Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

О ВЕРЕ, ДЕЛАХ И ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ

Однажды, увидев в доме одного человека православную икону, я спросил его, верит ли он в Бога? Нет — ответил он. — Так зачем же икона в доме? — А так, на всякий случай. Вдруг что-то все же есть! Такого человека сложно назвать верующим. Однако назвать его абсолютно неверующим тоже нельзя. По его вере и его дела. При более сильной вере, по благодати Божьей и дела будут другими — будет знание закона, будет страх Божий, будет исполнение закона, будет любовь Божья, будет общение с Богом, будет соединение с Богом.

По словам апостола Павла — вера без дел мертва и человек оправдывается делами, а не верою только*. При этом вера содействует делам, и делами вера достигает совершенства*. Таким образом, можно выделить веру мертвую и веру действенную. Мертвая вера это слабая вера, не способная принести доброго плода. При такой вере, люди хотя и могут знать закон, однако вряд ли будут исполнять его.

Действенная вера — наоборот, сильная вера, обуславливающая исполнение закона, что и является основой спасения. «Ведь Павел предупреждает, что “спасутся не знатоки закона, а исполнители его”»** (свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. Гл. 1. Вопрос первый. 1-я часть Триады 1, п. 9). Иначе говоря, уровень (сила) веры и определяет её действенность или дела веры пропорциональны её уровню. Действительно, малая вера не продвинет человека к Богу, подобно тому, как малая сила не сдвинет повозку с места.

Вместе с этим, прежде чем произвести какое-либо действие, нужно принять решение об этом. Такие решения принимаются в области ума, ибо начало всякого дела — размышление (Сир. 37: 20).

Исходя из сказанного, можно сделать следующий вывод: вера порождает, в соответствии со своим уровнем и направленностью (т. е. векторностью), принятие (мотивацию) соответствующих решений. Далее, принятое разумом (на основании веры) решение реализуется волей в действие. Другими словами — вера, принятие решений и делание связаны между собой причинно-следственными связями и являются как бы звеньями единой цепи. И рассматривать одно из этих звеньев без учета связи с другими звеньями — было бы некорректным. При этом основой является собственно вера, а принятие решений и последующие за этим действия являются, образно говоря, соответственно, дочерью и внучкой веры.
__________________________________
* «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: “ты имеешь веру, а я имею дела”: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: “веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим”. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2: 17-26).
** «…не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2: 13).