О записках на Радоницу.
На девятый день после Пасхи, когда в Церкви Христовой отмечают Радоницу, православные христиане приходят в храм Божий, чтобы донести радость Воскресения Христова до своих почивших родных и близких, помолиться о их упокоении. Потом, после панихиды, люди едут на кладбище, где встречаются со своими детьми и родными людьми, чтобы ещё раз помянуть родителей и пообщаться с родственниками.
В храме христиане пишут записки о здравии и о упокоении, подают их в свечной ящик, где так же, за свои пожертвования, получают свечи. После исповеди и божественной литургии, на которой многие исповедуются и причащаются Святых Христовых тайн, начинается первая после Великой Среды, заупокойная панихида. Так происходит потому, что всё внимание, как на Страстной седмице, так и на Светлой, было отдано пострадавшему и воскресшему нас ради человек, и нашего ради спасения Христу Жизнодавцу.
Священник начинает панихиду и прихожане слышат звон бубенцов расположенных на кадиле, обоняют запах ладана, внимают мирной заупокойной ектение, на которой священник или диакон читает ваши записочки с именами. Здесь мне хотелось бы остановиться. Дело в том, что только взглянув на записку, священник сразу понимает кто их написал: церковный человек или нет. Здесь я говорю не о правильном или неправильном изображение крестика вверху поминальной записки, не о правильности написания её названия: о упокоении или о здравии, а о тех именах, которые в ней написаны. Мне становится грустно, если я не вижу в ней лиц духовного сана. Это означает, что человек, так ещё и не пришёл к духовной, церковной жизни. Возможно, он молится, постится, ходит в храм Божий, где исповедуется и причащается Святых Христовых тайн, возможно он даже выполняет какое-нибудь церковное послушание, но это духовность внешняя, а должна быть ещё и духовность внутренняя, которой к сожалению не видно.
Как лакмусовая бумажка, которую опускают в раствор или в воду показывает, меняя цвет, кислотный он, щелочной или это простая вода, так и ваша записочка, в которой нет ни одного имени духовного лица, является индикатором вашей духовности. В подтверждение отсутствия своей духовности, некоторые прихожане так в конце и пишут: «и всех сродников по плоти». То есть, даже не смотря на то, что человек находится в церкви, он продолжает жить только «по плоти». А по духу? Почему в записочке нет ни одного православного патриарха, митрополита, архиепископа, епископа, священника или монаха, у которых вы учились молитве, милосердию, вере, надежде и любви? Где те, которые хоть ещё и не прославлены в лике святых, но являются духовным примером для всего мира, своей жизнью во Христе?
Напомню, что в таинстве Крещения мы с вами родились в новую - духовную, церковную жизнь. В Крещение мы усыновились и удочерились Богу, обрели дерзновение Бога называть Отцом. В молитве Господней, Иисус Христос сказал нам молиться, обращаясь к Богу, так: «Отче наш...», а не Отче мой. Если Бог наш Отец, значит все православные христиане, священники и миряне, для меня теперь стали братьями и сестрами во Христе Иисусе, и живые и почившие. И, потихоньку, в моём памяннике, должны появляться новые имена о здравии и о упокоении православных архиереев, священников, монахов и мирян. Тех, кто своими верой и богословием, наставлениями и вразумлениями, помогает мне в духовном становлении. Тех, кто стали для меня примером для подражания, родными по духу, любимыми мной людьми. Поэтому в моих записочках, помимо родных по плоти, обязательно должны появиться и родные по духу.
Каждый раз священник являет для прихожан пример поминания, когда молится о своих по плоти и по духу родных. Храм святого великомученика и Победоносца Георгия построен в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. В алтарной части храма находятся гильзы с землёй, взятой с мест ожесточённых сражений, политой кровью советских бойцов, поэтому священник после каждой ектении, и на каждом возгласе говорит: «вождей и воинов, на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивших», потом добавляет: «во дни Блокады скончавшихся, и всех от века почивших православных христиан». Ленинград – блокадный город. Лично у меня дед в блокаду умер, а мама в блокадном Ленинграде родилась. Я не могу не поминать блокадников – они мне не чужие, они мне родные. Бог, Который есть Любовь, породнил меня с ними. Правильно было бы и прихожанам, вслед за священником, хоть на 9 мая, написать «вождей и воинов...», и каждую свою записку заканчивать не «и всех сродников по плоти», а «и всех православных христиан», как молится священник.
Каждый человек сотворён Богом «по образу и подобию Своему (Ср. Быт. 1:26)». К сожалению Адам и не достиг богоподобия, вкусив запретный плод он выбрал подобие бесу. Но, не смотря на это, каждый человек продолжает оставаться иконой Бога, и своим личным подвигом духовной жизни, имеет возможность достичь богоподобия: «Будьте совершенны, как совершен Отец Ваш Небесный (Мф. 5:48)» — заповедует нам Христос. Нам нужно в каждом человеке, видеть образ Божий. Давайте будем исправляться, совершенствоваться, ведь сколько лиц священного сана оставили после себя и добрую память, и духовные, спасительные наставления. Сколько тех, которые помогают нам в духовном восхождении, стали для нас родной душой. Я думаю среди них вы назовёте таких пастырей как: патриарх Алексий (Ридигер), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), протоиереи Николай Гурьянов, Василий Ермаков, Дмитрий Смирнов и многие, многие другие. Если вам, прочитав их имена, захотелось с ними ещё раз встретиться, начинайте за них молиться и они помогут вам эту встречу осуществить.
11. 05. 21. прот. Игорь (Минаев)