Вера не в объяснениях
Тот, кто способен поверить в Бога — не нуждается в объяснениях. Мало того, он не нуждается в чудесах, знамениях и тп. Вера в человеке — это тайна, которая необъяснима. Все верующие люди знают, что вера неизвестно откуда приходит и куда уходит. А это, как мы помним, свойство Духа Святаго: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3, 8). Получается, что вера не от того, что кто-то там проповедует, или кто-то там чудеса делает. И поэтому излюбленное дело православных — объяснять вероучение нашим неверующим родственникам и друзьям — бессмысленно. Объясню почему.
Вспомним мудрые (читай «практичные») слова Авраама: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят». Моисей дал Закон, через который (но никак не из-за которого) люди получили возможность спасаться верою (т.е. не Законом спасались, а верой) в грядущего Мессию. А пророки были лучшими образцами исполнения закона и веры, а также обличали беззакония людей и давали им более точные указания, как следует исполнить Закон в конкретных житейских случаях, а как не следует.
Получается, что для обретения веры достаточно три вещи: средство спасения (что спасает), живые примеры (как спасаться), и что я делаю не так (руководство в законе и вере). Но все это внешнее. Внутренним же можно назвать готовность своей души принять Духа. Сказать о том, что Дух входит только в полностью чистые души неверно. Были разной степени грешники, которые обращались к Богу и становились в последствии святыми. Значит Дух ищет в человеке какое-либо не забитое страстями и грехами стремление души, которое чисто само по себе. То есть, к примеру, апостол Павел был страшным гонителем христиан, но зато он всегда был ревностным хранителем чистоты своей веры, чем Бог его и уловил. И именно в конкретные добрые свойства человеческой души и входит Святой Дух, и преображает тем самым всего человека. Как говорил апостол Павел, достаточно согрешить в чем-то одном, чтобы быть причисленным ко всем грехам сразу. Так и в добре. Достаточно совершить один добрый поступок, чтобы иметь возможность стать добрым всецело.
Вспомните, как вы поверили в Бога и пришли в храм. Разве для нас было важно то, как устроен храм, на каком языке читают в храме, что поют певцы, кто такой Бог и зачем нам все это нужно. Нет. Мы просто поверили, пришли, и стал слушать. А все остальное у нас появилось после. И то возможно только из-за нашей немощи. Ведь известно, что вера, которая была первична и стала ослабевать, может укрепляться толкованиями и объяснениями, которые в обилии есть в Священном Писании и Предании (Святые Отцы и живые благочестивые люди).
Недавно один человек прислал мне интересные вопросы, на которые я ему ответил (о чем напишу позже. Речь шла о том, почему Богу приносились в жертву невинные животные). Но не смотря на мои ответы, он продолжил задавать мне еще более пространные, и никак не относящиеся к предыдущим, вопросы. Я сначала не догадался, а потом понял, что его задача не получить ответы, ведь человек получив долгожданный и, главное, принятый его сердцем ответ, вскоре находит успокоение души. А тут было все наоборот. Его последующие вопросы были все более и более расплывчатыми, и даже агрессивными. Он словно хотел просто вылить на меня все свои претензии к Богу, а я был всего лишь средством для этого. Мне казалось, что он хочет либо найти в чем меня обвинить или просто поспорить, по сути, ни о чем.
Нужно помнить что грех всегда стоит при дверях нашей души. И начав с ним разговаривать через стенку нашей тонкой души, можно невольно откликнуться на его просьбу впустить его, и обсудить дело лицом к лицу. Что уже само по себе будет поражением. И потому, даже разговоры о неправдах Бога по отношению к людям или животным так или иначе могут задеть нашу душу. И для того, чтобы это не произошло, нужно всего лишь одно — дать человеку подсказку где он может найти ответы на свои вопросы, но никак не давать их самолично. Ведь к вере человека приводит не наши объяснения, а Святой Дух.