Наше обличение
«Не из-за неверия ли народов я родился им во обличение?» — это одна из мыслей слепого (найти её можно в стихирах на Господи воззвах), исцеление которого мы сегодня вспоминаем. Эта мысль запала мне в душу, и о ней я размышлял всю вечернюю службу.
Христос, отвечая на вопрос учеников, ответил «… Чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 2–7). Обличение и дела Божии — какая между ними связь?
Когда закончилась служба, все прихожане направились к выходу. На выходе всех поджидали женщины просящие милостыню, и где-то там ковылял старик, торопясь стать в ряд. «Вот оно!» — подумал я, — «Это то самое обличение!». И действительно, все люди, которые выбиваются из ряда нормальных людей, обличают ненормальность этого мира. Они не просто напоминание, а явление того, что этот мир в грехе лежит. Ведь они стоят у храма не по своей воле, но по нужде, которая наверняка появилась из-за грехов личных или общественных.
Люди склонны скрывать свои грехи, страстные привычки и мысли. Но люди убогие (в смысле «у» + «Бога», т.е. те, кто находится на особенном служении Богу) являют эти их грехи. Потому что убогие другие. Кто горд, тот видит в этих людях отсутствие гордости, чем и раздражается. Кто тщеславен, тот сомневается в себе, ибо убогие не ищут славы. Кто сребролюбив, тот оскорбляется их нищетой. Кто гневлив, тот изумляется их кротости. Кто уныл, тот видит ответ в их глазах. Кто печален, тот проникается их радостью о куске хлеба или одному рублю. Кто чревоугоден, тот видит реальность жить попроще. Кто блудлив, тот познает тщету своих желаний.
Убогие заставляют нас ценить то, что имеем мы. Разум, достаток, семью, здоровье. Кто-то говорит, что всем убогим помочь нельзя. Но им помогать и не нужно, ведь о них печется сам Бог. Может быть их как раз ровно столько, чтобы даже невозможно было помочь все. Но не смотря на это, такие люди живут. Не умирают от скорби, но живут. Инвалиды, нищие, бесноватые. Это они помогают нам, что явно указал Бог в притче о 10 девах (Мф. 29, 9) и в Своем Откровении (Откр. 3, 18). И в этом заключаются дела Божии, которые Он творит через них.
Давать им необходимое, не осуждать их, видеть в них свои грехи, сострадать им, просить их помолиться о нас — вот наш удел наемников единонадесятого часа.