ВЛАСТЬ, ГОСУДАРСТВО, ХРИСТИАНСТВО
АПОСТОЛЬСКИЙ ТЕКСТ ОБ ОТНОШЕНИИ К ВЛАСТЯМ (1 Петр. 2: 13-16; Рим. 13: 1-5; Тит. 3: 1, 2) ИНОГДА НЕПРАВИЛЬНО ПОНИМАЮТ, КАК НЕОБХОДИМОСТЬ ПОЛНОГО ПОДЧИНЕНИЯ ЛЮБОЙ ВЛАСТИ.
По толкованию свт. Иоанна Златоуста здесь речь идёт не о том, что всякий начальник поставлен от Бога, а о самом существе власти. Это, например, аналогично браку, который, хотя и установлен Самим Богом, однако Он Сам не сочетает каждого вступающего в брак. При этом вступать в брак могут и с дурными намерениями, что, конечно же, не следует вменять Богу (1. См. толкование на Рим. 13: 1).
Свмч. Иреней Лионский говорит, что если правители «будут действовать к ниспровержению справедливости, нечестиво, противозаконно и тиранически, то за это и погибнут, потому что праведный суд Божий равно простирается на всех и никого не минует» (2. Книга 5. Гл. 24).
Свт. Феофан Затворник, блж Феодорит, блж. Иероним, прп. Исидор Пилусиот, блж. Фиофилакт Болгарский полагают, что благочестивых правителей поставляет Бог, а нечестивых — Бог попускает в наказание за грехи людские. И если они приказывают что-либо противное Богу, то им нужно не повиноваться и открыто прекословить (1. См. толкования на Рим. 13: 1; Тит. 3: 1; 1 Петр. 2: 13).
Аналогичного мнения придерживаются также известный толкователь Библии А. П. Лопухин (1. См. толкование на Тит. 3: 1), философ И. А. Ильин (3: 447-450), проф. Н. Н. Фиолетов (4: 250-261).
Приведём и другие примеры ПРАВЕДНОГО НЕПОВИНОВЕНИЯ НЕПРАВЕДНОЙ ВЛАСТИ. Так Апостолы Пётр и Иоанн в ответ на запрет: «не говорить и не учить о имени Иисуса» (Деян. 4: 18), сказали начальствующим: «судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4: 19). И продолжали «с великою силою» свидетельствовать «о воскресении Господа Иисуса Христа» (Деян.4: 33). И Савл (будущий первоверховный Апостол Павел), ранее являющийся гонителем христиан (Деян. 9: 1, 2), и имеющий от первосвященника власть вязать всех, призывающих имя Иисуса Христа (Деян. 9: 14), после встречи с Господом (Деян. 9: 3-6), и крещения (Деян. 9: 18), — «тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий» (Деян. 9: 20). При этом св. Апостолы ясно говорили, что «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5: 29).
По мнению проф. Н. Н. Фиолетова: «вывод о религиозном освящении всякого веления и всякого носителя фактической власти» сделан на основании вырванных из контекста стихов Рим. 13:1—2 и без учёта их смысла. Этот вывод «решительно противоречит основному положению, проходящему через все учение евангельское и апостольское, что нет на земле такой силы и власти, которые могли бы противостоять совести и религиозному сознанию христианина. Ничто не может заставить христианина признать то, что противоречило бы его вере … Власть, по апостолу, существует для определенного назначения, определенного морального призвания, а не сама для себя, как самодостаточное начало. И только в силу этого назначения, этого призвания она имеет значение.
… Государственная власть имеет нравственное значение и действительную силу постольку, поскольку она связана с началами права и справедливости, поскольку “начальник не напрасно носит меч”, поскольку он действует на “пользу” народов, а не на вред, поскольку он “добрый слуга на добро”.
Есть существенное различие между властью, основанной на праве и нравственности, и тиранией, действующей исключительно в своих интересах, господствующей ради господства. И это различие проводится в святоотеческой литературе. Государство в подлинном смысле не мыслится вне связи с правовыми началами, без которых оно превращается в голую силу и по существу ничем не отличается от “шайки разбойников”.
Данное положение с особенной ясностью раскрывает блж. Августин. “При отсутствии справедливости, — пишет он, — что такое государство, как не простая разбойничья шайка, так же, как и разбойничья шайка что такое, как не государство? И они (разбойники) представляют собой общество людей, управляются начальствами, связаны обоюдным соглашением, делят добычу по установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей достигает таких размеров, что захватывает города и страны и подчиняет своей власти народ, тогда открыто получает название государства” (“О граде Божием”, IV).
И, конечно, не такому государству предлагает заповедь повиновения “не за страх, а за совесть” Апостол Павел» (4: 253, 255, 256).
_______________________________________________
ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Толкование Священного Писания. Монастырь «ОПТИНА ПУСТЫНЬ».
2. Свмч. Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей).
3. Ильин И. А. О сопротивлении злу силой. — М., «ДАРЪ», 2005.
4. Фиолетов Н. Н., проф. Очерки христианской апологетики. Изд. 3-е. Предисловие проф., доктора наук прот. Глеба Каледы. — Клин, «Христианская жизнь», 2007.