О ВИДЕНИИ ГРЕХОВ, духовное зрение или взгляд в себя, зачем нам видеть грехи?
«Господи, Царю, дай ми зрети мои прегрешения и не осуждать брата моего» - последние слова молитвы Святого Ефрема Сирина. Странную просьбу обращает Богу Святой Ефрем. Оно тебе надо, видеть твои грехи? Ну дай мне здоровья, это понятно, денег дай, дай ребенка, дай мужа - это понятно. «Дай мне зрети мои прегрешения», зачем? Чтоб не гордиться, чтоб никого не осуждать. Не суди никого, и Бог тебя не осудит.
Бывали примеры в истории Церкви, когда люди, не обладавшие никакими добродетелями, мужеством, горячей молитвой, просто воспитывали в себе неосуждение, приходили на Суд и находили великую милость. Господь говорит: «Я тебя не сужу ни в чем». Это удивительный дар - никого не осуждать. И все, ты прощен, не нужно на коленях стоять всю ночь, не нужно изнурять себя до язвы желудка постом, ты не суди никого. А как? Я же вижу, что вот этот болтун, а тот жене изменяет, этот пьяница, а тот лентяй, я же все это вижу. У меня же глаз работает наружу, а не внутрь. Вот это и есть мой грех.
Поверни глаза зрачками в душу. Так это, оказывается, я вижу вообще вокруг только то, что есть во мне. Так что, если вы видите в людях что-то злое, это точно есть у вас. Есть великие святые, которые от великой благости забывали, что зло есть в мире. Они видели всех, как ангелов. Все лучше меня, я хуже всех, и греха нет в мире. В таком состоянии многие святые пребывали. А мы нет, у нас кругом картина мира ужасная, мы всех осуждаем. Если ты осуждаешь начальство, значит ты сам хочешь порулить, на этом строится все революции. Если ты осуждаешь богатых, значит ты сребролюбец. Ты просто завистник, ты не правдолюбец, а сребролюбец. Ты просто мелко завидуешь, но ты пока еще себе в этом не признался. Если бы ты хоть раз бы вспомнил том, что богатые тоже болеют и умрут, нечему завидовать, им еще хуже живется, чем простому человеку. Просто вы этого не знаете и знать не хотите, потому что завидуете, потому что осуждаете. И это осуждение заворачиваете в обертку правдолюбства мнимого.
Когда ты видишь свои грехи, то ты перестаешь замечать грехи окружающих, тебе они абсолютно неинтересны. Неважно, кто, как, с кем и почему согрешил. Ты видишь себя грешником и совершенно не хочешь видеть грешниками людей, тебе это неинтересно. Тебе противно это, отвратительно замечать чужие грехи, ты их не видишь. Тебе неинтересно искать грязь в человеке. Если бы мы не занимались этим, мы бы жили в раю, а так мы неизвестно еще, где будем. Потому что мы совершенно не хотим видеть свои грехи и плакать о них перед Богом.
Рассуждение О ВИДЕНИИ ГРЕХОВ, духовное зрение или взгляд в себя, зачем нам видеть грехи?
о.Андрей Ткачев
Елицы: Кому дороги программы "Доброе утро" и "Коротко о важном" с о.Андреем Ткачевым, помогите https://elitsy.ru/parish/6581/donations/170/ или https://elitsy.ru/parish/6581/876898/
Любая пожертвованная вам сумма - существенный вклад, это, в первую очередь, - моральная поддержка. И для технического обеспечения трансляции программы ежемесячно требуется по 50 тыс.руб.
Интересные личности
- Митрофорный протоиерей
- Священник
Спаси Христос Вас за любовь и помощь Отец!
Руководство к духовной жизни Преподобного Варсонофия и пророка Ионна
отв. 17 стр.35
…ты называешь себя грешником, а на деле не показываешь себя сознающим сие. Признающий себя грешным и виновником многих зол никому не противоречит, ни с кем не ссорится, ни на кого не гневается, но почитает всех л...
Развернуть
Руководство к духовной жизни Преподобного Варсонофия и пророка Ионна
отв. 17 стр.35
…ты называешь себя грешником, а на деле не показываешь себя сознающим сие. Признающий себя грешным и виновником многих зол никому не противоречит, ни с кем не ссорится, ни на кого не гневается, но почитает всех лучшими и разумнейшими себя. И если помыслы, ругаясь над тобою, говорят тебе, что это так и есть на самом деле, то как же они возбуждают сердце твое против лучших тебя? Будь внимателен, брат, -- это неправда: мы еще не достигли того, чтобы считать себя грешными. Кто любит обличающего его, тот премудр (Притч.9.8). Если же кто любит его и не исполняет того, что слышит от него, то это более походит на ненависть. Если ты грешен, то зачем укоряешь ближнего и обвиняешь его, будто через него приходит к тебе скорбь? Разве не знаешь, что всякий искушается собственным сознанием (Рим.14, 22) и это рождает ему скорбь… А касательно того, что ты назвал себя неразумным, скажу тебе: берегись, как бы не быть тебе обманутым; испытай себя -- и найдешь, что на деле не считаешь себя таковым; ибо, если думаешь так о себе, то не должен ни на кого гневаться, будучи не в состоянии рассудить, хорошо ли или худо исполнено дело; ведь безумный называется несмысленным, а безумный и несмысленный, как сказано, не имеет в себе соли мудрости; не имеющий же соли в себе как приправит и осолит других? Смотри, брат, как мы бываем поруганы: говорим только устами, а дела показывают иное.
Почему когда противоречим помыслам, не получаем силы отвергать их? Потому что прежде вдаемся в осуждение ближнего, и через то ослабевает наша сила духовная, и мы обвиняем брата своего, будучи сами виноваты. Если веришь, что все зависит не от воли желающего или подвизающего, но от Бога милующего (Рим.9, 16), то почему не об-ращаешь на это внимания и не любишь брата своего совершенною любовью?…. И о про-чих помыслах скажу: возложи на Бога всякий помысел, говоря: Бог знает полезное, -- и успокоишься, и мало-помалу получишь силу терпеть….
Свернуть
Людмила, спаси Господи!Еще один повод для размышления.
Отец Андрей, здравствуйте! "Постучалась" к Вам в друзья, простите, пож-ста, если это наглость).
Мария,"с преподобными преподобным будешь". Я тоже хочу извиниться вместе с Вами за то, что имела наглость "постучаться".Хотелось бы, конечно, в духовные чада...Простите, отче!
Спасибо, батюшка. У меня вопрос: как воспитывать своих детей и не осуждать их за грехи? А если дети взрослые уже и многое делают не так, как положено христианину. Кому ж как не матери их научать, но невозможно ведь при этом не видеть их грехи? Помогите правильно понять и разобраться в этом.
Любовь, Господь запрещает нам судить и осуждать, но не запрещает думать. Суждение или вынесение оценки есть неизбежное свойство мышления.
Протоиерей Андрей Ткачёв
Мария,"с преподобными преподобным будешь". Я тоже хочу извиниться вместе с Вами за то, что имела наглость "постучаться".Хотелось бы, конечно, в духовные чада...Простите, отче!
Ксения, у о. Андрея на его сайте более 600 видеопроповедей и много-много еще чего можно почитать. Записи с 2009г и дальше, но настолько актуальны, что думаю: как жаль, что раньше не нашла их. А вообще и я не теряю надежды на его духовное наставничество...
Стараюсь видеть свои грехи и никого не осуждать. Но все время в меня лезут лукавые и грязные помышления. Не надо отчаиваться. Святитель Ф. Затворник отмечает: "...Когда страх Божий и совесть, эти внутренние Моисей и Аарон, начнут воодушевлять душу, чтоб она поднялась, наконец, на ноги и стряхнул...
Развернуть
Стараюсь видеть свои грехи и никого не осуждать. Но все время в меня лезут лукавые и грязные помышления. Не надо отчаиваться. Святитель Ф. Затворник отмечает: "...Когда страх Божий и совесть, эти внутренние Моисей и Аарон, начнут воодушевлять душу, чтоб она поднялась, наконец, на ноги и стряхнула иго рабства греховного, – радость проходит по всем ее составам. Но и враг не дремлет, и возгромождает в ее помыслах горы препятствий со стороны непреодолимости греха, и наводит со всех сторон страхи... (но) Враг не имеет власти над душою; он только может напугать ее призрачными ужасами. Не поддавайся, претерпи, иди вперед мужественно, говоря себе: хоть смерть, а уж не брошу, и смело пойду, куда зовет меня Господь духом покаяния, который теперь действует во мне". Помоги нам всем, Господи!
Свернуть
Федор, "Господи, повели мне идти к Тебе по воде" Каждый раз вспоминаю эти слова из Евангелия перед кажущейся трудностью, и иду... Да не усомнимся, не убоимся и не отведем глаз от Господа.