Терпение
Один французский писатель сказал так: терпение - это вялотекущее отчаяние, облечённое в добродетель. Вполне ницшеанский взгляд, в котором христианство - это не добровольное обуздание в себе звериного начала, а самооправдание слабаков, которые и рады бы "отрываться по полной", как сильные люди, но по разным причинам не могут себе этого позволить.
На самом деле, лично моё терпение именно таково. Надеюсь, что у вас не так. Потому что христианское терпение оно добровольное, крестное, а терпение гордеца - вынужденное и гнетущее. Гордый не стал бы ни секунды терпеть, будь в его силах изменить ситуацию.
Если гордец скорее крут нравом, то он станет бунтовать, роптать и идти напролом; если же слаб и более податлив - делать вид, что он смирился и терпит, а на деле просто впадёт в уныние. Терпение христианина всегда обращено взглядом вдаль, к свету; христианин в терпении полон надежды и уверенности, что Бог в нужный срок всё исправит, даже самую отчаянную ситуацию. Гордец на избавление особо не надеется, либо надеется требовательно, в духе "ну когда там уже?".
Будучи именно таким "терпящим гордецом", я всё же пришёл к полезным выводам. Единственный разумный способ терпеть и без бунта, и не отчаиваясь - это взять в ропоте паузу и задаться вполне рациональным вопросом:
-Миллионам людей хуже, чем мне, хотя они ничем этого не заслужили. Кто сказал, что мне должно быть легко, чем я заслужил лёгкую жизнь? С чего я взял, что мне кто-то что-то должен?
Такой вопрос к себе самому отрезвит даже неверующего. Для христианина же он откроет путь и на вторую ступеньку - напомнить себе, сколько раз Бог уже помогал и выручал, так что впадать в панику, ныть и ругаться это глупо для себя и оскорбительно для Бога.
Есть и третья ступенька терпения, на которой человек благодарит Бога за текущее испытание, но это уже "мастер-класс" и лично у меня такое было всего пару раз.
Итак, христианское терпение, с одной стороны, не отменяет попыток исправить трудную ситуацию, а с другой - призывает переносить её без ропота. Лечить болезнь, но ныть и жаловаться на жестокую судьбу - это в той же степени греховно, что с благодушным видом лежать на диване и благодарить Бога за жизненный урок, но не лечить появившуюся болячку.
Так пусть же наше терпение будет состоять из двух частей - из упорства в борьбе со сложностями и из спокойного ожидания избавления.
Интересные личности
- Священник
- Священник
- Священник