Чтобы жить-не тужить
Татьяна КОЛЕСНИК
Грехи прощаются не одним исповеданием оных, но потребно и удовлетворение.
Разбойнику на кресте Сам Господь сказал: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43).
Но и после сего обетования разбойник не тотчас и не без труда перешел в райское наслаждение, а сперва должен был претерпеть перебитие голеней.
Так и мы, хотя прежние грехи нам при Таинстве исповеди и при принятии монашеского образа и прощены, но Божию епитимию за них должны понести,
т. е. понести болезни, и скорби, и неудобства, и все, что Господь посылает нам к очищению наших грехов.
Преподобный Амвросий Оптинский
Известно, что незнание законов не освобождает от ответственности. Но не все знают, что кроме человеческих (юридических) нравственных законов, есть Закон Духовный, который действует на нас, как и физический – природного порядка, например, как закон притяжения земли. Если кирпичу суждено упасть, он полетит вниз – это физический закон. А вот, кому он упадет на голову – зависит от Духовного Закона. Более-менее с нравственно-юридической и физической составляющей нашей жизни мы знакомы. Духовный же закон, занимающий высшую иерархическую нишу, действует на нас также независимо от того, знаем мы его или нет, верим этому или нет, но события в жизни подчинены его воздействию. А вот, как это происходит? Давайте разберемся.
Человек может находиться в одном из трех состояний по отношению к Богу: быть святым, мертвым или кающимся грешником. В зависимости от этого складывается жизнь, происходят события либо хорошие, либо плохие. От состояния сердца или, другими словами, души, кто-то живет припеваючи, а кто-то страдает. Предлагаю вам покопаться в себе, внести ясность, чтобы как можно меньше глотать горьких «пилюль», смягчить удары судьбы и приобрести мужество для их перенесения.
Святые
Первый тип людей – святые. Их в истории людской меньшинство. В наш современный век они тоже есть, но не все нам известны. Да и вообще нам известны лишь самые великие святые, менее известные могут находиться рядом, и мы их не заметим.
По поводу святых стоит лишь заметить, что все святые искренно видели себя грешниками и каялись до конца своих дней. В противном случае, посчитав себя праведниками, возгордившись, теряли благодать Божью. Такие печальные случаи нам тоже известны.
Думаю, не ошибусь, предположив, что мы с вами не святые.
Мертвые
Следующий тип – мертвые. Кто это такие? И зачем нужно знать этих людей? О них надо иметь представление, чтобы избавить себя от зависти (от этого чувства по-любому необходимо избавляться: Каин из-зависти убил Авеля) к тем, кто живет безбожной жизнью или, имея неисчислимые богатства, купается в удовольствиях, не зная забот нуждающихся в хлебе насущном. Жизнь этих людей может вызывать желание устроиться как они, тратя время и силы на приобретение такого же статуса в обществе. Глядя на них, видим, что Бог не применяет к ним "наказания" за творимое зло, они живут не зная скорбей и болезней, получая от жизни все то, что другим недоступно. Быть богатым не грех (пример, царь Давид), но нельзя маммоне служить, а Бога презреть.
«Мы помучились, так пусть хоть дети поживут нормально» – рассуждают они и … определяют своих любимых чад в «покойники». Почему же мы говорим о таких, как о мертвых, когда они живее всех живых? Потому что весь их потенциал направлен на комфортное пребывание на земле. Им не нужен Бог, даже если, по их словам, Он у них в душе. Все их желания лежат в земной плоскости, вечная жизнь им не интересна, они в нее могут не верить, но она их постигнет. Только куда, по-вашему, они попадут, если презрели Христа и отказались от Него? Предположу, что среди читателей таковых тоже нет. Значит, наша жизнь подчинена законам, относящимся к третьей категории.
Грешники
Третий тип – кающиеся грешники. Среди православных христиан их большинство. Ибо таковых спасает Господь: «Я пришел спасти не праведников, а грешников» (Лк.5:32), то есть, нас с вами. Никого насильно тянуть в Царствие Небесное не будут, этот выбор делаем мы, когда принимаем крещение. Идя на это осознанно, должны знать, что с этого момента состоялось рождение от Воды и Духа Святого. (Когда же родители крестят младенца, то берут ответственность за них на себя. Если отнесутся к этому формально, не воспитывая детей, как христиан, то будут за это отвечать.) Этим актом мы сообщаем Богу, что готовы идти Его путем и подчиниться Закону Духовному.
Но в духовной жизни ничего не дается «автоматически», а лишь тогда, когда христианин начинает понимать свое греховное падение и неспособность без Христа исправить себя. Такое состояние называют смирением. Чем больше его в нас, тем ближе мы к Богу, тем больше у нас шансов изменить и себя, и любую жизненную ситуацию. Без смирения ничего не получим, ибо сказано: Бог гордым противится. Хотя по сути, не Он противится, а мы отворачиваемся от Его благодати. Ситуация выглядит примерно так, как в этой притче.
Притча
Один турист упал с обрыва в пропасть, успев зацепиться руками за хлипкое деревце, растущее из расщелины в скале. Через какое-то время, так как рядом никого не было, человек стал кричать: «Господи, спаси! Я обещаю, что буду в Тебя верить и ходить в храм».
Долго он кричал, но никто не отзывался. Наконец, бедолага произнес:
― Теперь я знаю, что Тебя нет, и помощи ждать неоткуда.
― Ты все равно не послушаешь Меня, поэтому и молчал, ― услышал он голос.
― Господи, я сделаю все, что Ты скажешь, только спаси меня, ― взмолился турист.
― Отпусти дерево, разожми руки, ― услышал он.
― Да никогда, нет! Я же не безумец! ― в панике хрипел страдалец.
― Вот видишь, Я же сказал, что ты Меня не послушаешь…
Говорят, что у притчи есть продолжение: якобы все происходило в темноте, и турист не видел, что он висел близко от земли. Не послушав слов Господа, стал карабкаться вверх… Это уже не так важно. Мораль заключается в том, что вера у нас фрагментарная. Если «прижмет» – Господи, помоги! А как грешить — «Господи, отойди».
Иногда именно так ведем себя с Господом: исполняем свои прихоти, не веря, что Он готов дать все, что не повредит нашему спасению. Не доверяем Ему управлять нашей жизнью, делаем все по-своему (грешим) и провоцируем скорби, которых можно было бы избежать.
Страдание – надежда на спасение
Духовный Закон распространяется на всех людей, но действует для каждой категории по-разному: в отличие от мертвых, для грешников Божий закон – это спасение или исцеление. А лекарства могут быть горькими. Нас еще есть смысл лечить и освящать, чтобы принявшие Христа, вместе с Ним пребывали в Царствии Его. Мертвым же лечение не нужно, так как, для них оно бесполезно, поэтому они наслаждаются земными «радостями», но конец их печален. Приведу такой образ: хотя солнце светит для всех, но закрыв ставни, «мертвые» не хотят, чтобы свет проникал в их дом.
Неужели православные обязаны страдать, чтобы спастись? В той или иной мере, да, но только до тех пор, пока нарушают Духовный Закон. Как только выйдут на правильную дорогу, изменят себя, прекратятся многие страдания, пройдут свой путь менее болезненно, шишек набьют, но летального (духовной смерти) исхода избегут.
Кто-то может задать вопрос: А как же святые, ведь они, идя правильным путем, иногда терпят и болезни, и скорби? Почему же они страдают?
Святые страдают – дабы не возгордились, чтобы молитва совершаемая в немощи, давала духовные плоды. Еще цель страданий – это умная молитва! В тюрьмах святые молились более плодотворно, Господь к страдальцам ближе, но понять это могут не все и радоваться страданиям – это удел святых. Есть и другие причины. Нам, простым грешникам, хотя бы не роптать, смиряться и каяться научиться. Если этого не поймем, то всю жизнь нас будут вразумлять нестроениями в жизни, пока не дойдет, что нет в нас смирения, покаяния, молитвы.. Не дойдет — значит до смерти будем страдать. Тем и спасемся.
Как работает Духовный Закон?
Бог, создавая видимый и невидимый мир, установил закон, которому все подчиняется как в планетарном масштабе, так и в микромире (на уровне микрочастиц). Человек, как часть этого мира, также подвержен воздействию установленного порядка, нарушая который, в первую очередь, наносит «травму» себе и вносит хаос в отлаженную систему. А закон требует равновесия: согрешающий (творящий зло) – страдает (несет «наказание», чтобы загладить повреждение). Нарушению Закона немало способствует мир бесовский, получивший доступ к людям, и научающий их богопротивным поступкам, чтобы покорить (оторвать от Бога) их души себе.
Сказано, что Бог неизменен: каким Он был от создания Мира, таков и сейчас. Все устроено Им и подчиняется установленным законам, которые от Любви родились и на Его Любви держатся. Представьте, что Земля своевольно сбавила обороты или отклонилась от своей орбиты. Не выполняя установленный Богом закон, привела бы мир к катастрофе. Людям же дана свобода выбора: принять эту Любовь или отвергнуть. Господь никого не карает, не наказывает, но все, что нарушает Духовный закон (отвергая Его Любовь), притягивает к себе зло и начинает погибать.
Вспомните Адама: как только он вышел из послушания Богу, невольно (по действию закона) приобрел смерть. Наступила она не мгновенно, но слова Бога, Его предупреждение, исполнилось. Хотя Адам мог избежать этой участи, покаявшись, но не сделал этого. Это пример действия Духовного закона, который силен по сей день. Отступая от Бога, лишаемся Его руководства над нами и попадаем в зону воздействия злых сил. Мы добровольно выбрасываем щит, который оберегает от разрушающего (оберегает от неустройства) воздействия.
И вот, мы видим, куда катится мир без щита Божьего – правда извращается, ложь господствует, зло набирает силу…, но среди общего упадка православные христиане имеют спасение Христово. Те из них, которые отвергают (под действием бесовским) Его Любовь и попечение, становятся носителями разрушающего зла, нанося, в первую очередь, вред себе. А так как принадлежим Христу (родившись от воды и Святого Духа), то Любовь начинает исцелять повреждения души, а нам лекарства (страдания) пить не хочется и многие в этом состоянии ропщут на Бога, увеличивая грех и соответственно свое страдание. Хотя вся вина лежит на нас самих.
Но зато, этот путь ведет ко спасению: если нас лечат, значит, мы живы и имеем надежду на Царствие Божие. Уж коль пришли скорбные дни, то хотя бы не усугубляйте их ропотом. Вспомните благоразумного разбойника, распятого справа от Христа. Слова – Мы поделом страдаем, – принесут облегчение и придадут сил претерпеть неприятности. Когда такие мысли приходят в связке со смирением, то жизненные нестроения проходят быстро.
Страдать или не страдать?
Зачем же обязательно страдать? Чтобы не перейти в «группу мертвых», то есть обреченных на вечные мучения в аду. Можно ли уменьшить эти страдания? Не можно, а нужно! Думаете Богу «приятны» наши скорби, болезни и печали? Когда отец отнимет спицу у малыша, которой тот лезет в розетку, разве делает это со зла? Нет, от любви к ребенку. Да, тот плачет, но остается живым.
Как же сделать свою жизнь менее скорбной, как избежать множества страданий? Не нарушать закон Любви, довериться Христу, идти путем покаяния и смирения. Научаясь этому постоянно, искренно, постепенно выйдем из зоны зла и приобретем состояние, когда доступна помощь Божья, на которой держится весь Мир. Она всегда наготове, всегда, от начала и до сего дня Бог ждет нашего к Нему обращения. Надо сделать шаг навстречу, чтобы попасть в Его объятия и получить даром все нам потребное. Тогда и молитва наша будет плодотворной, станет приносить радость и спокойствие. Ни Бог нас не слышит, а мы, будучи наполнены зла, не меняя себя, лишаем Его возможности оградить нас от бед.
Все двери открыты пред нами, церковные Таинства доступны, требуется только желание войти в одну из них, где висит табличка: здесь живет Истина. Не страдайте «впустую». Хотя страдания наши не лишены смысла, они закономерны, но надо научиться понимать их причину, чтобы не танцевать на граблях всю жизнь. Если страдаем – значит нет в нас смирения, нет истинного (слезного) покаяния.
Ничего не получается?
Ну вот, кажется, все понимаем, стараемся исправиться, но ничего не получается. Одной из причин может быть то, что взвалили на плечи ношу непосильную. Вдруг, резко, одним махом святыми не становятся. Начинать надо с малого, с того, что можете изменить в себе.
Как сказал батюшка Серафим Саровский: цель нашей жизни – стяжание Духа Святого. Дух этого мира ведет к смерти, разрушению и страданиям. Царство Божие внутри нас находится, и Господь открыл путь к нему. Если бы умели каяться и смиряться, то не приносили бы себя в жертву, ибо это за нас сделал Господь, подавая спасение даром…, а мы его брать не хотим, вот и терпим скорби.