ЛИЦЕПРИЯТИЕ, ЛИЦЕМЕРИЕ, ЛЕСТЬ
Весьма распространенными в различных сферах человеческой деятельности видами активного соучастия в неправедных делах являются лицеприятие (т. е. человекоугодничество или человекопоклонство для личной выгоды, включая лесть, и пристрастное отношение к чему-либо или кому-либо) и лицемерие (т. е. прикрытие истинных мотивов своего поведения, или своей неискренности и злонамеренности, притворной чистосердечностью, добродетелью, доброжелательностью и т. д.) *.
___________________________________
* ВОТ ЧТО, В ЧАСТНОСТИ, ГОВОРИТСЯ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ О ЛИЦЕПРИЯТИИ И ЛИЦЕМЕРИИ: «не угождай лицу великого» (Лев. 19: 15); «не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд — дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его» (Втор. 1: 17); «Итак … действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства» (2 Пар. 19: 7); «…а истина пребывает и остается сильною в век, и живет и владычествует в век века. И нет у ней лицеприятия и различения, но делает она справедливое, удаляясь от всего несправедливого и злого, и все одобряют дела ее» (Езд. 4: 39); «Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмет, когда исторгнет Бог душу его?» (Иов. 27: 8); «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?» (Пс. 81: 1, 1); «Быть лицеприятным — нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду» (Прит. 28: 21); «За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона» (Мал. 2: 19); «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6: 5); «Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен» (Деян. 10: 34); «Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (Иак. 2: 9); «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Петр. 1: 22); «Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти» (Иуд. 1: 16); «Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2: 11); «Бог не взирает на лице человека (Гал. 2: 6)»; «над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (Еф. 6: 9); «А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия» (Кол. 3: 25); «Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!» (1 Фес. 2: 5).
____________________________________
Вообще, лицеприятие обусловлено тем, что страх перед начальствующими превосходит страх перед Богом; желание получать от них земные блага — превосходит желание получать от Бога блага небесные, а надежда на них — превосходит надежду на Бога и веру в Него. Однако хотя и «многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа» (Прит. 29: 26). И «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа … благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь» (Иер. 17: 5, 7) **.
_________________________________
** Приведем и другие цитаты по данному вопросу: «чисто слово Господа, щит Он для всех, надеющихся на Него» (Цар. 22: 31); «Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа» (Пс. 26: 14); «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей» (Пс. 117: 8, 9); «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения … Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Пс. 145: 3, 5); «надеющийся на Господа будет благоденствовать. Кто надеется на себя, тот глуп» (Прит. 28: 25-26); «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» (Ис. 2: 22).
__________________________________
Кроме того, и в Новом Завете ясно сказано, что лицеприятие является грехом: «если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (Иак. 2: 9). Заметим, что погрязшие в человекоугодничестве и лицемерии творят беззаконие и ложь и из них «никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство» (Ис. 59: 4).
ТАКЖЕ ОТМЕТИМ, ЧТО ЛИЦЕПРИЯТИЕ ВСЕГДА И ЛИЦЕМЕРНО, А ОДИН ИЗ САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ВИДОВ ЛИЦЕПРИЯТИЯ — ЛЕСТЬ, ЯВЛЯЕТСЯ ТРОЙНЫМ ГРЕХОМ:
● первый грех льстеца заключается в его собственном лукавстве или лжи, изобретателем которых является дьявол ***;
● второй грех льстеца заключается в его намерении (а также и действии), прикинувшись доброжелателем и с личной выгодой для себя ****, ввести в соблазн (искушение)*****, или подтолкнуть к греху******, того, кому предназначена лесть;
● третий грех относится к человеку, который, поверив лукавству (лжи) льстеца, воспринял лесть, как истину и впал в соблазн*******.
___________________________________
*** А) Дьявол при соблазнении Евы использовал весьма хитрое изобретение — ЛУКАВСТВО — ПОЛУЛОЖЬ, ИЛИ ПОЛУПРАВДУ. Правда заключалась в том, что прародители, в соответствии с (Быт. 3: 22), стали знать добро и зло. Ложь же заключалась в словах, что они при этом не умрут (Быт. 3: 4). Иными словами, дьявол, прикинувшись доброжелателем и используя свое коварное изобретение, подтолкнул прародителей на путь греха и смерти. Здесь, — как отмечает прот. Н. Иванов, — «человекоубийца притворяется человеколюбцем». Прп. Симеон Новый Богослов говорит: «диавол так делает, что, будучи врагом, принимает вид друга и, будучи тьмою, представляется светом».
Б) «Диавол … был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». (Ин. 8: 44).
**** Лесть и корысть — связаны между собой. Ведь, как очевидно, лестью часто можно добиться определенных и немалых выгод для себя.
***** «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 6, 7).
****** Лесть способствует увеличению самомнения у людей, для которых она предназначена. А это, в свою очередь, приводит к появлению у них грехов тщеславия, гордости, славолюбия, и совершению ими поступков, обусловленных этими грехами. Именно поэтому льстецы и ответственны за все неправедные поступки, сделанные под влиянием их лести. Вообще, «низкие царедворцы, готовые все оправдать ради улыбки господина, во все времена представляют главных виновников их преступлений» (Солон, Перикл, Александр Великий // ред. Веревкина И. Ю. — Киев: МП «Муза», 1992. — (Сто великих людей мира). С. 173).
******* «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф. 18: 8, 9).
____________________________________
Таким образом, весьма распространенное и, казалось бы, «безобидное» явление — ЛЕСТЬ, является весьма коварным и серьезным грехом, губящим, как самого льстеца, так и того, кто впадает от неё в соблазн********. Кроме того, поскольку лесть, в основном, предназначена для имеющих власть (т. е. начальствующих), то результаты такого вида лести имеют и СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, поскольку затрагивают, в той или иной степени, определенные группы людей. При этом льстец, вне зависимости от вида его лести, является учеником дьявола и последователем его действий*********. Как сказано в Священном Писании: «…обличающие будут любимы, и на них придет благословение» (Прит. 24: 25) и «обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком» (Прит. 28: 23).
________________________________________
******** «…сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1: 15). «…грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5: 12). «…возмездие за грех — смерть» (Рим. 6: 23). Св. прав. Иоанн Кронштадтский сравнивает гибельное действие греха на сердце с действием моли на одежду: «Есть моль для одежды, есть и для сердца человеческого. Это — грех» (св. прав. Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник // Т. II. 1859 — 1860. Богопознание и самопознание, или внутреннее
священнонаучение от Святого Духа. — М.: Отчий дом; Северная обитель, 2003. С. 206). То есть, как моль разъедает и уничтожает одежду, так и грех разъедает и умерщвляет душу.
********* «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3: 8). «Грех есть изобретение воли тварной» (свт. Григорий Нисский) (цит. по: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Догматическое богословие. — М.: СЭИ; Трибуна. Вып. 1. — 1991. — (Религиозно-философская серия). С. 103). «…Дьявол … был создан от Творца добрым, но самовластно сделался изобретателем порока… Он (грех — П.Д.) — изобретение свободной дьявольской воли» (св. Иоанн Дамаскин) (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. — М.: Ладья, 2000. С. 182, 325). «Грех — злой плод злого семени диавола... грех и беззаконие не Его (Бога — П.Д.), но диавольское изобретение и дело есть... начальник и изобретатель его (греха — П.Д.) есть диавол» (свт. Тихон Задонский) (цит. по Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского — М.: Самшит – издат, 2003. С. 37, 260). «Грех — это изобретение свободной воли дьявола» (архим. Иустин (Попович) (Иустин (Попович), архим. О первородном грехе. — Пермь: Пермское епархиальное управление; Панагия, 1999. С. 36). «Грех есть истое духовное прелюбодейство души человеческой с диаволом: человек подставляет ему сердце свое, и враг, соединяясь с душою, изливает свое семя в сердце человека — яд греха...» (св. прав. Иоанн Кронштадтский) (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник // Т. II. 1859 — 1860. Богопознание и самопознание, или внутреннее священнонаучение от Святого Духа. — М.: Отчий дом; Северная обитель, 2003. С. 163, 164).
______________________________________