О СМЫСЛЕ ПОГОВОРКИ «ПРОСТОТА ХУЖЕ ВОРОВСТВА»
Вначале отметим, что слово «простота», как и производные от него слова, имеет различные значения. Так, например, простота в отношении Бога означает абсолютную простоту Его природы. По отношению же к человеку, это слово уже означает относительную простоту природы его души по сравнению с его сложным телом. В отношении группы людей, данное слово может означать, например, обычных людей, не занимающих высокие государственные посты. Поэтому, здесь важно знать, в каком именно контексте использовано данное слово. Вообще, слово «простота» может толковаться и как «глупость, скудоумие, наивность, наивный человек» (Толковый словарь русского яз. под ред. Д. Н. Ушакова).
Смысл поговорки «Простота хуже воровства» означает следующее: Здесь «говорится неодобрительно о том, чьи простодушие, доверчивость, наивность приносят ущерб, неприятности» (Словарь пословиц и поговорок). Действительно, если человек, например, ворует и при этом понимает, что совершает плохой поступок, то это создает уже реальные предпосылки к его раскаянию. Если же человек, в силу своей наивности, чрезмерной (необдуманной) доверчивости, нерадивости, самонадеянности, незнания (при сохранении дееспособности) не сознает или не хочет сознавать отрицательной нравственной оценки или окраски совершаемого им неправедного поступка, то это хуже, чем осознанное воровство. Поскольку, именно в силу своей осознанности последнее имеет реальные шансы на искоренение, в отличие от «простоты», обусловленной указанными выше факторами. Аналогично этому и «“святая” простота» может быть хуже по своим последствиям, чем откровенное воровство, поскольку в силу своей совсем несвятой наивности и незнания может принести весьма горькие плоды, в том числе, например, социального характера. А ведь, как известно, наивность и незнание не освобождает от ответственности.
При этом отличить простоту, которая «хуже воровства» от святой (без кавычек) простоты (т. е. от прямоты, цельности, готовности идти за Богом и к Богу, невзирая на лукавые приманки дьявола) или простоты сердца (т. е. сердца нелукавого) можно по следующим признакам. Простота сердца — это чистосердечие (чистота сердца — П.Д.), искренность. Именно так толкует прот. Г. Дьяченко эти слова в (Деян. 2: 45-47): «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и ПРОСТОТЕ СЕРДЦА (выделено — П.Д.), хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (см. Полный Церковно-Славянский словарь). Отметим, что Сам Господь Иисус Христос говорил: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8).
---
Служба «Елицы.Записки»: Заказать молебны и молитвы на всякую бытовую и духовную потребу к достопочитаемым Православным Святыням России и мира:
zapiski.elitsy.ru/special/ozdravii?partner=elitsyweb
Молитвы с просьбами для здравствующих - онлайн сервис Елицы
Подайте молебен с просьбой об исцелении или решения проблеммы к святым. Большой выбор храмов, святых и икон. Гарантия исполнения.
Простите, но это набор слов искажаюший смысл... и пословицы и Бога.
Простите, но это набор слов искажаюший смысл... и пословицы и Бога.
Oleg, есть два варианта критики: нелепое критиканство и конструктивная критика. Нелепое критиканство отличается от конструктивной критики тем, что во втором случае приводятся конкретные доводы, что неправильно и как должно быть правильно! Поскольку в вашем комментарии этого нет, подумайте, к како...
Развернуть
Oleg, есть два варианта критики: нелепое критиканство и конструктивная критика. Нелепое критиканство отличается от конструктивной критики тем, что во втором случае приводятся конкретные доводы, что неправильно и как должно быть правильно! Поскольку в вашем комментарии этого нет, подумайте, к какому варианту критики он относится? И кстати, в посте нет никакого искажения ни смысла, ни слов о Боге!
Свернуть
Именно так и думал.Когда чувствуешь ущерб от человека, от невежества.
В детстве не понимаешь всех пословиц, но когда уже женился, то они помогают разделять хорошее от плохого, но не без помощи библии.
Oleg, есть два варианта критики: нелепое критиканство и конструктивная критика. Нелепое критиканство отличается от конструктивной критики тем, что во втором случае приводятся конкретные доводы, что неправильно и как должно быть правильно! Поскольку в вашем комментарии этого нет, подумайте, к како...
Развернуть
Oleg, есть два варианта критики: нелепое критиканство и конструктивная критика. Нелепое критиканство отличается от конструктивной критики тем, что во втором случае приводятся конкретные доводы, что неправильно и как должно быть правильно! Поскольку в вашем комментарии этого нет, подумайте, к какому варианту критики он относится? И кстати, в посте нет никакого искажения ни смысла, ни слов о Боге!
Свернуть
Для уточнения хотелось бы добавить:
Цитирую Ваши слова:
Аналогично этому и «“святая” простота» может быть хуже по своим последствиям, чем откровенное воровство, поскольку в силу своей совсем несвятой наивности и незнания может принести весьма горькие плоды, в том числе, например, социального характ...
Развернуть
Для уточнения хотелось бы добавить:
Цитирую Ваши слова:
Аналогично этому и «“святая” простота» может быть хуже по своим последствиям, чем откровенное воровство, поскольку в силу своей совсем несвятой наивности и незнания может принести весьма горькие плоды, в том числе, например, социального характера. А ведь, как известно, наивность и незнание не освобождает от ответственности.
Не сомненно что последствия любой простоты по сравнению с пониманием тонкостей несет последствия, но разве не написано не две ли птицы на рынке стоят по 100 гривен?И ни одна из них не лежит там без ведома Бога.Правда что простота бывает умышленая и не умышленная.Разница в том что один из них страдает за земное, а другой за духовное.Но не к осуждению это говорю.
Свернуть
Наивные аксиоматически НЕ способны совершать неправедные поступки, если не оказываются на грани существования
Наивные простые глупые доверчивые аксиоматически НЕ способны совершать неправедные поступки: делами, жестами, словами или молчанием, если не оказываются на грани существования
Наивные простые глупые доверчивые аксиоматически НЕ способны знать, кто их обкрадывает, кто врёт им делами, жестами, слов...
Развернуть
Наивные простые глупые доверчивые аксиоматически НЕ способны совершать неправедные поступки: делами, жестами, словами или молчанием, если не оказываются на грани существования
Наивные простые глупые доверчивые аксиоматически НЕ способны знать, кто их обкрадывает, кто врёт им делами, жестами, словами или молчанием
Разве это означает, что они хуже брехливой мерзости: мошенников и мошенниц, воров и воровок, которые обкрадывают наивных простых глупых доверчивых
Свернуть