Медицина и православие (аспекты соработничества)
На сегодняшний день общество весьма озабочено проблемой толерантности, терпимости, национальной, мировоззренческой, религиозной, половой самоидентификации и пр. Данные идеи, к сожалению, не всегда и не все подходят особенностям русского темперамента, а иногда напрямую противоречат нормам общественной морали, во многом обязанной своим существованием Великому князю Владимиру. Речь идет о значительном событии в жизни нашего народа - Крещении Руси. Начиная с далекого 887 года по Рождеству Христову, жизнь Руси неразрывно связана с православной верой. При монастырях и храмах всегда находились "богодельни", куда больные и страждущие могли обратиться за помощью, в том числе и врачебной. Многие священнослужители были замечательными врачами, которые даже после хиротонии продолжали свое ремесло (напр. свт. Лука Войно-Ясенецкий был прекрасным хирургом и оперировал больных, даже будучи в священном сане).
И вот 20 век внес свои изменения в жизнь и гражданскую и церковную. Не будем тут перечислять все те ужасы, которые практически истребили православие на территории нашей страны, ибо это заняло бы очень много времени. Достаточно только сказать о том, что 70 лет целенаправленного уничтожения явились чуть ли не суровее первых веков существования христианской церкви, загнанной римской властью в катакомбы.
Только в конце XX века и начале XXI отношение власти к православию изменилось, теперь каждый человек может спокойно говорить о том, что он христианин, не опасаясь за свою жизнь.
Сегодня, на наш взгляд, как раз настало такое время, когда духовная помощь, которую может оказать православная церковь, просто необходима человеку. Особенно, человеку больному. Хорошим знаком является то, что при многих городских больницах (во всяком случае в нашей области), есть "духовный наставник", который помогает больным и их родственникам в случае болезни, и даже смерти. Сотрудничество медицинских учреждений с церковнослужителями, опять же, на наш взгляд, помогает разрешить многие вопросы, которые неподвластны медицинским работникам. Например, медработник не в праве советовать супружеской паре, собравшейся сделать аборт ничего, кроме того, что непосредственно касается здоровья матери. Священник же способен вразумить обоих родителей и тем самым внести вклад в решение демографической проблемы в нашей стране. Таких примеров можно привести великое множество. Становление такой науки, как биоэтика просто немыслимо без авторитетного мнения священнослужителей. Правительство нашей страны запретило открытую пропаганду однополых отношений, однако остается некий процент людей, самоопределяющих себя как представители "сексуальных меньшинств". Мнение церкви, касательно данной проблемы, могло бы помочь таким людям по-иному взглянуть на подобного рода отношения.
Однако самая страшная и главная проблема, к разрешению которой должно приложить все силы и средства - донорство. Ни для кого не секрет, что с конца 70-х годов 20 века в активное употребление вошел термин "тоталитарная секта". Сначала это было для россиян чем-то далеким, заграничным, нас не касающимся. Однако вскоре, это явление пришло и на нашу землю. Огромное количество сект, религиозных учителей, наставников - потоком хлынули на доверчивый народ. Не хотелось бы сейчас анализировать деструктивное влияние таковых на человека, нас интересует только один аспект, содержащихся в учении некоторых тоталитарных сект. Это донорство, в том числе и донорство крови. Согласно некоторым воззрениям сектантских лидеров, переливание крови запрещено самим Богом. Самое обидное в этом факте то, что многие приводят в качестве примера превратно истолкованное Священное Писание, Библию. Таким образом, из-за небольшой группы людей, взявших на себя роль "проповедников", регулярно гибнут тысячи человек, в том числе и дети, которых "наставники" призывают (заставляют) отказываться от жизненно необходимой процедуры. Помощью служителей церкви в этом вопросе может стать толкование библейского текста, согласно мнению не отдельной группы людей, занимающих позицию руководителей той или иной сектантской организации, а опираясь на авторитет огромного количества людей, названных "отцами церкви", чье мнение, воззрения и толкования запечатлевались оросами Вселенских соборов IV - VII веков.
Подводя итог выше сказанному, смеем выразить свое мнение, что содружество, соработничество медицины и православия имеет огромный потенциал для развития. Никаких отрицательных факторов от такого сотрудничества мы не можем найти. Единство в главном принципе, принципе любви и сострадания ближнему, позволяет с большой надеждой смотреть в завтрашний день. Как сказано в тексте литургии Иоанна Златоуста о каждом, кто готовится к таинству покаяния и причастия: "Понеже пришел во врачебницу, да не неисцелен отыдеши".