так и другим. Спасением же станет только вера.
Новая Родина - старая быль,
Там, где страдали: лес, да ковыль.
Вера Святая - дается от Бога.
В сонме Святых Вы... На небо дорога...
Страшная сказка - серая пыль.
Вера Святая - нас не покинь!
Вера спасает, вера ведёт, вера помогает избрать истинный путь, спасти неокрепшие души. Истинно верующий человек, сверяющий свои поступки с Заповедями Божиими не способен на злодеяние, обман, предательство и жестокость. Вновь обращаюсь к иконе и прошу:
«СВЯТЫЕ СТРАСТОТЕРПИЦЫ, ЦАРЕВНЫ – МУЧЕНИЦЫ: ОЛЬГА, ТАТЬЯНА, МАРИЯ, АНАСТАСИЯ, МОЛИТЕ БОГА О НАС».
Источники:
Евгения Оленина www.stihi.ru/2012/06/30/2492
www.stihi.ru/2012/10/26/11004
Стихи Сергея Бехтеева
pokaianie.ru›article/romanovs_family/read/358
Её Императорскому Высочеству великой княжне...
gumilev.ru›verses/372/
blagowestie.de
esenin-sergey.su›v-bagrovom-zareve…shipuch…penen/
Воспоминания последнего дворцового коменданта...istmira.ru›