Материалы для первой евангельской беседы-2
Толкование Златоуста изъясняет и дополняет русский духовный писатель Борис Ильич Гладков:
- Первые три Евангелиста, в общем, совершенно согласно повествуют, что когда Иисус выходил, или вышел, из воды, отверзлось небо, сошел на Него Дух Святой, и был слышен голос с неба. Но так как они не поясняют, кто именно видел это необычайное явление, то Евангелист Иоанн, дополнявший, как известно, своим Евангелием упущенное первыми Евангелистами, удостоверил, что Иоанн Креститель говорил посланным к нему от синедриона: я видел Духа, сходящего с неба. Такое добавление Евангелиста Иоанна имеет особенное значение потому, что он был учеником Предтечи, мог слышать это непосредственно от него самого, и, быть может, находился даже при нем во время Крещения Иисуса Христа. Итак, несомненно, что Иоанн Креститель видел все это необычайное явление; поэтому-то в русский перевод Евангелий от Матфея и Марка после слова увидел вставлено слово Иоанн, не встречающееся в славянском переводе.
Обращение апостолов
Ин.1:41. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу.
- Андрей [нареченный Первозванным], пробыв у Иисуса и научившись от Него, сколько успел, не удерживает у себя этого сокровища, но поспешает, тотчас бежит к брату, - проповедует святитель Иоанн, - чтобы поделить с ним приобретенные блага. Но для чего Иоанн не сказал, о чем беседовал с ними Христос? И откуда видно, что они именно для того и были у Него? Это уже и прежде показали мы; но это можно узнать и из нынешнего чтения. Заметь, что Андрей говорит своему брату. «Мы нашли Мессию, что значит: Христос». Видишь ли, – он здесь показывает, сколько узнал в краткое время? Он выражает этим и силу Учителя, убедившего их в том, и собственную свою ревность, с какою они издавна с самого начала заботились о том.
Само выражение: «нашли» показывает душу, томившуюся желанием видеть Христа, ожидавшую сошествия Его свыше, и исполненную радости, когда предмет ее ожиданий явился, и наконец поспешившую радостную весть об этом сообщить другим. В делах духовных подавать друг другу руку – признак братской любви, родственной дружбы, искреннего благорасположения. Смотри же, и как Петр с самого начала обнаруживает в себе душу благопокорливую и благопослушную. Он тотчас спешит к Иисусу, нимало не медля. «Привел его, – сказано, – к Иисусу». Но никто не обвиняй его в легкомыслии, если он принял слова брата, без дальних исследований. Вероятно, и брат говорил ему об этом много и обстоятельно, но евангелисты обыкновенно многое представляют вкратце, заботясь о краткости. Притом и не сказано, что Петр просто поверил, а только – что Андрей «привел его к Иисусу», желая представить Ему брата, чтобы тот все узнал от Него самого.
Вскоре были призваны ко Христу и Филипп с Нафанаилом. Вот ответ последнего на призвание Господне: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев»; а «Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего» (Ин.1:49–50). Иоанн Златоуст толкует эти слова следующим образом:
- Сегодня нам представляется вопрос немаловажный, требующий много внимания. Когда Нафанаил сказал: «Ты Сын Божий», Христос сказал ему: «Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего». Что же в этих словах требует исследования? То, что Петр, позже исповедавший: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф.16:16) уже после столь многих чудес и после такого учения, ублажается, как получивший откровение от Отца; а Нафанаил, сказавший тоже самое еще прежде чудес и прежде учения, ничего подобного не услышал от Христа, но и, как бы еще не столько сказавший, сколько надлежало сказать, возбуждается к ожиданию больших откровений. Какая же этому причина? Та, что, хотя Петр и Нафанаил высказали одни и те же слова, но не с одною и тою же мыслью. Петр исповедал Иисуса Сыном Божиим, как истинного Бога; а Нафанаил – как простого человека.
Из чего же это видно? Из последующих слов Нафанаила. Сказав: «Ты Сын Божий», он присовокупил: «Ты Царь Израилев». Но Сын Божий есть царь не только Израиля, а и всей вселенной. Впрочем это видно не отсюда только, а и из следующего. К словам Петра Христос ничего не прибавил, но, как бы вера Петрова была уже совершенна, сказал, что на этом исповедании Он созиждет Церковь Свою [а не на его личной несовершенной вере смертного человека, как учат католики, чтобы оправдать преемство Папы от Петра, выделяемого из числа апостолов не по чести первоверховного, а по власти над ними, которой у него не было в действительности] - ведь Иисус Христос "призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою" (Мк. 9:35) ]. Но в отношении к Нафанаилу Он сделал не так, а совсем напротив. В исповедании Нафанаила как бы не доставало еще многого и чего-то лучшего, – и вот Христос восполняет недостающее. Что Он говорит? «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому»(Ин.1:51).
Примечания
Желающие могут посмотреть дополнительно сходное толкование Ефрема Сирина на эту же главу - azbyka.ru/otechnik/?Efrem_Sirin/tolkovanija-na-chetveroevangelie=1. Также предлагаю Вам ознакомиться с изысканиями Б.И. Гладкова о подлинности и достоверности Евангелий, ведь его труды по толкованию Евангелия - azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/novyi_zavet/tolkovanie_evangelia_soderganie-all.shtml (аудиоверсия - здесь - predanie.ru/audio/izdanija-predanie-ru/Boris_Gladkov/) были одобрены самим праведным Иоанном Кронштадтским. Рекомендую и современный учебник по Новому Завету епископа Аверкия Таушева – он представляет собой последовательное объяснение событий всей священной истории по четырем каноническим Евангелиям - azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/novyi_zavet/averkiy_chetveroevangelie_01-all.shtml.
http://maxpark.com/community/6702/content/3010560 - оригинал и дискуссия-беседа.