Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Медов ли Спас?!

– По­че­му Бог из­гнал Ада­ма и Еву из рая?
– По­то­му что они яб­лоч­ко до Спа­са ску­ша­ли…
Цер­ков­ный анек­дот...

Сра­зу ска­жу, что всё ни­же­из­ло­жен­ное – су­гу­бо част­ное мне­ние, ко­то­рое очень силь­но рас­хо­дит­ся со сло­жив­шей­ся тра­ди­ци­ей.
У всех, да­же нецер­ков­ных лю­дей, на слу­ху на­зва­ния: «Ме­до­вый Спас», «Яб­лоч­ный Спас» (есть ещё «Оре­хо­вый» или «Хлеб­ный» – 29 ав­гу­ста). Все зна­ют, что эти дни в цер­ков­ном ка­лен­да­ре спе­ци­аль­но при­уро­че­ны для освя­ще­ния мё­да и яб­лок, по­это­му тол­пы лю­дей при­хо­дят в хра­мы «свя­тить» их.
Но са­ми сло­во­со­че­та­ния: «Ме­до­вый Спас», «Яб­лоч­ный Спас» – ко­щун­ствен­ны. Спас – это ведь не на­зва­ние дня неде­ли, это Хри­стос! Он не мо­жет быть ме­до­вым, яб­лоч­ным или оре­хо­вым. Он мо­жет быть «слад­чай­шим», как Его зо­вёт цер­ков­ная по­э­зия (в ака­фи­сте Иису­су Слад­чай­ше­му), но не фрук­то­вым. При­сва­и­вая на­род­ные на­зва­ния дню про­ис­хож­де­ния (из­не­се­ния) Чест­ных Древ Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня (14 ав­гу­ста) и Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня (19 ав­гу­ста) мы про­сто уби­ра­ем Хри­ста из это­го празд­ни­ка. А что оста­ёт­ся? Ме­док и яб­ло­ко… Ведь лю­бой нор­маль­ный свя­щен­ник это под­твер­дит: ка­ков про­цент хри­сти­ан, при­шед­ших в эти дни в храм про­сла­вить Спа­са-Хри­ста, по срав­не­нию с тол­пой языч­ни­ков, при­шед­ших освя­тить про­дук­ты, ко­то­рые «нель­зя бы­ло ку­шать до спа­са»? Очень ма­лень­кий про­цент. Но нас это не очень вол­ну­ет, ведь по­сле языч­ни­ков оста­ют­ся на сто­лах ме­ды и фрук­ты… Как лю­бят по­рой го­во­рить: «не нам су­дить, у ко­го ка­кая ве­ра». Мо­жет быть. Но нам, свя­щен­ни­кам, по­ло­же­но при­учать хри­сти­ан от­вра­щать­ся от язы­че­ских воз­зре­ний.
Ка­кой смысл освящения мёда, яблок, орехов? Я по­ни­маю, ко­гда па­сеч­ни­ки и са­до­во­ды при­но­сят в храм на­чат­ки сво­е­го уро­жая, чтобы по­бла­го­да­рить Бо­га за Его да­ры и при­не­сти Ему и Церк­ви в жерт­ву ма­лую часть от сво­их тру­дов. Да, в та­ком слу­чае освя­ще­ние пло­дов име­ет хри­сти­ан­ский смысл. Но ко­гда го­ро­жане бе­гут на ба­зар за мё­дом или яб­ло­ка­ми для то­го, чтобы по­том их освя­тить – то за­чем это нуж­но? В чём тут смысл? А со­вер­шать бес­смыс­лен­ные дей­ствия – не по-хри­сти­ан­ски.
Так­же ча­сто лю­бят ука­зы­вать, что мы освя­ща­ем яб­ло­ки по­то­му, что по уста­ву их мож­но вку­шать толь­ко по­сле Пре­об­ра­же­ния. Но устав-то пи­сан для мо­на­хов, ко­то­рые к это­му вре­ме­ни со­би­ра­ли пло­ды, за­тем при­но­си­ли их к Бо­гу в храм, освя­ща­ли, а за­тем вку­ша­ли в тра­пез­ной. По­это­му мо­нах, жу­ю­щий яб­ло­ко до по­ло­жен­но­го мо­мен­та, со­вер­ша­ет грех тай­но­яде­ния и непо­слу­ша­ния уста­ву. Вот в чём смысл это­го дей­ствия – в вос­пи­та­нии мо­на­хов, в бла­го­чи­нии. Но ка­кое от­но­ше­ние это всё име­ет к ми­ря­нам? Да ни­ка­ко­го. Укреп­ле­нию язы­че­ства спо­соб­ству­ет и толь­ко. Ведь есть стра­ны, в ко­то­рых (страш­но ска­зать) и мё­да-то с яб­ло­ка­ми нет… Как же им, бед­ным, быть? Спе­ци­аль­но им­пор­ти­ро­вать?
Мне по­па­да­лась ин­фор­ма­ция, что в Ав­стра­лии пра­во­слав­ные освя­ща­ют пло­ды на… Сре­те­ние Гос­подне, ибо в Юж­ном по­лу­ша­рии пло­ды по­спе­ва­ют к это­му вре­ме­ни. И ни­че­го, жи­вут се­бе без «яб­лоч­но­го спа­са»…
Но у нас ни­ко­гда не из­ме­нит­ся эта тра­ди­ция. Ибо ес­ли от­ме­нить все освя­ще­ния ку­ли­чи­ков, яи­чек, яб­ло­чек (а кое-где и ма­ка, чет­вер­го­вой со­ли и про­чих чу­дес), то кто же нам бу­дет при­но­сить до­хо­ды и про­пи­та­ние?.. Пра­виль­но од­на­жды за­ме­тил диа­кон Ан­дрей Ку­ра­ев: «Цер­ковь жи­вёт на день­ги ате­и­стов»…
Ко­го воз­му­ща­ет по­доб­ное по­пра­ние освя­ти­тель­ной тра­ди­ции но­га­ми свя­щен­ни­ка, то­му на­по­ми­наю пер­вые стро­ки мо­ей за­мет­ки.

свя­щен­ник Алек­сий Плуж­ни­ков