О скудоумии и глупости. о. Андрей Ткачев. О борьбе сердца и ума и слепом неведении и малодушии
Златоуст молится еще и так: "Господи, избави меня неведения, забвения, малодушия и окамененного нечувствия". Это очень важные 4 вещи. Неведение - это незнание об истине. Люди просто не знают самых важных вещей. Мама не сказала, священник не сказал в церкви, никто не сказал о том, что будет Страшный Суд, о том, существует целый набор заповедей, законов, по которым необходимо жизнь свою расположить. Степень религиозного невежества поразительна для нашей информационной эпохи.
Людей нужно учить, не уставая учить тому, что они уже знают. Перед тобой стоит 100 человек, и 99 человек из них не хотят учиться, все равно, даже ради одного надо учить людей постоянно. Неведение - это страшное зло, которое живет в мире и улыбается на каждом углу. Забвение - это когда мы знаем то, что нужно, но забываем. Почему мы грешим? Потому что мы забываем о заповедях, мы забываем про Бога. Забвение - это выключение сознания. Избави меня сначала от того, что я ничего не знаю, потом я знал-знал, но забыл. Почему пошел туда, ты не знаешь, что нельзя? Я забыл. Малодушие - это третья беда, когда человек знает, не забыл, но ему стыдно мимо церкви пройти и перекреститься. Грешат по малодушию. Очень много грехов, когда человек стесняется. Знает, не забыл, но стесняется. Наконец, окамененное нечувствие, это состояние, при котором сердце ничего не переживает и не ощущает, как деревяшка и к тому же необструганная. Это слова Феофана Затворника он говорит, что бывает сердце в груди мягкое, бьющееся, живое, а бывает как камень или деревяшка еще необструганная. Это когда ты в голове понимаешь все прекрасно, а сердце говорит тебе: "Ничего не чувствую вообще". Так бывает от усталости, от бесовского наваждения, от совершенного греха и т.д. Неведение лечится учебой, забвение лечится упражнениями в памяти Божией, малодушие исцеляется смелостью исповедания, окамененное нечувствие надо терпеть и преодолевать - перетереть это черствое сердце, пока оно будет оттаивать или загорится, как деревяшка или камень размякнет. Борьба с сердцем это самая тяжелая борьба. Некоторые говорят: "Я верю головой, а сердцем ничего не чувствую" - как у вас больше бывает? Был великий человек, Алексей Федорович Лосев, он говорил: "Все кругом говорят - сердцем я верю, а головой не понимаю" - не могу понять эти слова". Потому что они лживы. Бывает наоборот - голова все понимает, а сердце ничего чувствовать не хочет. С сердцем самая большая борьба, так говорят великие. Я с ними согласен.
Доброе утро с Андреем Ткачевым: рассуждение О скудоумии и глупости. О борьбе сердца и ума и слепом неведении и малодушии. Православная соцсеть ЕлИцы. 2016. Проповеди
Друзья, братья и сестры!
Если вам дороги авторские программы о.Андрея Ткачева: «Доброе утро», «Коротко о важном», «Молитва по соглашению»,
помогите в обеспечении технической возможности их выхода.
Любая пожертвованная сумма принимается с большой благодарностью, как проявление вашего сердечного участия.
- Помочь программе «Коротко о важном с о.Андреем Ткачевым»
- Помочь программе «Доброе утро с о.Андреем Ткачевым»
- Помочь трансляции «Молитвы по соглашению с о.Андреем Ткачевым»
Техническое обеспечение трансляции программ ежемесячно требует от 30 - 50 тыс.руб.
Татьяна, в психологии считается, что застенчивость это оборотная сторона гордыни
Сергей и Оксана, Ну пусть это будет называться не застенчивостью, а скромностью и тихостью нрава.
Сергей и Оксана, Ну пусть это будет называться не застенчивостью, а скромностью и тихостью нрава.
Татьяна, скромность это черта характера (на мой взгляд, очень положительная), а застенчивость это некое состояние психики. Скромность явно близка к смирению. Отец Андрей, говоря о малодушии, употребляет термин "стесняется" ("малодушие это когда человек стесняется исповедовать Господа"). Внешне ск...
Развернуть
Татьяна, скромность это черта характера (на мой взгляд, очень положительная), а застенчивость это некое состояние психики. Скромность явно близка к смирению. Отец Андрей, говоря о малодушии, употребляет термин "стесняется" ("малодушие это когда человек стесняется исповедовать Господа"). Внешне скромность и застенчивость могут проявляться одинаково (как часто бывает с божественным и демоническим), тут, на мой взгляд, важно понимать, что движет человеком, что у него в душе, что для него является целью. Если я не хочу "давать святыни псам" или "жемчуга свиньям", но при этом не скрываю, что являюсь верующим человеком, то наверное такое поведение не является малодушием. Если я не стремлюсь всех "научить" правильной жизни, а просто делаю дела и не "трублю" об этом, то наверное это и есть скромность. (причем я не "учу" других не из соображений, что меня могут де не оценить, хотя я "лучший", "умнейший".....). А если человек "постеснялся" сказать о своей вере, то скорее всего он это сделал из соображений того, что сейчас его могут "засмеять" за это, а он же "великий"... т.е. так проявляется его гордыня. Если не ошибаюсь, именно Отец Андрей, говорил, что гордыня мать всех грехов. Вот получается, что так гордыня рождает малодушие.
Свернуть
Татьяна, скромность это черта характера (на мой взгляд, очень положительная), а застенчивость это некое состояние психики. Скромность явно близка к смирению. Отец Андрей, говоря о малодушии, употребляет термин "стесняется" ("малодушие это когда человек стесняется исповедовать Господа"). Внешне ск...
Развернуть
Татьяна, скромность это черта характера (на мой взгляд, очень положительная), а застенчивость это некое состояние психики. Скромность явно близка к смирению. Отец Андрей, говоря о малодушии, употребляет термин "стесняется" ("малодушие это когда человек стесняется исповедовать Господа"). Внешне скромность и застенчивость могут проявляться одинаково (как часто бывает с божественным и демоническим), тут, на мой взгляд, важно понимать, что движет человеком, что у него в душе, что для него является целью. Если я не хочу "давать святыни псам" или "жемчуга свиньям", но при этом не скрываю, что являюсь верующим человеком, то наверное такое поведение не является малодушием. Если я не стремлюсь всех "научить" правильной жизни, а просто делаю дела и не "трублю" об этом, то наверное это и есть скромность. (причем я не "учу" других не из соображений, что меня могут де не оценить, хотя я "лучший", "умнейший".....). А если человек "постеснялся" сказать о своей вере, то скорее всего он это сделал из соображений того, что сейчас его могут "засмеять" за это, а он же "великий"... т.е. так проявляется его гордыня. Если не ошибаюсь, именно Отец Андрей, говорил, что гордыня мать всех грехов. Вот получается, что так гордыня рождает малодушие.
Свернуть
Сергей и Оксана, Обычно, если городок небольшой не больше 100 тысяч, то все верующие, кто посещает храм всегда у всех на виду, и почти все знают, что это верующие люди, а креститься в автобусах, столовых не все верующие способны по своему душевному устроению.
Сергей и Оксана, Обычно, если городок небольшой не больше 100 тысяч, то все верующие, кто посещает храм всегда у всех на виду, и почти все знают, что это верующие люди, а креститься в автобусах, столовых не все верующие способны по своему душевному устроению.
Татьяна, согласен с Вами. Мы с женой много думали на эту тему. (живем в крупном городе, а работаю я в маленьком городе, да еще и не в России, т.е. я там под особым вниманием) Для себя я этот вопрос решил следующим образом, когда я в публичных местах, то молюсь и крещусь мысленно, но не из желания...
Развернуть
Татьяна, согласен с Вами. Мы с женой много думали на эту тему. (живем в крупном городе, а работаю я в маленьком городе, да еще и не в России, т.е. я там под особым вниманием) Для себя я этот вопрос решил следующим образом, когда я в публичных местах, то молюсь и крещусь мысленно, но не из желания скрыть что верующий, а скорее из опасения, что не обладая должными знаниями, не смогу человеку не верующему, а тем более настроенному негативно к вере, что-то объяснить и при необходимости аргументированно участвовать в дискуссии. Да и бывают случаи когда мы сами делаем что-то что может вызвать у других людей возможность начать язвить (например "что же ты ведешь себя так, ты же верующий"). К сожалению бывают случаю когда люди провоцируют на разговоры о Боге, делая вид, что искренне интересуются (а для меня разговоры о Боге скажем так "желанны"), а потом начинают "подкалывать". У меня была возможность задать Отцу Андрею вопрос о том, как же все таки следует себя вести в подобных ситуациях. Он ответил "веру выпячивать не следует, но и скрывать нельзя". И еще в одном своем выступлении Отец Андрей отвечая на подобный вопрос сказал, что "мы все грешные, безгрешных здесь нет, и я не исключение. А верующий человек лишь идет по дороге к Богу, а те кто такого человека подкалывают поступают неумно ли подло" (извиняюсь, если не совсем точно привел цитату, но смысл фразы был такой).
Есть конечно еще вариант когда начинают за спиной что-то говорить и обсуждать. Тут видимо просто нужно для себя твердо принять, что другие люди имеют право думать что хотят, мне же важно мое движение к Богу.
Иными словами, имеет значение лишь то что мною двигает. Возвращаясь к ролику, который мы обсуждаем, мне думается, что если мы не крестимся из желания не выпячивать свою веру (по сути из скромности), это одно, а вот если мы не будем креститься из страха что про нас что-то не то подумают, а ведь я же на самом-то деле "ого-го какой" (гордыня), то вот это-то и будет то самое малодушие о котором нас о ролике предупреждал Отец Андрей и от которого он призвал нас излечиваться.
Извиняюсь, что у меня получилось много слов, старался описать свои мысли на эту тему.
Свернуть
Согласна с Вами полностью, наш батюшка в советское время, когда бывал в Почаевском монастыре, как простой паломник мысленно глазами крестил на расстоянии бесноватых и они успокаивались. Везде надо рассуждение, чтобы не было вреда своей собственной душе и соблазна другим.
По вере ваше да будет вам... И слышать будете не услышите ибо веры в себе не имеете. Или сами не знаете во что верите. Истина проста: Всё, что вы делаете тайно, для Господа явно. Любите друг друга ибо Господь во всех и веру имейте Отец в вас. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне,...
Развернуть
По вере ваше да будет вам... И слышать будете не услышите ибо веры в себе не имеете. Или сами не знаете во что верите. Истина проста: Всё, что вы делаете тайно, для Господа явно. Любите друг друга ибо Господь во всех и веру имейте Отец в вас. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. ГОВОРЯЩИЙ САМ ОТ СЕБЯ ИЩЕТ СЛАВЫ СЕБЕ; А КТО ИЩЕТ СЛАВЫ ПОСЛАВШЕМУ ЕГО, ТОТ ИСТИНЕН, И НЕТ НЕПРАВДЫ В НЕМ...Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к Свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Доколе Свет с вами, веруйте в Свет, да будете сынами Света. Истина: Шесть дней работай и дела добрые делай а седьмой день посвяти Господу т. е. Сделай доброе дело ближнему твоему...Даром дали, даром и отдайте а кто даром не отдаёт тот против Господа идёт. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Свернуть