Архимандрит Алексий (Шушания), новопрославленный св.Грузинской Православной Церкви.)
О монашестве
Насколько ангел стоит выше человека, настолько превосходит монашество мирскую жизнь. Но не скуфьей и мантией, а качеством духовной жизни и желанием восхождения к ее высотам, достичь которых, безусловно, очень сложно, и достигаются они многими и продолжительными трудами.
Один святой отец сказал: «Можно сто лет прожить в монастыре и не научиться монашеству». Очень жалко, брат, столь глупо потерять время – если человек состарится в чине монаха, а притом не научится и азам монашества.
Погляди на людей, занимающихся искусством, наукой и образованием. Сколько трудов и усилий требуется им, чтобы преуспеть в своем деле, а ты хочешь только скуфьей и мантией получить славное звание монаха и достичь соответствующих ему высот!
Заблуждаешься, брате! Так ты монахом не станешь. Ни [одним лишь] посещением церковной службы, ни чтением молитвослова не станешь монахом. Не обижайся, но даже если ты получил множество наград и удостоен высокого [церковного] положения, то и этим не станешь монахом. Если не узнаешь внутреннего монашества, тогда все это будет бесполезно тебе, потому что станешь следовать внешнему и забудешь о внутреннем, которое и составляет саму суть.
Дерево сначала обрастает листьями, а потом дает плод. И ты также: сотвори внешнее, [словно украшаясь] листвой, для того чтобы затем получить внутренний духовный плод, который есть любовь к братиям, терпение в скорби, мужество в опасностях, мир душевный, кротость, милосердие, смирение, любовь к беспокоящему тебя, прощение врага, хранение благоговения, непрестанная молитва и память о смерти – вот это и есть внутреннее монашество, и если нет у тебя стремления к приобретению сего, то не будет никакой пользы от твоего монашества!
Не думай, брат, что монашество было придумано глупыми и необразованными людьми, – его основали мудрецы и гении для возобновления Адамовой райской жизни, которую отличала девственность, нестяжание и возможность прямого созерцания и общения с Господом. Это постигли некоторые из великих пророков и приняли монашество; среди них самым прославленным был Иоанн Креститель, который своей удивительной жизнью дал совершенный пример иночества.
Но оставим ветхий [завет] и обратимся к новому. Вспомни Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других великих святителей. Хотя они и получили прекрасное образование, но как раз благодаря ему и поняли, что им недостает того наиважнейшего и необходимейшего знания, которое подает монашество, а именно [возможности] подняться над человеческими страстями, – ради достижения этого они и приступили к подвижнической жизни. Приведу еще один пример, более близкий [по времени], – нашего грузинского поэта и философа Шота Руставели, который именно как монах завершил свою земную жизнь в Иерусалиме, в Крестовом монастыре.
Вот такими великими и образованнейшими людьми основаны, утверждены и доказаны святость и благочестие монашества, ими же нам передано, что монашество есть высшее из знаний, существующих на свете. Монашество есть высшая степень философии, которая силою Духа Святого постигает в окружающей нас природе все видимое и невидимое.
Монашество есть высшая мудрость, содержащая в себе высшие добродетели. Монашество есть уподобление ангелам и лицо первоначальной райской жизни. Монашество – внутренняя борьба видимого с невидимым. Монашество – это каждодневное распятие и смерть ради Христа. И, наконец, внутреннее истинное монашество есть уподобление Господу.