В каком храме состоялось Сретение Господне?
С Праздником, православные! Близко Сретение Господне, еще один наш фундаментальный праздник.
Тропарь так описывает это событие:
Радуйся, благодатная Богородице Дево: ибо из Тебя взошло на небосклон Солнце праведности — Христос, Бог наш. Веселись и ты, праведный старец, принявший в свои объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.
Солнце Правды Христос встречается со старцем Симеоном и так сбывается древнее пророчество. Однако, из тропаря совсем не виден контекст этой встречи. А он очень важен. Ответив на ряд прямых вопросов можно получить предельно ясную картину этого великого события.
Вопрос 1 — Когда произошло это событие?
Синодальная библия и множество толкований к ней однозначно говорят - событие произошло на 40 день после Рождества Христа. Ибо таково было правило Древней Церкви.
Вопрос 2 — Где произошло это событие?
Синодальная библия говорит однозначно - в Иерусалиме, в храме Соломона. И тут лично у меня возникает когнитивный диссонанс, поскольку на 40 день после Рождества Христос был уже в Египте. Из Евангелия известно, что после возвращения с переписи в Нижнюю Галилею Пресвятая Мария и Ее праведный обручник Иосиф испытали тяжкие опасения за жизнь Богомладенца. И тогда Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе, потому что Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.» (Евангелие от Матфея 2:14-15). А умер Ирод, когда Исусу было 4 года. Получается, что на 40 день принесли Христа в храм в Египте, но не в Иерусалиме.
Вопрос 3 — Кто встретил Святое Семейство в египетском храме?
На иконах праздника согбенный Симеон в порыве простирает ко Христу задрапированные в мантию руки. Симеон изображен подчеркнуто ветхим старцем с длинными волосами – по преданию, в ожидании обещанной ангелом встречи с Господом он прожил более трехсот лет.
О праведном Симеоне Богоприимце мы узнаем в основном из Евангелия от Луки. Совсем немного информации, но и этого достаточно, чтобы понять где точно произошла эта Встреча. Несмотря на все правки текстов Евангелия и приписки, начавшиеся в нашей Церкви во времена Феофана Прокоповича (не к ночи будет он помянут).
Согласно Преданию, святой Симеон был одним из семидесяти двух переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести ряд древних книг (сакральных текстов) на греческий. Именно этот перевод известен сегодня под названием «Перевод 72-х толковников» (или Септуагинта). И местом создания этого текста исторические источники определяют Александрийскую библиотеку в Египте. То есть, праведный Симеон Богоприимец работал и жил в Александрии. Как и его заказчик царь Птолемей II.
Для царя Птолемея II святой Симеон переводил книгу пророка Исаии. В ней он натолкнулся на фразу, которая привела его в замешательство, буквально обескуражила. В древнем подлиннике эта фраза звучала как: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7, 14). Ученый был уверен — слово «Дева» явная ошибка! Как дева (то есть девственница) может родить ребенка? Симеон хотел исправить нелепицу, рука его уже потянулась к бумаге. Но в ту же секунду перед ним предстал Ангел. Он удержал перо книжника и молвил: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Эти слова Ангела стали пророческими — шли десятилетия, а Симеон все жил и жил. И каждый день ждал, когда же явится миру Мессия, рожденный от Девы. И дождался. Интересно, как показывает Сретение (Встречу) православный иконописный канон. Либо на пороге храма, либо рядом с алтарём, либо Симеон принимает на руки Богомладенца через Царские врата алтаря как первосвященник (иллюстрации ниже). Такой канон письма икон становится понятен если знать следующий факт: еще до Рождества Христа пророки отмечали 15 февраля Встречу не только лишь человека с Богом, но и Самого Бога и Сына Божьего. И снова встает вопрос.
Вопрос 4 — В каком же храме произошло Сретение (Встреча)?
В том, где находилось отделение Александрийской библиотеки и рабочее место святого Симеона, в Серапеоне.
Далее позволю себе большую цитату из статьи историка раннего христианства Лады Виольевой «Молились Христу и Серапису. Первый христианский храм». В ней столько интересных деталей, хочется передать их все:
«Император Адриан, путешествуя по Египту в 134 году, свидетельствовал (в письме Серванию): принявшие христианство копты (коренные египтяне) продолжают поклоняться Серапису. Епископ христиан совершает богослужение в храме Сераписа в Александрии. Видел Адриан и самого папу, поставившего того епископа, «молящимся Христу и Серапису».
Под именем Сераписа копты знали Папая – Всевышнего Бога скифов. Скифы называли Всевышнего именем Папай Дий, то есть Отец Небесный.
Главный священнослужитель храма Папая (Сераписа) назывался папой. Поэтому вплоть до четвертого века по Р.Х. папой назывался лишь митрополит Александрийский. Позднее Рим узурпировал это звание для своего епископа. Несмотря на то, что скифское богословие Папая представляет корни Александрийской богословской школы, а отнюдь не школы латинствующих.
Сейчас католики видят в созвучии слова «папа» (русское «отец»; латинское «Papa Romanus» — папа Римский) с именем скифского божества «Папай» лишь случайность (если вообще знают что-либо о Папае). А ведь Христос исповедовал Всевышнего не иначе, как Отца Небесного своего. Бог ветхозаветный ни разу не назван так. Всевышний известен был как Отец Небесный скифам (Папай Дий), браминам Индии (Дьяу Спитар) и древнерусским волхвам. У последних сложилось даже устоявшееся именование Всевышнего: Сварог Небесный.
Александрийский Серапион может быть назван не только первым, а и самым христианским храмом за всю историю: под ним имеются древние катакомбы, в которых четыре года скрывались от иудейского царя Ирода Богородица и Младенец Христос. То есть, первые четыре года своей земной жизни Христос провел в храме Сераписа.
Не об этом ли на самом деле речение Христа: «В принадлежащем Отцу Моему пребывание Мое» (Лк 2:49)? Когда феофилиты разрушили храм Сераписа в Александрии, они увидели на его фундаменте монограмму Христа (свидетельствует Сократ, христианский историк пятого века) и были поражены ужасом и раскаялись в святотатстве.
Эта монограмма – лабарум – была начертана, скорее всего, рукою Евангелиста Марка. Ведь первым христианским священнослужителем Александрийского храма Сераписа был святой Марк (Маркус, лат. — Молот), апостол Христов, создатель одного из четырех канонических Евангелий. Марк основал коптскую христианскую церковь в 48 году и был ее патриархом (папой) вплоть до своей мученической кончины в 68 году.
Ученик ученика св. Марка, стоик Пантен, основал Александрийскую богословскую школу. Преемниками Пантена были святые Александрийские в такой последовательности: Климент, Ориген, Геракл (Иракл), Дионисий, Ахилл, Серапион, Макарий, Дидим и Родон. Последователями Александрийской богословской школы были Григорий Чудотворец, Кирилл (пламенный обличитель иудаизма как антихристианства), Евсевий Кесарийский и Афанасий Великий.
Собрание книг Александрийской школы хранилось в храме Сераписа. Причем хранителями первой христианской библиотеки были, традиционно, жрецы Сераписа. Они весьма искусно препятствовали уничтожению раннехристианских книг в годы антихристианских гонений. Жрецом Сераписа был святой Пахомий Великий (292-348гг.). Христианство обязано ему не только как основателю монашества и монастырей, но и как сохранившему Евангелие от Фомы и прочие раннехристианские священные тексты.»
Времени пройдёт совсем немного –
утешался старец Симеон, –
и мои глаза увидят Бога,
мне Себя как Есть, откроет Он!
И отпустит с миром восвояси,
и с сердечным: «Задержал, прости!» –
щедро мой дорожный плащ украсит
Звёздной лентой Млечного Пути…
Лишь, открытка в праздничном конверте
с Приглашеньем в Новый, лучший Свет,
всем напомнит:
Жизнь прекрасней Смерти,
да, ещё о том, что смерти – НЕТ! (З.Амри, 2012 год)
Комментарии отключены и скрыты