На примере евангельской притчи о блудном сыне видно, что этот опустившийся до предела молодой человек стал «приходить в себя» после того, как начал искренне разговаривать с самим собой, обращаться к самому себе. Благодаря этому у него созрела решимость покаяться и возвратиться к отцу. Кстати, на подобных обращениях построен и Покаянный канон. А в святоотеческой литературе можно встретить описания того, как некоторые пожилые монахи ободряли себя примерно такими словами: «Долго ли, старый ленивец, будешь лежать? Разве для телесного покоя ты пришел в монастырь?» Таким образом, они поднимали себя на молитву, отгоняли усталость и леность. Да и слова из Великого канона: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» есть тоже обращение к самому себе. Вообще духовное совершенствование, в основе которого лежит покаяние, начинается с честного разговора с самим собой, со своей совестью – гласом Божиим в душе.
Интересные личности
- Протоиерей
- Священник
- Священник