Адыканов А. 2018.08.24. Рассуждения О послушании, которое превыше поста и молитвы.
Адыканов А. 2018.08.24. Рассуждения О послушании, которое превыше поста и молитвы.
Здравствуйте.
Мир домам вашим.
Немного читал, немного видел, немного слушал, немного думал на эту тему.
Причиной, побудившей к этому, послужило событие, происшедшее в мае 2017 года, когда я трудничал две недели в одном из Ярославских женских монастырей. Выполнял разные послушания. В том числе и в прополке посадок мяты, выращиваемой для продажи. На мои слова о бережном, осторожном и уважительном отношении к растениям, как к прекрасным созданиям Божиим данным нам, людям, на радость и пропитание, монашка, исполняющая послушание старшей по огороду, очень уверенная в своей правоте, твёрдо и с интонацией, не допускающей разномыслия, заявила мне следующее: "Зачем вы так осторожничаете. Если сказала мать (такая-то) так делать, то так нужно и делать. И даже если старшая монахиня прикажет сажать растения корнями вверх, а цветами вниз, то и в этом случае каждому (монахиням, инокам, трудникам, паломникам, туристам, случайным посетителям) нужно безпрекословно подчиниться этому послушанию (приказу) и исполнить его в точности". Таким речам моя душа очень возмутилась и воспртивилась. Мой мозг и душу прожигали мысли о том, что Господь Бог создал свои прекрасные, яркие, цветные творения - цветы и растения с нежно благоухающими бутонами, чтобы они могли источать аромат, привлекать людей и насекомых, питать тело человека и живых существ. И что человек обязан благодарить Господа Бога за Его полезные душе и телу творения. Но больная грехом человеческая воля принудительного монашеского послушания готова жёстко приказать, так же жёстко, бездумно и бездушно выполнить приказ: вырвать цветок из земли и воткнуть его в землю, в темноту, показав миру неприглядные, растопыренные корни в комках земли, а красоту и благоухание отдать червям на съедение.
В связи с этим событием у меня возникло дальнейшее искание ответов у Бога и Его святых И вот что получилось...
В этом приведённом мною примере безпрекословной готовности монашки к переворачиванию Божиего создания с "ног" на "голову", погружению его со света во тьму, мне показалось очень знакомым и очень похожим на события, происходящие в окружающем нас мире, когда начальники и их подчинённые переворачивают всё и везде с "ног" на "голову", и осознанно приучают людей воспринимать всё уже перевёрнутое наоборот: чёрное за белое, вонючее за благоуханное, вредное за полезное, диавольское за Божие.
Думал я: Что случилось в умах и душах моих сограждан? Когда, Почему? Как? ничем не прикрытый, откровенный сатанизм смог ужиться даже в женском монастыре, в окружении непрестанных молитв, святых чудотворных мощей, икон, предметов святых,... и стать главным узаконенным принципом монашеской жизни? Произошло ли это сегодня? Или стало при большевиках? Или при Петровском западно-синоидальном безпатриаршем правлении. Или стало при Никоновой реформе? Или ещё раньше... Думаю, что эти проявления были всегда... С начала падения Люцифера...
Поэтому то святому преподобному Арсению Великому Святой Голос с Небес сказал: «Арсений! Беги от людей, и ты спасешься». Поэтому то многие святые подвижники бежали из общежительных монастырей в удалённые от монастырей пещеры, скиты, острова, устраивали различные преграды, чтобы никто не смог найти их и похитить их драгоцённое Богообщение, и чтобы никто не смог похитить их Божию Благодать. Поэтому то Девы Разумные и не дали Девам Неразумным своего Масла - Божественной Благодати из Ламп своих безсмертных, безценных душ. Поэтому Девы Разумные не были эгоистками, но поступив РАЗУМНО, спасли свои души.
Монастыри - это сообщества людей, смертельно больных неисчислимыми грехами, осознающих (не все) многие (но не все) свои душевные раны, пытающихся (не все) бороться с источниками своей душевной нечистоты (нечистые тёмные духи, нечистыми образами телепатически влияющие на сознание человека через прилоги azbyka.ru/prilog), являющейся следствием этих болезней, и которые пытаются лечить (не все) свои болезни соблюдением монастырских послушаний.
Но есть ли в современных монастырях: женских и мужских, старцы - духовные наставники, ежечасно и ежедневно являющие монашестующей братии и сестричеству личные незыблемые примеры своей святой не стяжательной, не сребролюбивой, не льстивой, не человекоугоднической, но горячей в Бозе богодухновенной, боголюбивой, богомысленной, человеколюбивой, благочестивой, трудолюбивой, милующей и прощающей всех, а себя во всём осуждающей, жизни? Причём являя примеры святой жизни, не изменяемые и не умаляемые никакими попытками человекоугоднических воздействий и приказов священноначалия, властей, жервтователей и дарителей, важных и известных людей, а также не боящихся зловредных козней от врагов монастырского богомыслия и благочестия: внешних и внутренних, видимых и невидимых, и показывая монашествующим примеры духовной и душевной стойкости, непремиримости двуличию и лицемерию в угоду "хорошему мнению" как послушному и угодливому церковнослужителю, ради сохранения своей должности и нахождения на своём начальствующем "тёплом" месте.
Побывал в разных монастырях, но Господь Бог пока личным знакомством с такими старцами меня не удостоил. Не за что... А может вы знаете таких старцев, постоянно проживающих в монастырях?
В монастырях существует, как незыблемое правило, многоизвестная монастырская поговорка, которая гласит: "Послушание (трудовое) превыше поста и молитвы", которой пользуются церковноначалие в отношении своих братьев и сестер. Кто же эти источники дачи трудовых послушаний? Святой ли жизни человеки? Св. пророк и царь Давид Псалмопевец сказал: "2 Всяк человек ложь" (Пс. 115:2). И это правда. Всякий человек, когда либо живший, живущий, будущий жить на земле, вольно или невольно, но согрешал, согрешает и будет согрешать перед Господом Богом. А согрешая Богу, этот человек невольно служит диаволу - отцу лжи (Ин. 8:44), а значит и сам лжец. Можно ли безпрекословно исполнять послушания людей не святой жизни, не имеющих явной Благодати Духа Святого, и, следовательно, говорящих не от Бога, а от лжеца - диавола?
Как мне кажется, этот монастырский канон отвращает многих монашествующих от поста и молитвы и превращает многих из них в сельхоз.рабочих. А ведь послушание любого монашествующего должно быть в первую очередь не человеку, даже если он и настоятель монастыря, а Самому Господу Богу. И Бога мы должны возлюбить и Страх Божий перед Ним иметь в первую очередь:
"37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим,
38 сия есть первая и наибольшая заповедь"
" (Мф.22:37, толк. - bible.optina.ru/new:mf:22:37, bible.optina.ru/new:mf:22:38).
И только потом уже:
"39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки"
(bible.optina.ru/new:mf:22:39, bible.optina.ru/new:mf:22:40)
в число которых входят: монастырская братия, духовник, эконом, настоятель, жертвователи, дарители, трудники, паломники, и пр. любопыствующие.
Не нужно забывать, что главная и единственная цель любого послушания - это очищение души человека от греховной скверны, смиренным исполнением распоряжений духовных наставников отгнание от души бесов и демонов греха. А послушание - это всего лишь один из многих инструментов смирения души. Но это в том случае, если духовный наставник пребывает в совершенном духовном состоянии, т.е. в святости, и руководствуется только Волей Божией о душе человеке и о душеполезности того или иного трудового послушания. А если наставник мало духовен, не духовен, или даже наоборот? Тогда как быть? А тогда нужно руководствоваться наставничеством Самого Господа Бога и Его святых отцов исихастов и аскетов по их трудам. Господь Бог наш Иисус Христос сказал: "Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17:21, толк. - bible.optina.ru/new:mf:17:21). Слово "токмо" переводится как "ТОЛЬКО". Слова "ПОСЛУШАНИЕ" от Бога не прозвучало. Конечно, любому монаху или монашке можно и нужно поститься (ограничивать себя в виде и количестве еды) и молиться (умной молитвой) при выполнении различных сельхоз. работ. Но беда в том, что на эти вопросы мало кто из духовников в монастырях обращает внимание. Как раз вопросы о исихазме (умственной тишины), о умном делании, о умной молитве очень доходчиво и просто говорит Николай Новиков nnproekt.ru (тексты и аудио формат).
Господи, подай каждому монашествующему, каждому подвизающемуся в молитвенном делании найти свой путь к Богу, к прямому Богообщению.
Господи, спаси, сохрани и помилуй нас, многогрешных раб Твоих...
Прилог
Начало помысла, первая степень проникновения греха в душу. Подвергающийся прилогу невиновен.
Интересные личности
- Протоиерей
- Священник
- Священник