Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

О СТРАСТЯХ


5. КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАСТЕЙ (ПРОДОЛЖЕНИЕ. П.11)

В другом месте прп. Иоанн Лествичник называет наслаждение матерью всех страстей (см. Слово 7, гл. 48), а про сластолюбие и лукавство говорит: «Сластолюбие и лукавство суть родительницы всех зол; одержимый ими не узрит Господа; но и удаление от первого, без удаления от второго, не принесет нам никакой пользы (см. Слово 26, гл. 50).

«…Чревоугодие, по мнению отцов-аскетов, является корнем и источником для других страстей, а потому, не освободившись от этого порока, никак нельзя приступить к внутренней борьбе с движениями и возмущениями души (Иоанн Кассиан Римлянин. Книги постановлений... V, 13; 11)» (митр. Николай (Могилевский). Тайна души человеческой).

Свт. Иоанн Златоуст про главные страсти пишет: «Главные наши страсти — я разумею гнев и пожелание… — сильнее в нас действуют и более других свойственны нам» .
Прп. Антоний Великий самыми злыми страстями души считает «ненасытное желание богатства и удовольствий, славолюбие и тщеславие при неведении истины» (Слово 4). В другом месте он называет самыми большими страстями чревоугодие и ненасытное желание житейских благ.

Прп. Амвросий, старец Оптинский, рассуждает о главных и зловредных страстях так: «Святой Лествичник выставляет три главные страсти, борющие находящихся в повиновении: чревоугодие, гнев и похоть плотская. Последние приемлют силу от первой, похоть возгарается от чревоугодия и покоя телесного, а гнев — за чревоугодие и за покой телесный. Весь же этот злой собор рождается и происходит от самолюбия и горделивого расположения души. Посему Господь и повелевает в Евангелии отвернуться себя и смириться…»; «…Неверие и лукавство, зависть, и злоба, и ненависть хуже всех грехов и зловреднее всех страстей и пороков… Причина неверия — любление земной славы… А зависть, и злоба, и ненависть происходят от гордости и неимения любви к ближним».

Прп. Макарий, старец Оптинский, наставляет: «Мир же, по святому Исааку, составляют страсти, и особенно три главные: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие. Если против них не вооружаемся, то неминуемо впадаем в гнев, печаль, уныние, памятозлобие, зависть, ненависть и подобное…
Главные наши страсти: гордость, самолюбие, а от них гнев, ярость, зависть, злопомнение, поречение ближних, презрение своего сердца…
Главные три вражеские исполина: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие, самолюбием укрепленные — стараются наблюдать и взять власть свою над бедными нашими умом и сердцем, а за ними уже нетрудно и весь собор злых страстей и грехов невозбранно пленяют душевный наш град и, лишая нс многовожделенного мира и спокойствия, соделывают сметения, неустройства и крамолы в убогой душе нашей, что вы видите и в своем устроении, не имею мира и спокойствия душевного».

«По свидетельству преподобного аввы Дорофея, “все отцы говорят, что всякая страсть рождается от сих трех причин: от славолюбия, сребролюбия, сластолюбия” *». Преподобный отец также считает, что «самолюбие же есть “корень всех страстей”».
_________________________________
* Митр. Иерофей (Влахос) о сластолюбии говорит: «Внутреннее сластолюбие – это опять-таки болезнь сердца, проявляющаяся в том, что сердечное наслаждение не обращается к любви Божией и не радуется ей, но получает удовлетворение от плотских предметов, не угодных Богу. Сластолюбивое сердце служит темницею для души, особенно в час ее исхода. Согласно преподобному Марку Подвижнику, “сластолюбивое сердце во время исхода бывает темницею и узами для души” (Добротолюбие. Т. 1. С. 522). Пока существует тело, страсти души получают удовлетворение. Однако, когда душа освободится от тела, они уже не могут быть удовлетворены, поскольку материальные предметы для нее больше не существуют. Поэтому страсти, главным образом сластолюбие души, не находя удовлетворения, будут утеснять ее. Это и есть те мытарства, о которых говорится в святоотеческих трудах. Поэтому сластолюбивое сердце становится темницей и цепью для души в час ее исхода».
_____________________________________________

Самолюбие основной страстью считают и другие свв. отцы:

● Свт. Феофан Затворник говорит: «Каждый из нас приходит в свет сей только с семенем всех страстей — самолюбием. Сие семя потом жизнию и свободной деятельностию развивается, растет и раскрывается в большое дерево, которое ветвями своими покрывает всю греховность нашу (епископ Феофан. Начертания христианского нравоучения, с. 169)»;

● «По учению Исаака Сирина, “прежде всех страстей — самолюбие” (св. Исаак Сирин. Слова подвижнические, 51, 228), от которого, “как ветви какие, отрождаются страсти” (св. Ефрем Сирин. Добротолюбие, т. 2). Отсюда мы приходим к такому выводу: каждая страсть есть прежде всего порождение самолюбия, которое является необходимой психологической почвой, на которой и из которой вырастают все страсти, заимствуя у нее свои соки и всецело определяясь ею в своих характерных особенностях»;

● «По словам прп. Максима, основной страстью, от которой происходят и рождаются все остальные, является самолюбие. Самолюбив тот человек, который чрезмерно любит самого себя и служит самому себе. Когда внимание человека отвлекается от Бога, так что он не заботится о том, чтобы соединится с Ним и выполнять Его святую волю, то неизбежно обращается к самому себе и постоянно желает себе угождать. “Берегись, — советует прп. Максим, — матери зол, самолюбия, которая есть неразумная любовь к телу”. От страсти самолюбия “рождаются три первые и родовые страстные и неистовые помыслы, а именно: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие”. От этих трех помыслов “рождается все племя страстей” (Добротолюбие. Т. 3, с. 188).
В другом месте преподобный, описывая ужасные последствия самолюбия, называет его матерью, которая имеет много дочерей. “Многоядение и сластоядение бывают причиною нецеломудрия; сребролюбие и тщеславие” — ненависти к ближнему; мать их — самолюбие — есть причина обоих (Добротолюбие. Т. 3, с. 197)»;

● По мнению блж. Фалассия: «Предшествует всем страстям самолюбие; после же всех их следует гордость. Три главнейшие страсти греховные порождение свое имеют из страсти самолюбия. Эти три суть: чревоугодие, тщеславие и сребролюбие, из которых исходят все другие страсти. За чревоугодием следует блуд, за тщеславием — гордость, прочие же — за всеми тремя. За всеми тремя последуют — печаль, гнев, злопамятство, зависть, леность и прочие…» (аввы Фалассия о любви, воздержании и духовной жизни к пресвитеру Павлу. Сотня первая, пункты 86-90).

В. Н. Лосский пишет: «…корень всякого греха — гордость, которая есть бунт против Бога… Корень греха — это жажда самообожения, ненависть к благодати».

Прот. Александр Мень полагает, что человека больше всего соблазняет власть (то есть стремление к власти является доминирующей страстью): «Воля к власти — самый серьезный импульс и самый тяжелый грех человека. За всеми социальными, политическими, культурными битвами стоит воля к власти. Фрейд напрасно считал, что в основе всего лежит либидо, секс. Ничего подобного! Миллионы людей отказывались от брака, но от власти никто никогда не отказывался. Об этом всегда нужно помнить. Вся человеческая цивилизация построена на грехопадении, на первородном грехе, она сохранила в себе вот этот импульс власти. Подумайте: ведь всякая магия была построена на стремлении властвовать над природой и человеком, так же, как и наша техническая цивилизация. С точки зрения властолюбия можно описать всю мировую историю, и это будет правда. Проанализируйте любое выдающееся событие истории, и вы увидите, какую колоссальную роль играла в нем жажда власти. Этот импульс не оставляет человека до старости. Он может уже не интересоваться пищей, не интересоваться многими жизненными удовольствиями, он может уже еле двигаться, но власть остается единственным и последним, что ему мило и дорого».

Аналогичное мнение высказывает и протопресвитер Михаил Помазанский: «И современные психологические наблюдения приводят исследователей к выводу, что похоть и гордость (жажда превосходства над другими) являются главными рычагами стремлений современного падшего человека, даже когда они глубоко скрыты в душе и не выступают в сознании явно».

Отметим, что «грехопадение было первым моментом, когда в человеке восторжествовала воля к власти...». Иначе говоря, в грехопадении, впервые в роде человеческом, проявилась страсть (жажда) власти, как желания обладать дополнительной возможностью — стать как боги, знающие добро и зло. Свт. Григорий Богослов связывает эту страсть, гнездящуюся в потомках Адама, с первородным грехом: «Если в отношении к Богу первородный грех выразился идолопоклонством и язычеством, то во взаимных отношениях людей дает почувствовать себя преобладанием (между людьми — П.Д.)».

(СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ)

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем