? действительно ли Вселенная создана "из ничего" ?
.. искал подтверждение этой гипотезы в Священном Писании, и не нашёл..;
да и здравый смысл подсказывает : "из ничего не может произойти что-то",
и вопрошает : " а где было это ничего, внутри или снаружи Вездесущего Бога ? "
- подскажите, кто знает :)
---
некоторая используемая литература :
"Христианское учение о материи и материализм"
/Протоиерей Георгий Городенцев/
ruskline.ru/analitika/2008/08/22/hristianskoe_uchenie_o_materii_i_materializm
"Перед тайной мироздания: святоотеческое богословие и современная апологетика"
/ Священник Олег Мумриков, преподаватель МДАиС, доцент ПСТГУ /
www.mepar.ru/library/vedomosti/74/1576/
" 'бытие в возможности' и 'бытие в действительности' "
/Аристотель/
texts.news/pervoistochniki-filosofii-knigi/byitie-vozmojnosti-byitie-21507.html
"Аристотель на Востоке и на Западе. Метафизика и разделение христианского мира."
/ Дэвид Брэдшоу/
predanie.ru/bradshaw-david/aristotel-na-vostoke-i-na-zapade-metafizika-i-razdelenie-hristianskogo-mira/
"Основоположения науки о природе"
/Ибн-Сина (Авиценна)/
www.e-reading.club/chapter.php/1016238/8/Sagadeev_-_Ibn-Sina_%28Avicenna%29.html
Христианское учение о материи и материализм
Русская народная линия - информационно-аналитическое агентство
neponimaj, Пониммаете ли Вы, что сколь бы не старался человек познать даже это мир, этот процесс будет бесконечным как и Сам Творец. Это не "предостережение" от изучения мира, но трезвое понимание бесконечности этого процесса человеческим разумом. Нет запрета изучать этот мир и быть его не может ...
Развернуть
neponimaj, Пониммаете ли Вы, что сколь бы не старался человек познать даже это мир, этот процесс будет бесконечным как и Сам Творец. Это не "предостережение" от изучения мира, но трезвое понимание бесконечности этого процесса человеческим разумом. Нет запрета изучать этот мир и быть его не может в христианстве. Но надо осознавать 2 постулата: 1. Познаваемый мир бесконечен. 2. Возможности человеческого разума ограничены.
Свернуть
gaone,
1. - вы имеете ввиду протяжённость в километрах ? -
лично я не считаю видимый падший мир бесконечным :
где бы тогда поместился Рай, царство небесное, и Сам Христос..
2. - учёные говорят, что мозг обычно используется лишь на 5%..
но мы же, христиане, имеем "ум Христов" или нет ?
1Кор.12:
11 Все...
Развернуть
gaone,
1. - вы имеете ввиду протяжённость в километрах ? -
лично я не считаю видимый падший мир бесконечным :
где бы тогда поместился Рай, царство небесное, и Сам Христос..
2. - учёные говорят, что мозг обычно используется лишь на 5%..
но мы же, христиане, имеем "ум Христов" или нет ?
1Кор.12:
11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, ...
и все напоены одним Духом.
Иак.1:
5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога,
дающего всем просто и без упреков,
- и дастся ему.
Свернуть
gaone,
1. - вы имеете ввиду протяжённость в километрах ? -
лично я не считаю видимый падший мир бесконечным :
где бы тогда поместился Рай, царство небесное, и Сам Христос..
2. - учёные говорят, что мозг обычно используется лишь на 5%..
но мы же, христиане, имеем "ум Христов" или нет ?
1Кор.12:
11 Все ...
Развернуть
gaone,
1. - вы имеете ввиду протяжённость в километрах ? -
лично я не считаю видимый падший мир бесконечным :
где бы тогда поместился Рай, царство небесное, и Сам Христос..
2. - учёные говорят, что мозг обычно используется лишь на 5%..
но мы же, христиане, имеем "ум Христов" или нет ?
1Кор.12:
11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, ...
и все напоены одним Духом.
Иак.1:
5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога,
дающего всем просто и без упреков,
- и дастся ему.
Свернуть
neponimaj, 1. не только. мир бесконечен и в самом процессе познания. 2. "ученые говорят.." это миф! 3. не знаю как Вы, Вы ведь христианин? Вы святой? Преподобный? Я вот читал у некоторых людей, которые считали, что не достойны этого звания, что первым и единственным христианином был Христос... мо...
Развернуть
neponimaj, 1. не только. мир бесконечен и в самом процессе познания. 2. "ученые говорят.." это миф! 3. не знаю как Вы, Вы ведь христианин? Вы святой? Преподобный? Я вот читал у некоторых людей, которые считали, что не достойны этого звания, что первым и единственным христианином был Христос... может лукавят..? "Уже не я живу, но Живет во мне Христос...", вроде слышал, что и как бы и в рай был восхищен... и тут же "гадательно, как бы через тусклое стекло...". В том ли мудрость, чтобы познать мир как он был сотворен, или о другой мудрости речь?
Свернуть
neponimaj, 1. не только. мир бесконечен и в самом процессе познания. 2. "ученые говорят.." это миф! 3. не знаю как Вы, Вы ведь христианин? Вы святой? Преподобный? Я вот читал у некоторых людей, которые считали, что не достойны этого звания, что первым и единственным христианином был Христос... мо...
Развернуть
neponimaj, 1. не только. мир бесконечен и в самом процессе познания. 2. "ученые говорят.." это миф! 3. не знаю как Вы, Вы ведь христианин? Вы святой? Преподобный? Я вот читал у некоторых людей, которые считали, что не достойны этого звания, что первым и единственным христианином был Христос... может лукавят..? "Уже не я живу, но Живет во мне Христос...", вроде слышал, что и как бы и в рай был восхищен... и тут же "гадательно, как бы через тусклое стекло...". В том ли мудрость, чтобы познать мир как он был сотворен, или о другой мудрости речь?
Свернуть
gaone,
1 - а где же тогда Рай находится, и пророки Енох и Илья, и материальное тело Иисуса ?
2 - неужели на все 100% мозг наш работает..
3 - В Священном Писании есть прекрасные и таинственные слова, называющие
людей богами. «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс. 81: 6)
Св. Симеон Но...
Развернуть
gaone,
1 - а где же тогда Рай находится, и пророки Енох и Илья, и материальное тело Иисуса ?
2 - неужели на все 100% мозг наш работает..
3 - В Священном Писании есть прекрасные и таинственные слова, называющие
людей богами. «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс. 81: 6)
Св. Симеон Новый Богослов так толкует слова псалмопевца :
«Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба" (1 Кор. 15, 47).
Внимай сказанному. Итак, каков первый, перстный, такими и все рождаются от него —
перстными. А каков Христос, Небесный Владыка, такими — небесными — являются и все
уверовавшие в Него (1 Кор. 15, 48), свыше родившиеся и крестившиеся Духом Всесвятым.
Божествен — родивший и воистину Бог, таковы и рождающиеся от Него, от Бога — боги
по усыновлению "и сыны Вышнего все" (Пс. 81, 6), как говорят Божественные уста.».
Великий Василий говорит:
«То, что движимо Духом Святым, стало движением вечным, живым, святым;
со вселением в него Духа, человек получил достоинство
пророка, апостола, ангела, Бога, будучи раньше землей и пеплом».
Свернуть
Заглянем в св. Писание :
( нету там никаких "ничегошек")
- - -
Септуагинта :
ΜΑΚΚΑΒΑΊΩΝ Β,
κεφαλίς 7
-
28 ἀξιω̃ σε τέκνον ἀναβλέψαντα
εἰς τὸν οὐρανὸν καὶ τὴν γη̃ν
καὶ τὰ ἐν αὐτοι̃ς πάντα ἰδόντα
γνω̃ναι ὅτι οὐκ ἐξ ὄντων
ἐποίησεν αὐτὰ ὁ θεός καὶ τὸ
τω̃ν ἀνθρώπων γένος οὕτω
γίνεται
-
28 молю тя, чадо, да воззриши...
Развернуть
Заглянем в св. Писание :
( нету там никаких "ничегошек")
- - -
Септуагинта :
ΜΑΚΚΑΒΑΊΩΝ Β,
κεφαλίς 7
-
28 ἀξιω̃ σε τέκνον ἀναβλέψαντα
εἰς τὸν οὐρανὸν καὶ τὴν γη̃ν
καὶ τὰ ἐν αὐτοι̃ς πάντα ἰδόντα
γνω̃ναι ὅτι οὐκ ἐξ ὄντων
ἐποίησεν αὐτὰ ὁ θεός καὶ τὸ
τω̃ν ἀνθρώπων γένος οὕτω
γίνεται
-
28 молю тя, чадо, да воззриши на небо
и землю, и вся, яже в них, видящь
уразумееши, яко от не сущих сотвори
сия Бог, и человечь род тако бысть
*
< Существенным
обстоятельством является то,
что 2-я книга Маккавеев не
философское произведение,
... 2-я относится, скорее, к области
чистой агиографии, становясь
одним из первых прообразов
для христианских мученических
актов позднейшего времени.
Ввиду этого употребление в
данной книге такой
концепции, как сотворение
мира из ничего, имеет
особую ценность: оно, по
всей видимости, должно
представлять собой не
учительскую новацию, едва
ли уместную в высказывании
от лица женщины, хотя бы и
благочестивой, но ссылку на
устоявшийся взгляд.
Призыв «познай» (γνῶναι),
обращенный женщиной к
своему сыну, может
рассматриваться как
родительское наставление,
т.е. передача нормативного
знания, и совсем не
обязательно вводит какую-то
новую для своего времени
богословскую доктрину.
Вопрос о толковании
отдельно взятой фразы ἐξ οὐκ
ὄντων ἐποίησεν αὐτὰ ὁ θεὸς,
конечно, является
проблематичным. Термин
ὄντα {сущее, реальное}
обладает широким спектром
значений: можно существовать
субстанциально, а можно и
феноменально, на иной
субстанциальной основе,
которая обладает
независимым и несводимым
к данной вещи бытием. >
- - -
Евр.11 :3
Верою познаём, что веки устроены
словом Божиим, так что из
невидимого произошло видимое.
-
т.е. :
из небытия бытие, из невидимого
видимое, из несущего сущее.
- - -
Итак, товарищи теологи,
имеются ли возражения у вас,
аргументированные притом ?
Свернуть
А вот нашлась история возникновения
ереси трансцендентности духа и материи :
<<...
"В системе Ньютона, - писал Кузнецов Б.Г.-
остался нерешенным вопрос, чем же заполнено
окружающее тела пространство" (12. с.146). А то, что оно
должно быть заполнено материальной субстанцией уже не
вызывало сомнени...
Развернуть
А вот нашлась история возникновения
ереси трансцендентности духа и материи :
<<...
"В системе Ньютона, - писал Кузнецов Б.Г.-
остался нерешенным вопрос, чем же заполнено
окружающее тела пространство" (12. с.146). А то, что оно
должно быть заполнено материальной субстанцией уже не
вызывало сомнений. Функция номер один для эфира - это
быть материальной субстанцией сплошь заполняющей
мировое пространство, в том числе и оптически пустое -
межзвездное. В основе этой убежденности лежала
концепция о неразрывности пространства с материей как
субстанцией. Протяженности без протяженного не
существует, как атрибута без субстанции.
Однако наряду с этим существовали и другие причины для заполнения субстанцией межзвездного пространства : 1.Свет. 2. Гравитация. В переписке с Бентли, Ньютон утверждал, что предположение о гравитационном взаимодействии тел на расстоянии без опосредующего агента - абсурдно. Однако заявив это, Ньютон также как и в вопросе о эфире, не решил проблему дальнодействия, а только поставил. Оставив ее как и проблему эфира будущим поколениям физиков.
Проблему эфира - проблему природы света решала и
довольно успешно целая плеяда великих ученых,
оставивших заметный след в физике своими результатами,
основанными на концепции эфира: это - Гюйгенс, Френель,
Фарадей, Максвелл, Герц, Лоренц и др.
Возводя понятие эфира к античности, Максвелл в статье
"Эфир" дает следующее определение эфира: "Эфир
материальная субстанция, несравненно более тонкая,
нежели видимые тела, предполагается существующей в тех частях пространства, которые кажутся пустыми" (13.
с.193). Исходя из этого предположения, Максвелл
предсказал, а Герц открыл электромагнитные волны, как
колебания материальной субстанции -эфира, по аналогии с
колебаниями (звуком) в вещественных материальных
средах (воздух, вода и т.д.). В свете этого представления
было очевидным: постоянство скорости света (как
константа среды), единство всех электромагнитных
явлений как форм проявления одной субстанции - эфира и
т.д. К началу ХХ века был накоплен огромный
эмпирический материал косвенно подтверждающий
концепцию эфира.
Этот материал позволил физикам постепенно прийти к
выводу, эфир не только решает проблему пустоты,
проблему электро-магнетизма, проблему гравитации, но и
решает проблему единства физических феноменов, ибо они начали рассматривать эфир как более глубинные
структуры материи, к которым сводимы все
невещественные и вещественные физические явления. Т.е. они на новом этапе подошли к проблеме единства на
основе эфира как материальной субстанции, которую
поставил Аристотель.
...
Краткой характеристикой пути - движения Эйнштейна к
единству физического многообразия является следующее
его высказывание: "Пространство, - говорил Эйнштейн, -
выведенное на свет при помощи телесного объекта,
поднятое на уровень научной реальности Ньютоном,
поглотило в последние десятилетия эфир и время и
готовится поглотить и тела, так что оно останется
единственным теоретическим представителем
реальности" (16. с.371). Пространство как субстанция,
основа единства всего физического многообразия.
Эйнштейн пришел к такому пониманию независимо от
Клиффорда. Это был путь физика - философа, а не
математика. Воспринимая картину мира в
предшествующей физике, как иерархическое
сосуществование трех субстанций: пространство, эфир и
вещество - Эйнштейн попытался ее упростить, свести к
единству. Понимая материю только как вещество, а эфир
как вообще ненаблюдаемую, излишнюю сущность,
Эйнштейн попытался все свести к пространству. Ибо по
Эйнштейну, пустое пространство или протяженная пустота
благодаря абсолютно достоверной наблюдаемости и
неудаляемости даже логически из физической реальности
является очевидно более фундаментальной сущностью
нежели эфир и вещество. И "первым шагом" на пути к
этому единству была элиминация эфира, "как нарушающего первоначальное структурное единство" (17. т.4, с.105).
Обосновывая этот свой "первый шаг" в электродинамике
движущихся тел, позднее переименованной в специальную
теорию относительности (СТО), Эйнштейн писал: "нельзя
создать удовлетворительную теорию, не отказавшись от
существования некоей среды, заполняющей все
пространство" (17. т.1, с.8, 145, 146) (1905г.). И при этом
добавлял, - « Электромагнитные поля надо рассматривать
не как состояния материи, а как состояния пустого
пространства» (17. т.2, с.262). Вот ключ к пониманию
позиции Эйнштейна. Смена решения проблемы субстанции,
смена мировоззрения, Эйнштейн осознанно утверждал
новое математико-мистическое мировоззрение,
изымающее материальное начало из физических явлений.
Отрицая эфир как материальную субстанцию
электромагнитных явлений, Эйнштейн естественно пришел к его замещению во всех функциях пространством. В основе этого замещения лежало множество причин.
Определим главные. Первая из них состояла в том, что
исходно исторически понятие пустоты, пустого
пространства имело своим содержанием в неявной и
неразвернутой форме невещественные материальные
структуры, "бестелесные субстанции", как более фун-
даментальные формы материи. Вторая причина во влиянии философии позитивизма. Именно в этот период
авторитетный для Эйнштейна физик и философ Мах - с
позиций принципа наблюдаемости призывал отбросить
"костыли" материализма "атомы и эфир". В определенном
смысле поддавшись на эти призывы, и в определенном
смысле, встав на путь поиска 3-го авенариусовского
решения проблемы субстанции (субстанция мира это не
идея, не материя, а нечто «третье»), Эйнштейн дал это
третье решение - это третье - пространство. Понятие
материи он посчитал "понятием, утратившим свою
фундаментальную сущность" (17. т.2, с.749), т.е. понятием
ограниченной общности - понятием вещественного. А эфир
вещью ненаблюдаемой. И потому пришел к выводу, что
"вместо слова эфир можно с таким же успехом говорить -
физические свойства пространства...- Полагая при этом, -
что под это понятие подпадают все объекты физики, так
как согласно последовательной теории поля весомую
материю или составляющие ее элементарные частицы
также следовало бы рассматривать как особого рода
"поля", или особые "состояния пространства" (17. т.2,
с.261). Вот таким образом Эйнштейн пришел к выводу, что
"первичную роль играет пространство, материя же должна
быть получена из пространства" (17. т.2, с.243), считая при
этом, "что это и есть материализм на новом этапе развития
физики" (17. т.2, 749).
В свете этого нового понимания субстанции всего
физического многообразия, электромагнитные волны
предстали "как колебательные состояния пустого
пространства" (17. т.2, с.261), гравитация - "как кривизна
пространства", любой физический объект как состояние-
модус субстанции «пространство».
Таким образом, вопреки намерениям, скрытая сущность
пустоты Демокрита была востребована, правда в учении
Эйнштейна в негативной и контрпродуктивной форме,
пустота как отрицание материи, а не как явление скрытых
невещественных форм материи. Такой подход отбрасывал
все развитие этого понятия от Демокрита - Аристотеля до
Максвелла - Герца вместе с материалистическим решением проблемы субстанции, включающим логику категорий материя и форма и принцип атрибутивности пространства.
Пустота Эйнштейна это уже не явление через атрибут
протяжения оптически невидимых и непознанных форм
материальной субстанции, а сама субстанция –
«протяженная пустота – пустое пространство». В силу
последнего, Всё Объективное Многообразие Эйнштейн
попытался свести к «пустоте» как далее неделимой
бесструктурной и континуальной субстанции, являющейся
абсолютным началом Мира, далее которого и кроме
которого в микроструктуре Мира ничего нет. То есть, была
провозглашена мистическая и агностическая программа:
«Все есть Ничто», основанная на антиматериалистическом
решении проблемы субстанции. Это решение не только
ограничило бесконечный структурный ряд физических
объектов, как со стороны Микро, так и со стороны Макро,
но и существенно исказило физическую картину Мира,
сделало её неадекватной, тем самым направило физику и
физиков по неверному пути познания Природы.
Итогом этого деяния стала блокировка продвижения
познания по самому Важному - Магистральному -
Стержневому направлению развития науки, продвижения
познания вглубь бесконечного структурного ряда форм
движущейся материи, важнее которого в физике, в науке
ничего нет. Только познавая новые структурные уровни
движущейся материи, мы получаем радикально новые
материалы и радикально новые источники энергии, только
и позволяющие радикально менять технику и технологии. И если для достижения указанных целей наука желает вновь быть плодотворной, то стержнем ее гносеологии должна вновь стать Философия Бесконечности структурного ряда форм движущейся материи. Выступая методологической и эвристической основой, бесконечный структурный ряд форм материи отражает линейно эволюцию, восхождение форм материи по спирали развития от низшего к высшему, разворачивающейся-восходящей из бесконечных структурных глубин микромира в бесконечные структурные высоты макромира, не имея на этом пути ни начала, ни
конца. Абсолютно.
_
P.S. Представление что Вакуум есть Пустота без Материи
такое же пагубное для развития цивилизации заблуждение
каким был и геоцентризм. Оба представления опираются
на кажимости, на прямолинейно-примитивную
интерпретацию наблюдаемого. Человек в силу своей
ограниченности действительно видит, что звезды
вращаются вокруг Земли, а меж звездами пустота без
материи, но следует уточнить, без видимой глазом
человека вещественной формы материи. Хотя по сущности
все наоборот как в первом, так и во втором случае. Это не
звезды вращаются вокруг Земли, а Земля вращается
вокруг своей оси. И также с Вакуумом. Вакуум это не
Пустота без Материи, а основная масса оптически
невидимой «темной» материи в невещественной
бестелесной форме, в то время как звезды-галактики это
лишь незначительная, хотя и видимая часть материи, это
лишь маленькие вещественные «островки» Материи в
бескрайнем, сплошь непрерывном и структурно-бездонном
Море Материи. Нас окружает Бездна Материи - Абсолютно
Бесконечный Мир Материи, а не конечный как это
представляют эйнштейнианцы Мир Пустоты.
Таково торжество эмпирической достоверности в логике
позитивизма, редуцирующего общее к особенному-
единичному, подводящего под термины обозначающие
общее – Мир, Материя, Пространство, Время – явные
наблюдаемые единичные и конечные их формы. Именно
потому, Мир позитивистами отождествлен с конечным
макрофизическим объектом, Материя отождествлена с
веществом, а её невещественные формы с пустотой –
пустым пространством.
Математический мистицизм вкупе с позитивизмом также
полезны для развития физики XХI века, как были
«полезны» геоцентризм и инквизиция для физики
Коперника – Кеплера – Ньютона. >>
/ Анатолий ЦАФ /
http://tsafphysics.su/
Свернуть
Как сказал Альберт Эйнштейн :
'Невозможно решить проблему на том
же уровне, на котором она возникла.
Нужно стать выше этой проблемы,
поднявшись на следующий уровень'