ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ И ЭКУМЕНИЗМ (ПРОТОПРЕСВИТЕР ФЕОДОР ЗИСИС) ч2
ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ И ЭКУМЕНИЗМ (ПРОТОПРЕСВИТЕР ФЕОДОР ЗИСИС)
Профессор Фессалоникского университета им. Аристотеля
4. Ересь папства. Она осуждена соборами и множеством святых.
Вполне вероятно, что некоторые будут настаивать на том, что все что говорилось святыми отцами и апостолами о еретиках и ересях, относится исключительно к еретикам, осужденным Вселенскими Соборами. Поэтому эти осуждения не имеют никакого отношения к Папству и протестантизму, в отношении которых не было вынесено никаких суждений Вселенских и иных соборов. К великому сожалению такое дерзнули высказывать некоторые богословы и даже архиереи во время агрессии папства. Что же касается строгости данного мнения, то оно не является лишь исключительно моим. Я сравню его с тем, что между прочим говорит святитель Григорий Богослов о необразованности и невежестве многих клириков, которые не имеют необходимой мудрости, чтобы осознать недостаток образованности и молчать: «И хуже всего то, что они учат других, то есть те, которые не осознают своего невежества».
Имеются и святые архиереи, а есть и такие, которые придерживаются папы и его поддерживают, но имеется и соборное осуждение ереси filioque. Чему же вас научили богословские дисциплины? Тому, чтобы прибавлять к Символу веры то, что сделали некогда латиняне, прибавившие в учении о святом Духе то, что Он исходит «и от Сына», известное как filioque? Ныне эти папские сторонники защищают это, превозносясь над бывшими соборами, которые запрещают любое изменение Символа Веры. После первых Вселенских соборов, Никейского (325) и Константинопольского (381), последующие Вселенские соборы не дерзнули прибавлять или что-либо исключать в Символе Веры. Они считали, что Символ Веры никто не имеет права искажать или изменять. Несмотря на то, что был созван III Вселенский Собор в 431году, поводом для которого была борьба из-за имени Пресвятой Девы «Богородица», так как его отрицал Несторий, однако на нем не было сделано никаких добавлений к Символу Веры. Тем не менее, сам Собор касался вопроса Символа Веры. В определении (ὄρος) III вселенского Собора написано: «Святый собор определил: не позволять никому произносить, или писать и слагать иную веру, кроме определенной святыми отцами, и Святым Духом сошедшимися в Никее».19
Святитель Кирилл Александрийский, который выполнял главную функцию в созыве и проведении этого собора, обращаясь с письмом к Иоанну антиохийскому, пишет ему, что «решительно не позволяем ни себе, ни какомк-нибудь другому изменять хоть одно слово, там поставленное (т.е. в Символе веры. Примеч. Перевод.), ни пропасть хоть одному слову».20Ни один из последующих соборов не посмел что-либо прибавлять к Символу веры. Напротив, они напоминали о запрете на прибавление или внесение чего-либо в Символ веры, как VI Вселенский Собор возвестил в своем определении: «Ничего не вносим, и ничего не прибавляем, но храним в целости все что есть в Кафолической Церкви».21Упоминая о имеющихся соборных прещениях, свт. Афанасий Парийский пишет: «В этих определениях Вселенских Соборов объявляется страшная анафема тем, кто дерзает своими руками совершать кощунство, извлекая что-либо из святого Символа веры».22 Итак, коль скоро определением Собора запрещается любое прибавление к Символу веры, а православное богословие, ревнуя о слове «Богородица», запрещает слово Христородица, то с еще большей ревностью запрещается делать в Символе веры добавку с еретическим учением, которым является filioque. С самого начала этому учению противостояли как ереси, а не как теологумену, т. е. проблеме по которой возможны различные мнения. Следовательно Церковь по данному вопросу имела вполне ясную позицию. После вполне ясного и четкого анализа данного вопроса, который дается в труде свт. Фотия Великого «Слово о тайноводстве Святого Духа», мы поймем, что Церковь имеет вполне ясную, определенную и непоколебимую позицию. По мнению Православных VIII Вселенский Собор 879 года был созван свт. Фотием, на нем присутствовали представители не только Восточных Православных церквей, но так же представители Риской Церкви. На этом соборе, как это делали и предшествующие соборы, была осуждена вставка в Символ веры «и от Сына» filioque, как незаконная.23 В окружном послании, разосланном свт. Фотием Великим «К восточным первосвятительским кафедрам» filioque, он характеризует как нечестивое и хульное учение, противоречащее Евангелию, соборам и всем святым. Приведем этот текст святителя: « Господь и Бог наш говорит: «Дух, Который от Отца исходит24, отцы же этого нового нечестия говорят, что Дух от Сына исходит. Кто только не станет закрывать свои уши для вхождения в них этой хулы? Тот, кто стоит согласно Евангелию; это святые, которые исчисляет Собор. К этим блаженным и святым отцам относятся Афанасий Великий, известный в богословии Григорий, украшение Церкви Василий Великий, златые уста вселенной и обилие мудрости, истинный Златоуст [Иоанн]. Что можно сказать страшнее [этого учения]? Эта хула и глас богоборчества вооружается одновременно против святых пророков, апостолов, иерархов, мучеников, и гласа епископов».25
Следовательно, имеется предварительное осуждение и анафема предшествующих соборов, а также и VIII Вселенского Собора26при патриархе Фотие, на тех, кто дерзает прибавлять или что-либо убавлять из Символа веры, пусть даже и один слог, как это было сделано франками, увлекшими Рим к прибавлению filioque, т. е. учению об исхождении Святого Духа «и от Сына». Это учение преемственно было воспринять папством и протестантами, которые выιли из латинской церкви. Осуждение этому нововведению было вынесено и исихастскими соборами середины 14 столетия, которые в лице Варлаама Калабрийского осудили учение Западной церкви о тварности Божественной благодати и отрицавшей нетварность божественных энергий. Вплоть до 19 века состоялось множество соборов, осуждавших папство. Эти соборы происходили сравнительно незадолго до начала экуменизма, который нивелированием всех конфессий лишь создает путаницу. Существуют также и символические тексты православной Церкви, которые также вместе с соборами осуждают ереси папство и лютерокальвинизм и другие всевозможные вероисповедания. В другом нашем исследовании мы укажем на соборные и святоотеческие свидетельства о том, что папство является ересью специально для тех, кто не знает об этом, или не предпринимает никакого труда для должного исследования. Другая же цель этих указаний – сделать безоружными тех, кто искажает суть вещей с тем, чтобы увлечь людей в заблуждение. Во всяком случае, даже, несмотря на то, что не имелось никаких соборных решений, хотя по разным причинам не установлено веского единодушного решения соборов о папстве, тем не менее, это вовсе не избавляет папизм и его порождение Протестантизм от их характеристики как ереси. В православной экклесиологии непогрешимость принадлежит исключительно только самой Церкви, которая выражается в историческом сознании церковной полноты. Самосознание же Церкви укрепляется достижением, согласно положению Викентия Лиринского, согласия с тем, чему учили везде, всюду и всегда. Это согласие не ново, оно имеет вневременной характер, и не ограничивается только живущими ныне членами тела Христова. Какой бы то ни был собор не в праве учить или принимать решение отличное от веры Святых Отцов, пребывающих на небесах. Следовательно, решения Вселенских Соборов только тогда непогрешимы и имеют силу, когда они выражают историческое (δεοντολογικη) сознание церковной полноты. Когда же они противоположны тому, что передано, то они относятся к решениям псевдособоров и отвергаются. В истории известны соборы, которые собирались как универсальные и вселенские, но им дана характеристика разбойничьих, как собрания лукавнующих, поскольку их решения в точности противоречат вере Соборной Церкви. Таким образом, если какой-либо Вселенский собор в будущем вынесет решение о том, что папство и протестантизм не являются ересями, то оно не будет принято, как и сам собор, поскольку противоречит вере Церкви, противоречит Истине. Горе нам, если бы случилось так, что какой-либо собор или собрание людей возымело силу и тем отвергло бы Бога, угасило бы истину. Такая попытка была уже сделана по отношению ко Христу, но потерпела неудачу. Все те, которые пытаются воевать с Церковью будут всегда терпеть неудачу, так как она и есть Сам Христос, объемлющий все века.
Вера и сознание Церкви в то, что папство, а вслед за ним и протестантизм являются ересями, вполне ясно и бесспорно. По данному вопросу, если кто и будет писать огромные тома исследования, то напомню, что большая часть материалов по этому вопросу находится в научном труде архимандрита Спиридона Билали «Ересь filioque»27. Может ли кто-нибудь еще собрать материалы и о других ересях и заблуждениях папства, которых насчитывается до двадцати? Было бы здесь уместно привести несколько мнений. Преп. Мелетий Исповедник, Галисиотис, деятельность которого получило наименование «претерпевший от еретиков италийских и униатов», пишет, что некоторые невежественные пастыри утверждают, что итальянцы якобы не являются еретиками. Однако целый сонм Отцов Церкви, которые никогда не входили в общение с латинянами, осуждают эту точку зрения, уверяя, что латиняне отделены от Христа и Святых.
Величайшую ошибку совершили надменные латиняне,
Весь хор отцов осуждает их.
Причисляются к еретикам все те,
Которые вступают в общение с латинянами,
Они отделяются от Христа и святых.
Когда же он сравнивает многих святых мучеников, то делает вывод:
« Разве не бесспорно то, что совершают хулу те, которые примиряют даже малые беззакония в догматах, предпочитая рабство итальянцам еретикам? По крайней мере как общение с ними нам не сможет повредить при таком совершении? Как же латиняне, не называть их еретиками по причине стольких преступлений, стольких нововведений?»28
Мы представляем то, что говорят многочисленные Святые отцы, среди которых и святитель Григорий Палама, и святитель Марк Евгеник, и сравним с тем, что изрекают святитель Симеон Фессалоникийский и святитель Афанасий Парийский. Святитель Симеон Фессалоникийский преимущественно известен как литургист и тайнозритель, однако в его трудах часто встречаются упоминания о нововведениях латинян. В период его продолжительной пастырской деятельности в Фессалониках (1416/17 - 1429) жители города передали Фессалоники венецианцам (1423), что в принципе и спасло город от завоевания его турками. Турки захватили город только в 1430 году, спустя несколько месяцев после кончины свт. Симеона Фессалоникийского. Венецианцы стремились всячески олатинить жителей города через привнесение латинских новшеств. Однако свт. Симеон Фессалоникийский как архипастырь всячески этому противодействовал. По этой причине в его посланиях неоднократно встречаются сообщения о нововведениях и заблуждениях латинян. Святитель вполне однозначно относит латинян к еретикам, о чем он говорит в своем большом догматико-литургическом труде «Беседа о Христе против всех ересей и единственной вере в Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, о священных обрядах и всех таинствах Церкви». В первой части этого труда, догматической, прежде всего описываются древние ереси, которые появились до VIВселенского Собора. Значительное число глав святитель Симеон посвящает латинству, как последней ереси, появившейся уже после VI Вселенского Собора. О ней он пишет в следующих словах: «»29Православные имеют общение и празднует памяти православных пап как святых, которые были еще до схизмы. Те папы, которые уже жили после схизмы являются еретиками. Прервалось апостольское преемство Римской кафедры, поскольку больше нет преемства в истине. По этой причине, всякий раз говорим о папе, что «не только не имеем общения с ним, но называем его еретиком».30 Все латиняне по причине учения о filioque, которое есть ни что иное как хула на Духа Святого, не имеют благодати. Святой Симеон Фессалоникийский, живший незадолго до начала турецкого ига, так определят веру Святых Отцов Кафолической Церкви о латинстве: «Следовательно, богохульные нововведения устремляются на Святого Духа, они возводят хулу на Святого Духа, и нет у всех них Святого Духа, потому то они и безблагодатные, как уничтожающие и унижающие благодать Святого Духа…потому то и у них Дух и не Святой, и у них отсутствует духовность и все новое и необычное у них против Божественного Предания».31
Среди святых последнего времени, святых периода турецкого ига, и одним из трех великих отцов Колливадов является святитель Афанасий Парийский. Он оставил интересную информацию в своей Догматике, труде известном под названием «Краткое изложение божественных догматов». В главе «О Церкви» он, анализируя четыре свойства Церкви, которые указаны в Символе веры во фразе «во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь», пишет: «Единая Церковь, то есть в Господе, единая вера, едино крещение, один Бог и Отец всех. Таким образом, вот из какого организма, из какой Церкви изгнаны раздробленные на многие части еретики, которые послушны церкви лукавнующих, которых в течение разного времени враг истины как сои плевелы посеял в здравый хлеб Православия..» Он также приводит сноску из труда любезного Докимия такие интересные вещи: «» Касаясь вопроса учения латинян о filioque и разъясняя почему она является ересью, он пишет следующее: «Также эта злейшая ересь (ересью является то, что в восьмом члене Символа вер латиняне многообразно хулят Св. Духа, говоря, что Он «и от Сына происходит»)живет и среди нас, которая к сожалению не укрощается и смущает собой и нашу святую Церковь, хотя сейчас более умеренно чем в прежние времена, и из-за этого безбожия к нам проникает безразличие »
В конечном итоге, мы сравним это мнение со взглядами известного сербского преподобного старца и великого богослова отца Иустина Поповича, он пишет: «Экуменизм является общим наименованием для псевдохристианства, псевдоцерквей Западной Европы. В ней находится сердце всех гуманистов во главе с Папой. Все они псевдохристиане, псевдоцеркви. Экуменизм не является чем-то иным, противным ересям, но всеересью. Почему? Потому что на протяжении истории различные ереси отрицали или уродовали какие-то свойства Богочеловека и Господа, эта же европейская ересь отходит полностью от Богочеловека и на его место поставляет европейского чкловека. Здесь не существует существенной разницы между Папством, Протестантизмом и другими ересями, имена которых мы называем».32
5. Эпилог
Итак, в то время когда папизм и протестантизм с помощью своей широкой экклезиологии разрушили все существующие границы и демаркационные линии между христианскими исповеданиями, Православная Соборная и Апостольская Церковь без всякого страха и колебания демонстрирует экклезиологию своей исключительности, уча тому, что только она является единственной истинной и спасающей Церковью, так как обладает исключительной христологией и сотериологией. Лишь только Христос является светом, и истиной, и жизнью, ибо нет никакого иного имени «которым подобало бы нам спастись». По этой причине не существует в принципе иной Церкви, другого тела Христова с главою Христом, так же как и нет параллельно Церкви иной лаборатории спасения.
Объединение верующих, ради того чтобы «все были едины», так как это делалось в экуменическом движении и к которому призывает экуменизм, не может быть достигнут искусственным путем и каким-то чисто внешним склеиванием христианских конфессий, игнорируя существующие между ними большие догматические различия. Такое, но подлинное единство возможно лишь через вхождение этих еретических конфессий в единое тело живого Христа, то есть путем возвращения их к Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. В наших пространных молитвах верующие молятся не об объединении церквей, так как в действительности не существует множества церквей, разделенный между собой и оторванных друг от друга. Существуют лишь поместные православные церкви, и только они составляют Unam Sanctam, Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Все остальные группы являются ересями и расколами. Итак, мы молимся не об объединении церквей, а «о благостоянии святых Божиих церквей», дабы Бог сохранил твердость исповедания веры православных церквей, чтобы все, которые находятся вне истинной и единственной веры Церкви, возвратились к ней. Именно такой смысл ежедневного прошения «о мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех». Мы молимся о соединении всех людей внутри единой Церкви, которой является Православная Церковь. В молитве анафоры литургии Святителя Василия Великого об этом говорится явно и достаточно ясно: «Прельщенные обрати, и совокупи Святей, Твоей Соборной и Апостольстстей Церкви».
СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1 Глава 1 из книги о. Феодора. Границы Церкви. Фессалоники. 2004. (Τα ὄρια τῆς Ἐκκλισίας. Θεσσαλονίκη 2004)
2 См. соответсвующую работу Протопресвитера Феодора Зисиса, «Православие» антихалкидонских монофизитов. ( Ἡ «Ὀθοδοξία» τῶν Ἀντιχαλκηδονίων Μονοφυσιτῶν ) Θεσσαλονίκη 1994.
3 См. Энциклику патриарха Антиохийского Игнатия IV от 12 ноября 1991. В книге: Иеромонах Савва (Янич). Вероотступничество. М. «Русская идея». 2004, стр. 108 - 110
4 Иоан. 15, 6
5 ̉Αρχιμ. Πλακίδα Deseille, Ἡ πορεία μου πρός τήν ̉Ορθοδοξία (Мой путь к Православию), Αθήνα 1999, σελ. 854
6 См. соотвестственно Κωνσταντίνου Σκουτέρη, Ἡ Ἀγγλικανική ἀρχή τῆς Comprehensiveness καί ἡ ὀρθόδοξος περί ἐλευθερίας ἀντίληψις, Ἀθῆναι 1975, σελ. 10
7 Там же,
8 С идеями такой неоэклессиологии мы, к глубокому огорчению, встречаемся в документе Русской Православной Церкви «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», призванном в духе Предания выразить отношение Русской Православной Церкви к инославию. См. критический разбор данного документа в статье иеромонаха Симеона (Гаврильчик) «Комментарий к некоторым пунктам «Основных принципов отношения РПЦ к инославию»». // На пути к Поместному собору РПЦ. М. 2004, стр. 56
9 ̉Αρχιμ. Πλακίδα Deseille, Ἡ πορεία μου πρός τήν ̉Ορθοδοξία (Мой путь к Православию), Αθήνα 1999, σελ. 132 – 133.
10 Χρ. Ἀνδρουτσου, Μελέται καί διατριβαί (исследования и монографии), Τόμος Α΄. Ἐκκλησιολογικά, ἔκδ. Β. Πηγοπούλου, Θεσσαλονίκη 1964, σελ. 104 – 105.
11 Данной фразой как правило начинались Определения (Ὀρος) Вселенских Соборов. (примеч. Издат.)
12 У преп. Иоанна Дамаскина читаем: «…Если начнем разорять церковное строение хотя бы в малом, то оно постепенно разрушится все». Второе защитительное слово против отвергающих святые иконы. Творения. СПб. 1913, т. 1, с. 380
13 Гал. 1, 8
14 2 Иоанн. 10 – 11
15 Правило святых апостолов 45: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям Церкви; да будет извержен».
16 Мф. 7, 6
17 Точное изложение православной веры. Глава 4, 13 О святых и пречистых таинствах Господних.
18 Здесь мы приводим более полный текст по Отечнику свят. Игнатия (Брянчанинова), М. 1993, с. 43
19 См. Деяния Вселенских Соборов, СПб, 1996. Соборы 1, 2, 3, т. 1, с. 335
20 Свт. Кирилл Александрийский. Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому. Там же, с. 543
21 Mansi 13, 129 и 376
22 Ἀθανασίου τοῦ Παρίου, Ὁ Ἀντίπαπας, 1785, σελ. 55-56. Новое издание в «Ὀρθόδοξο Κυψέλη», Ἱερομονάχου Ἀθανασίου τοῦ Παρίου, Ὁ Ἅγιος Γρηγόριος ὁ Παλαμᾶς καί ὁ Ἀντίπαπας (ὁ Ἅγιος Μᾶρκος Ἐφέσου), Θεσσαλονίκη 1981, σελ. 300
23См. Ἰ. Καρμίρη, Τά Δογματικά καί Συμβολικά μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καφολικῆς Ἐκκλησίας, τόμ. Α’, σελ. 268-269 Собор отлучает клириков и анафематствует мирят, которые дерзают что-либо изменять убавляя или прибавляя к Символу веры: «Если же кто-то составляет иное, вопреки тому как изложено в священном Символе веры, изложение веры, вопреки тому чему мы научены от блаженных и святых отцов, дерзает при этом этот екфесис называть определением веры, то святотатствует над непререкаемостью исповедания этих божественных и превосходных мужей. Он разносит эти измышляемые идеи, это новое учение прежде видят верные. И при случае возвращения кого-либо из какой-либо ереси, которая возникла в результате добавления фальшивого изречения, или убавления в это древнее священное и почитаемое определение, которое есть лукавое и нахальное деяние, направленное против того, что прежде возгласили святые и Вселенские соборы, священники должны быть извержены из сана, а если же миряне, то должны провозглашать анафему». Упоминая об этом решении свт. Афанасий Парийский пишет: «Давай, возлюбленный читатель задумаемся над тем, что этот первый Собор возгласил страшные проклятия. Святой Вселенский Третий собор в Ефесе сделал это вначале. Его первым решение было то, что Символ веры, как это нам передали божественные Отцы Первого Собора, является совершенным. И поэтому он и до ныне гласит, дабы никто не дерзал что-то к нему прибавлять или убавлять, даже что-то малое. Тот же, кто дерзает что-то сделать - подпадает под анафему.Те же решения вынес и четвертый собор, однако с еще большей решительностью, подобное сделали пятый, шестой и седьмой соборы, навсегда признав несомненность решения первого. Таким образом они сделали навсегда страшными эти решения, которые никто не в праве отменить, в противном случае такое деяние будет являться нечестием. Итак, примеру тем вселенским соборам последовал и упомянутый Восьмой Святой и Вселенский Собор, который властью Духа Святого вынес вполне ясное, конкретное и сильное решение. Это решение мы уже приводили.»
24 Ин. 15, 26
25. Ἰ. Καρμίρη, Τά Δογματικά καί Συμβολικά μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καφολικῆς Ἐκκλησίας, τόμ. Α’, σελ. 324
26 Профессора Элладской Церкви Константинопольский собор 879 года рассматривают как VIII Вселенский Собор.
27 Ἀρχιμ. Σπυρίδωνος Μπιλάλη, Ἡ αἵρεσις τοῦ Filioque. Τόμος Α’. Ἱστορική καί κριτική θεώρησις τοῦ Filioque, ἔκδ. «Ὀρθοδόξου Τύπου», Ἀθῆναι 1972
28 Μελετιου του Ομολογητου, λογος τριτος, Κατ’ ’Ιταλων, εν V. Laurent και L. Darrouzes, Dossier Grec de l’union de Lion (1273 - 1277), Paris 1976, σελ. 554 και 558.
29 PG 155, 97C
30 Διάλογος 23, PG 155, 120 – 121
31.ἘήίῶῶἐώἀόίἜάἈάάί
"если какой-либо Вселенский собор в будущем вынесет решение о том, что папство и протестантизм не являются ересями, то оно не будет принято, как и сам собор, поскольку противоречит вере Церкви, противоречит Истине"
А у нас кто с рукоплесканиями, а кто молчаливо приняли братание с еретиками, и к...
Развернуть
"если какой-либо Вселенский собор в будущем вынесет решение о том, что папство и протестантизм не являются ересями, то оно не будет принято, как и сам собор, поскольку противоречит вере Церкви, противоречит Истине"
А у нас кто с рукоплесканиями, а кто молчаливо приняли братание с еретиками, и к Церкви их причислили без их раскаяния в своих заблуждениях..
Свернуть
Комментарий был удален.
Владимир, брат! Не верно на первое место ставить свою интуицию. На первом месте - Евангелие! А за ним - святые отцы, достигшие Бого познания, и оставившие нам свои труды. И интуиция, если она Ваша, должна сказать, что иной постановки вопроса не может быть у православного человека.