ОСУЖДЕНИЕ И ПОРИЦАНИЕ (ОБЛИЧЕНИЕ)
Иногда отождествляют понятия ОСУЖДЕНИЕ и ПОРИЦАНИЕ, или ОБЛИЧЕНИЕ, Однако не следует смешивать эти РАЗЛИЧНЫЕ понятия. Ибо осуждение относится к человеку в целом, поэтому, фактически, мы осуждаем образ Божий в человеке. А порицание, или обличение, относится не к человеку в целом, а к конкретным его поступкам. Поэтому здесь нет ничего греховного, если это порицание (обличение) осуществляется без гордости, с христианской любовью и с целью доброжелательного наставления. Кроме того, Священное Писание не только прямо призывает к обличениям*, но и наставляет внимать им и не отвергать их**.
__________________________________________
* «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19: 17).
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Мф. 18: 15).
«Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1 Тим. 5: 20).
«проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4: 2).
** «Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает» (Прит. 10: 17).
«Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда» (Прит. 12: 1).
«Мудрый сын [слушает] наставление отца, а буйный не слушает обличения» (Прит. 13: 1).
«Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен» (Прит. 15: 5).
«Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет» (Прит. 15: 10).
«Не любит распутный обличающих, и к мудрым не пойдет» (Прит. 15: 12).
«Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум» (Прит. 15: 32).
«Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым» (Прит. 19: 20).
«Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком» (Прит. 28: 23).
«Розга и обличение дают мудрость…» (Прит. 29: 15).
«обличающие будут любимы, и на них придет благословение» (Прит. 24: 25).
«Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его» (Прит. 3: 11).
«сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя» (Евр. 12: 5).
«Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3: 19).
_________________________________________
Да и великий пророк Иоанн Креститель обличал царя Ирода, говоря «не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6: 17, 18). Ибо для великого пророка ИСТИНА БЫЛА ВАЖНЕЕ ПРИВИЛЕГИЙ, А ИСТИННАЯ ВЕРА — ВЫШЕ НАДЕЖД НА ЦАРЯ ЗЕМНОГО. И ОН ТЕМНИЦУ И СМЕРТЬ ЗА ИСТИНУ ПРЕДПОЧЕЛ ЗЕМНЫМ ПРИВИЛЕГИЯМ И ПОЧЕСТЯМ ЗА ЛОЖЬ И ЛУКАВСТВО. И ветхозаветный Елиуй, приводя свое мнение при рассмотрении причины страданий непорочного Иова, говорит от «искренности своего сердца»: «На лице человека смотреть не буду и никакому человеку льстить не стану, потому что я не умею льстить: сейчас убей меня, Творец мой» (Иов. 32: 21, 22). И святой апостол Павел призывает «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, … и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4: 22-25).