«Чтобы удобнее навыкнуть помятованию о Боге,
для этого у христиан ревностных есть особый прием, именно непрестанно повторять коротенькую, слова в два-три, молитовку.
Большею частию это есть:
Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешную! <...>
Ходите ли, сидите ли, работаете ли, кушаете, ложитесь спать - все твердите:
Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешную!
От долгого упражнения в этом слова эти так навязнут на языке, что сами собою будут повторяться.
А это очень остепеняет парение и блуждание мыслей.
Но опять не забудьте соединять с словом сим благоговеинство».
«Воодушевляю Вас!
Возьмитесь поретивее и продолжайте не прерывая - и скоро достигнете искомого.
Установится благоговейное внимание в едином Боге, а с ним придет и мир внутренний.
Говорю: скоро, однако ж не чрез день или два. Потребуются, может быть, месяцы.
О, когда бы и не годы! Просите Господа, и Он Сам Вам поможет.
В пособие к сему приложите и следующее: ничего не делать, что запрещает совесть, и ничего не опускать, что велит она делать,- большое ли то или малое.
Совесть всегда есть наш нравственный рычаг.
Что внутри нас детки наши - мысли, чувства и желания - предаются непозволительной резвости, причина сему, между прочим, и та, что совесть потеряла силу.
Возвратите ей силу, изъявляя полную ей покорность.
Вы теперь просветили ее, выяснив все, что Вам должно делать и чего не делать.
Извольте же следовать сему неуклонно и так решительно, что хоть умереть, а ничего против совести не позволять себе сделать.
Чем решительнее будете так поступать, тем могущественнее будет становиться совесть, тем полнее и сильнее будет она внушать Вам должное и отклонять от недолжного и в делах, и в словах, и в помышлениях, - и внутреннее Ваше будет спешнее упорядочиваться.
Совесть с благоговейною памятию Божиею - биющий ключ истинной духовной жизни. <...>
Больше этих двух правил ничего и не требуется. Дополните только их терпением.
АРХИМАНДРИТ ЛАЗАРЬ (АБАШИДЗЕ)