Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Теории личности в психологии (православный взгляд)

Клиент-центрированный подход К. Роджерса

Удивляюсь господствующему в данное время среди психологов, и в том числе православных, клиент-центрированному подходу К. Роджерса. Сам Карл Роджерс вырос в американской протестантской семье и тоже какое-то время готовился стать пастором. Затем в его жизни произошло некоторое событие, определившее его дальнейший путь и приведшее к занятиям психологией как научной так и практической деятельностью. "В числе десяти американских студентов колледжа он был избран для поездки на конференцию Всемирной студенческой христианской федерации в Пекине. Он провел более шести месяцев за рубежом, где наблюдал религиозные и культурные отношения, совершенно отличные от тех, к которым он привык. Жизнь на Востоке не только сделала его взгляды на жизнь более либеральными, но и заставила усомниться в божественности Иисуса. Эта поездка также сделала Роджерса независимым от интеллектуальных и религиозных уз родителей "

Данное направление возникло в рамках гуманистической психологии в противовес психоанализу и бихевиоризму. Но, если психоанализ признавал обусловленность человеческого существования бессознательными инстинктами агрессивного и сексуального характера, а индивидуальная психология Адлера — мотивом власти, то надо отдать им должное, так как это может быть отнесено к греховной поврежденности, ветхому человеку и склонности ко злу человеческой природы после грехопадения. Однако классический психоанализ не признавал существования добра в человеке, поскольку он отрицал Бога, а совесть как голос Божий в человеке называл всего лишь Сверх - Я (социальные установки навязанные родителями и обществом).

Бихевиоризм занимался лишь поведением человека, признавая его детерминированность условиями среды, схемой «стимул — реакция», и был свободен от каких бы то ни было религиозных концепций. Но всё же, роль сознания и его функции регулирования поведения человека, без поисков скрытых причин, вполне может быть принята православным мировоззрением. Правда, популярная сейчас когнитивно-бихевиориальная психотерапия очень много внимания уделяет работе с мыслями человека, считая их порожденными исключительно его собственным умом. Православие же утверждает, что не все мысли человека — его собственные, бывают и навеянные иными силами и не следует уж так досконально с каждой мимолетной мыслью разбираться, что не отрицает, впрочем, ограниченного применения этого метода.

А вот с гуманистическим подходом Роджерса всё гораздо сложнее, вернее просто, но здесь кроется обман. Роджерс утверждал, что в человеческой природе заложено только доброе и хорошее, и нет ничего плохого (гуманизм). Следовательно нужно помочь развитию и самоактуализации всего того, что заложено и есть в человеке. Главное — это осознать свои желания и потребности и реализовать их в жизни. Болезнь (невроз) по Роджерсу возникает, когда человек обманывает сам себя и других и не делает того, что он на самом деле хочет (а хочет он только хорошего и нужного), что присуще его природе, и боится самореализоваться. Нужно прислушиваться к своим чувствам и импульсам и развивать организмическое доверие, так как наши чувства являются критерием истины. Ну и конечно, постулируется свобода и ответственность каждой уникальной личности... Ответственность, правда понимается прежде всего перед самим собой и своими ценностями (а не перед Богом).
Пути самоактуализации по Роджерсу:

▪ Переживание без критики ▪
. Предпочтение выбора роста выбору страха
▪ Прислушивание к голосу импульса
▪ Честность, принятие на себя ответственности
▪ Нонконформизм, независимость
▪ Раскрытие своих возможностей
▪ Понимание, что для тебя хорошо и что – плохо, цели жизни
▪ Отказ от психологических защит

Основным условием воспитания такой свободной, самореализующейся и самоактуализирующейся личности является безусловное позитивное внимание от значимых других. И ни в коем случае не обусловленное позитивное внимание, а то ребенок будет вырабатывать оценочные суждения, какие его поступки достойны принятия и уважения, а какие нет.
Можно себе представить, кого получится воспитать с таким безоценочным позитивным вниманием к любым поступкам и проявлениям ребенка. Не иначе как антисоциального психопата. А тем не менее подход Роджерса является доминирующим как на западе, так последнее время и у нас в стране в системе подготовки психологов и педагогов. В частности, объяснить это родителям пытается уже не одно десятилетие Ю.Б. Гиппенрейтер.

Понятно, что православная антропология и аскетика утверждает совершенно противоположное: о том, что человеческая природа повреждена грехопадением, чувства искажаются и легко превращаются в страсти, необходим контроль разума и сознания над поведением. Да и клиническая психология выделяет основные критерии психического здоровья: контроль сознания над эмоциями и поведением, и критичность к себе, своему состоянию, своим мыслям, чувствам.
Не говоря уже о нравственных нормах Нового Завета. Хотя в наше в время это уже кажется просто недостижимым, люди с трудом могут исполнять ветхозаветные заповеди, да и то не все.

Конечно, такие понятия как уникальность каждой личности, а также
уважение, свобода и ответственность есть и в христианском мировоззрении. Не все правда они одинаково понимаются. Но где кончается моя свобода и начинается свобода другого? Где границы моей самореализации, и начало границ самореализации другого? Такой вопрос вообще не стоит в клиент-центрированном подходе Роджерса - каждый должен самореализоваться максимально, следуя своей врожденной природе. В результате выигрывают наиболее наглые :)

Однако в гуманистическом направлении ближе всего к христианству экзистенциальный подход Виктора Франкла. Логотерапия или поиски уникального смысла для каждого человека в его конкретных обстоятельствах, способность к самоотстранению и самотрансценденции, вполне могут сосуществовать с православным мировоззрением. И разумное применение техники парадоксальной интенции (утрирование, доведение до абсурда) и дерефлексии (переключение внимания с себя на другого или на какое-либо дело, как бы забыть себя, приводит к ощущению собственного благополучия и счастья) вполне оправдано.

Лихо Вы красанулись.

11 января 2017 в 12:46

Да, нет Александр Владимирович. Это для себя подсказка в работе, чем руководствуюсь когда консультирую. Потому что, сначала был отказ вообще от всего, и погружение в чтение аскетики и святых отцов. Казалось, что православному человеку психолог не нужен, тем более если есть духовник. А уж о борьбе...

Развернуть

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Рекомендуем