Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Размышления после исповеди за воскресной литургией.


Ап. Иаков: «Исповедуйте друг другу согрешения ваши».
Какое-то время назад – и дальнейшая практика только подтверждает эту мысль – пришел к убеждению, что в большинстве случаев людям нужна не столько исповедь, а сколько живая пастырская беседа или проповедь, которые будут отвечать, в свете Евангелия, на их запросы, обучать духовно-нравственному росту. Вот, христианка исповедуется каждый месяц или чаще – и всегда звучит у нее тема обиды. Она, может, искренне кается в том, что ей овладевают обиды, которые ее же и разрушают – но исповедь не меняет ее внутреннее устроение. Да, можно верить, что она получает прощение. Но ведь грех – это еще и болезнь. Нужно именно исцеление. А этого как раз и не происходит. Почему? Как и для любой страсти, здесь мало просто исповеди. Обиды, осуждение, пересуды – очень въедчивы, и с ними нужно уметь работать. И этой работе нужно обучать. Не в этом ли задача пастыря? Только – вот, я священник – сам умею? Есть ли у меня опыт, которым можно поделиться? Мне лично повезло – я работаю в реабцентре, участвовал в психотерапевтических группах, в открытых собраниях АА и Ал-Анон, слушал беседы психологов Небоженко и Финского – действительно мудрых людей, которых считаю в лике своих учителей. И у меня есть представление и кой-какой опыт отработки упомянутых состояний. На мой взгляд, при храмах как раз не хватает таких терапевтических групп, собраний – но, конечно, чисто в христианском направлении. Для этого же в таинстве крещения имеется чин восприемников – как помощников священника на пути становления крещаемого в качестве христианина – через свой пример, свой опыт. Подобно тому, как в группах самопомощи, работающих по 12-тишаговой программе – есть наставники. Не об этом ли и ап. Иаков? И тогда эти обиды будут не подавляться, прятаться от сознания, а действительно – отпускаться, и человек будет обретать свободу от них. Эта работа – включает и молитву за тех, на кого есть обида, и о помощи Божией, чтобы простить, есть в веч. молитвах повседневная исповедь, где мы можем приносить покаяние за «текущие» отступления. И тогда уже не надо будет «грузить» священника каждое воскресенье (есть у нас и такие), отрывая его от престола на исповедь, принося ежемесячный или еженедельный «отчет о проделанных проступках».
Духовный самоанализ (желательно – через ведение дневника) – отработка с наставником (восприемником или другим христианином, опыту которого есть доверие) – молитва (исповедь в домашней молитве) - работа в собираемой терапевтической группе (т. е., в данной церковной общине) – под общим руководством пастыря, который дает «доминанту» этой работе. И затем уже – таинство исповеди – во время, назначенное священником. И тогда исповеди как таинства – будет достаточно, скажем, 4 раза в год. В постные периоды. Возможно – в будние дни, по вечерам. И не «конвейером», а, как и предписывает Требник – «особь». Смертные же грехи - это уже отдельный вопрос.
В настоящей же практике – приму вот десяток таких исповедей-«отчетов» - и чувствую, что уже устал. И тут приходит человек, который на исповеди – первый раз за год, а может, и за много лет. Ему нужно столько внимания и заботы уделить – а сил и времени уже и нет – «съедены» «текущими» почти бессмысленными исповедями…
А сколько, в самом деле, греховных состояний (обиды, уныния, раздражительности) – связаны с дисфункциями в семьях, напр., с алкоголизмом в семье, психологическим насилием? Не прорабатывая семейные взаимоотношения – эти состояния не исцелишь. Никому не секрет, что даже в воцерковленных семьях хватает разлада. Исповедь членов этой семьи – не меняет семейной атмосферы. Следовательно – нужна работа с этой семьей. Индивидуальная. Групповая.
А многое поставить на свои места и дать опору и исцеление – может именно проповедь. Только у нас проповеди – о чем угодно – только не о том, что в самом деле нужно и важно стоящем вот здесь, перед амвоном, людям…
Сколько раз слышал от собратьев-приходских священников – какие, дескать, у нас религиозно невежественные люди, суеверные, живущие не по христиански. Один такой батюшка опубликовал статью в «Церковном Слове» о суевериях на похоронах. С юмором, правильно. Но хочется спросить – а что Вы делаете, чтобы помочь людям религиозно повзрослеть? Встречи, беседы, лекции, проповеди, курсы – что?
Вдогонку. Исповедовал как-то молодого мужчину, которому в этот же день быть восприемником. Живут в Минске, крещение – в Барановичах (родина его мамы). По нынешним требованиям, он должен перед таинством и сам засвидетельствовать свою христианскость – в таинстве исповеди. Потому священник, который будет крестить – сказал привезти справку об исповеди. А в чем заключается личная ответственность этого священника? А таких случаев у нас в монастыре - по несколько на месяц. Как правило, эти восприемники не только далеки от знания Закона Божьего, но нередко живут в грехе блудного сожития, или просто допускают сексуальные связи - даже не имея понятия, что это - грех. Только крестящему батюшке что за дело? Крещение - его доход...

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: