Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

О СТРЕМЛЕНИИ К СОВЕРШЕНСТВУ ЧЕРЕЗ НЕТВАРНЫЙ СВЕТ

Отрывок из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла 4 марта 2017 года.
«Причащаясь Святых Христовых Таин, мы становимся, как Он» св. Григорий Нисский

Возрастание человека, борьба с грехами, стремление к совершенству с опорой только на собственные силы не могут быть успешными, потому что нам бросают вызов силы, многократно нас превосходящие. И внешние искушения и соблазны, и естественные проявления человеческой плоти, и многое другое ставят наш разум, нашу волю в очень стесненные условия, не дают возможности раскрыть в полной мере внутренний духовный потенциал, победить злые помыслы, страсти и пороки.

Почему же мы все-таки не складываем рук, почему не отказываемся от борьбы, почему у нас есть надежда? А потому что в движении к совершенству, если мы готовы идти по этому пути, с нами Сам Господь. Он передает нам Свою благодать, Свою энергию, Свою силу. Именно благодаря Его силе, Его энергии, Его благодати мы и способны подниматься вверх к небу, к звездам, несмотря на тяжесть земного притяжения.

Верующему человеку, идущему по пути спасения, Господь дает Свою энергию, Свою благодать прежде всего в Таинствах Церкви. Святому Григорию Нисскому принадлежат малопонятные с первого взгляда, но исполненные великого смысла слова: «Причащаясь Святых Христовых Таин, мы становимся, как Он», — то есть мы становимся такими, как Бог. Конечно, святой не имел в виду возможность человека по существу стать таким, как Бог, — природа Божественная и природа человеческая различны, и невозможно природе человеческой стать природой Божественной. Но у человека есть возможность воспринять Божественные энергии, а поскольку энергии эти являются нетварными, то мы, впитывая их, принимаем в себя Божество.
Нередко перед православными людьми возникает вопрос: а как часто нужно причащаться? Хотел бы привести в пример размышления аввы Феоны, которые содержатся в творениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Об авве Феоне мало что известно — пространного жития этого старца нет, известно лишь, что он жил в конце IV — начале V века, был отшельником и провел более 30 лет в египетской пустыне, недалеко от Александрии. Старец прославился силой исцелений: к нему в пустыню притекало множество жителей Александрии со своими болезнями и скорбями, и старец помогал им. Есть очень интересные сведения о том, что к нему приходили не только люди, но и звери, которые в то время встречались в пустыне, — и буйволы, и козы; они окружали святого, а он из источника рядом со своей келией поил их водой. Это гармоничное единство святого человека с природой и людьми является очень сильным свидетельством особой благодати, почившей на старце.

Так что же авва Феона говорил о причащении? В то время был среди монахов обычай причащаться один раз в год, и старец учил, что это неправильный обычай, что в нем проявляется не столько смирение, сколько гордость, поскольку те, кто причащается раз в год, утверждают, что недостойны причащаться чаще. Что же из этого вытекает? Стало быть, раз в год они себя считают достойными причащения Тела и Крови Самого Господа и Спасителя. Из этого авва Феона делает очень важный вывод: причащаться нужно с полным сознанием своего недостоинства по меньшей мере каждый день Господень. А день Господень — это воскресенье.

Это свидетельство святого человека, прославленного чудесами, любовью к Богу и окружающей природе, подвиг которого запечатлен в творениях святого преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, должно и нам помочь понять, как следует причащаться Святых Христовых Таин. Ни в один момент жизни мы не можем дерзнуть сказать, что теперь мы готовы, что теперь мы достойны, — потому что не смыть нам всех наших грехов, и всех наших слабостей не исцелить, и болезней не излечить никакими приуготовлениями, — но с сознанием своей греховности, с искренним исповедованием грехов мы должны по крайней мере в воскресный день приходить к Святой Чаше. Если кто-то в силу ряда причин не может причащаться каждое воскресенье, то, по крайней мере, причащение должно быть достаточно частым. А иначе мы опираемся исключительно на свои силы — в наших духовных подвигах, в нашем стремлении к исправлению жития, как и в решении многих проблем, которые перед нами стоят. Отказываясь от причащения Тела и Крови Христовой, мы словно говорим, что все сделаем сами, но нам самим многое не удается. Если же мы с Господом, то Он ведет нас по жизни, Он нас вразумляет, Он помогает нам избежать слов и поступков, опасных для нашей жизни, особенно жизни духовной.

Пусть опыт святоотеческий, великие слова святого Григория Нисского и мудрые поучения аввы Феоны помогут нам почувствовать необходимость соединяться со Христом в таинстве Святой Евхаристии, чтобы иметь надежду жизни вечной. Аминь.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем

    СТИХИ И ПРОЗА

    Сообщество