Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Как выжить священнику в умирающей деревне?

Такой вопрос нередко приходится слышать от сельских батюшек служащих в деревнях с населением в несколько сотен человек. Что уж говорить про наше Хотово, где всего 15 жилых домов и в летний сезон в лучшем случае живет 30-40 человек, из которых десятая часть заходит в храм.
Как сказал святейший патриарх Кирилл, в городских приходах и благочиниях существует много проблем, но еще более сложная ситуация складывается на приходах сельских, особенно в российском Нечерноземье. В первую очередь это обусловлено демографической ситуацией, которая связана с экономикой, с проблемой обнищания русского села. Тяжелое состояние села стало результатом беспощадной эксплуатации — часто мощь государства наращивалась, в первую очередь, за счет русского мужика. Столь необходимая в свое время стране индустриализация обескровила нашу деревню, особенно Нечерноземье. А затем различного рода эксперименты: коллективизация, раскулачивание, укрупнение — чего только не происходило на селе… Но начался разгром села с уничтожения деревенских приходов.

И в этой связи главным способом выживания сельского батюшки может стать приусадебное, а точнее, храмовое хозяйство. Где все – своими руками. Для себя, для семьи, для прихода, для паломников и односельчан.
Мысли о полноценном фермерском хозяйстве возникли у нас с матушкой почти сразу после нашего переезда из Петербурга на сельский приход. Ни дома, где можно было бы жить, ни земли у вновь созданного Прихода с разрушенным храмом, естественно не было и мы начали с приобретения в кредит участка с полуразвалившимся домом. Распахали целину, посадили картофель, на вновь созданных грядках посадили огурцы, морковь, кабачки и др. овощи; соорудили парничок с помидорами и перцем.
Я предполагал, как это все будет выглядеть, поэтому особых трудностей не испытывал. Но все равно человек предполагает, а Бог располагает. Без проблем не обошлось, не возможно все учесть.

В уходящем году мы с матушкой наконец-то решили завести живность - начали с птицы. Зимой одолжили у соседей самый простой пенопластовый инкубатор, заложили в него куриные яйца - вывелось почти 70%, для новичка без опыта совсем неплохо. Снова заложили, на этот раз гусиные и утиные яйца - намучились мы ними, есть свои особенности вылупления. Хотели сделать закладку индюшачьих яиц, но таковых в районе не нашлось, пришлось сэкономить на еде и приобрести суточных индюшат. Появилась и экзотика: знакомые подарили яйца павлинов - вывелось два индийских красавца.

Люди забыли, что это такое – частное приусадебное хозяйство. И только сейчас начинают возвращаются к пониманию того, что это в первую очередь чистая и вкусная еда. Вот у нас куры – а значит, яйца свои. Значит, мы их не покупаем. С мясом то же самое. Это же совсем другой вкус!

Сейчас, с изменением международной и внутренней политической ситуации, появилась надежда, что частный сектор опять оживет. Люди поймут, что это нужно – для себя и для семьи, в первую очередь. Вспомните, раньше в каждом хозяйстве была корова, а то и не одна, козы, свиньи, а куры – те были просто в порядке вещей! И в этом отношении, применяемые к нашей стране санкции – это благо для нашего сельского хозяйства.
Возьмем хотя бы одну нашу Ленинградскую область. Чего у нас много, так это травы - бескрайние поля. Так почему бы здесь не развивать животноводство, птицеводство? Сам Бог велел! Или овощные культуры – те же кабачки, та же капуста, корнеплоды – свекла, морковь… Этого добра можно выращивать бесконечно много. Обеспечивать местное население и меняться с другими регионами, где есть то, что не растет у нас. Продавать, обрабатывать излишки.

В первую очередь хозяйство, конечно, для себя, для семьи, но при храме есть трапезная, где питаются наши работники и часть прихожан, паломники, которые приезжают к нам каждый год. Девяносто девять
процентов монастырей, у которых есть свободная земля, ее обрабатывают. Многие приходы занимаются тем же самым – покупают землю и заводят хозяйство. Человек вообще добивается всего, чего он хочет. Но для этого, конечно, должна быть земля и возможность работать на ней, все это содержать. Но прежде всего все-таки – желание. Конечно, не каждый может (да и хочет) держать хозяйство. Но питаться вкусной, здоровой, свежей продукцией, я думаю, хотят абсолютно все!

Даже в нынешних условиях подсобное хозяйство – на благо. Возможности для этого, я думаю, есть. Просто нужно все хорошо рассчитать. Понимать, что первое время придется работать себе в убыток, много вкладывать и мало получать. И… это надо любить, в конце концов!
Фермерский труд – это ответственность. Это значит, например, что невозможно никуда уехать, потому что хозяйство требует постоянной заботы и, конечно, если это большое приходское хозяйство, нужны помощники.

Вообще, когда ешь то, что выращено своими руками (не обязательно мясо, и помидоры, и огурцы – все, что угодно) – это совершенно другое ощущение, другое настроение, другой вкус. Такое блюдо радует глаз, потому что оно – результат твоего труда. В определенной степени это и есть то, что одухотворяет человека – любовь к труду. Многие проблемы в нашей стране начались после того, как человек перестал трудиться на земле.
Нет, я не жалуюсь. Просто хочется, чтобы деревня оживала. Сколько полей вокруг зарастает! Обещали, что земли, которые не обрабатываются, будут изымать и возвращать в оборот. Пока результата нет, но очень на это надеюсь. Деревня должна жить! При царе Николае II Россия занимала второе место в мире по продовольствию. Мы кормили не только себя, но и другие страны. К сожалению, сейчас ценности поменялись, земля почему-то перестала для нас быть богатством.

Но малое хозяйство в нескольких десятков птиц не может обеспечить всех потребностей прихода, тем более приносить постоянный доход для восстановления разрушенного храма. И тогда было принято решение выкупать паи сельхозугодий (бесплатно их выделять никто не собирался) и организовывать на них крупное фермерское хозяйство птицы, мелкого и крупного рогатого скота. На сегодняшний день удалось оплатить 2/3 стоимости земли, но долг в 150 тысяч рублей остался неоплаченным и его мне необходимо погасить до конца года. Естественно такой суммы у прихода нет, и в кредит не взять, т.к. один уже имеется. Обращаясь за помощью, будь то восстановление храма или создание приходского фермерского хозяйства, я всегда говорю, что цена вопроса, при условии, что каждый не останется равнодушным - 100 рублей - стоимость кофе на заправке, но в реальности откликается 15-20 человек.

Посильную помощь в организации приходского фермерского хозяйства в д. Хотово можно оказать переводом на карту

СБ 5469 5500 1537 1500, Меркулов Олег Вячеславович с пометкой "на оплату земли".

Имена жертвователей для поминовения можно указывать здесь же в комментариях.

Да благословит Господь Вашу жертву и вклад в развитие приходской жизни в д. Хотово!

Посмотреть предыдущие комментарии
07 декабря 2017 в 23:49

Никиты Анастасии Светланы

24 декабря 2017 в 06:10

За здравие Юлии, Дмитрия, Павла

04 января 2018 в 20:45

Батюшка, помолитесь о здравии Варвары, Анны, Ксении, Антонины. Александра, Ольги. Спаси Господи!

04 января 2018 в 20:51

Внесла небольшую сумму и сделала перепост в Контакте. Надеюсь, что кто-нибудь из друзей откликнется.

05 января 2018 в 12:40

Спаси Господи, Ольга! Да благословит Господь Бог Вас и Ваших родных!

23 января 2018 в 09:58

Помолитесь, пожалуйста, о здравии р.б.Александра, супруга моего. И Вашей семье всех благ! Помогай Вам Господь !

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем