Проблеммы нравственности в молодёжной среде.
С древних времён в духовной жизни человека неотъемлемо присутствовала составляющая, которая была определена как «нравственность». Например, Даль отмечает: «Православная вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: первая требует только строгого исполнения законов, вторая же ставит судьей совесть и Бога». Вслед за Далем подобные мысли высказывали Достоевский, Толстой и другие известные деятели культуры и философии. Таким образом, нравственность – это не только свойство человека определять характер своих поступков и действий, но и давать им определённую оценку с точки зрения духовного воспитания.
В той области человеческой жизни, где ему, так или иначе, предстоит сделать осознанный выбор, намечается определённый круг проблем, связанных с этим выбором. Эти проблемы являются как следствием течений и тенденций времени, так и результатом умственных (философских) поисков «истин» и «ценностей».
В наш век, в век стремительного развития технологий средств информации и коммуникации, уже не стоит вопрос о поиске и обмене информацией, гораздо более важным является вопрос о её качестве и влиянии на человека. Например, всеобщим явлением, царящим в обществе, является огромное количество социальных сетей. Создание таковых, предполагало благие цели – поиск людей и общение на огромных расстояниях. Другой стороной медали является тот факт, что на сегодняшний день социальные сети стали всеобщей социальной «мусорной ямой», где индивидуальность скрывает себя под «маской» виртуальной личности. Пользователи придумывают себе вымышленные имена, приписывают вымышленные поступки, создают вымышленные биографии. Казалось бы, стремление уйти в вымышленный мир и обрести иную личность в информационном пространстве, что тут плохого? Это же не есть зло? Это же не есть квинтэссенция безнравственности? Однако эти «виртуальные» личности являются носителями вполне реальных идей. Многие из них навязаны модой, многие придуманы в бесчисленных интернет-сообществах. Примеров можно привести множество, остановимся хотя бы на участии пользователей сети в т. н. «вписках» - случайно проводимых вечеринках, в определённых местах. Участникам достаточно вписать своё имя в список гостей и посетить само мероприятие. Особых требований к одежде нет, элемент правового контроля на таких мероприятиях также отсутствует. Таким образом, среди молодых людей возраста 15-16 лет (1 курс нашего колледжа) могут оказаться вполне взрослые люди (18 и старше). Говорить о том, что происходит на «вписках» мы не станем. Однако, стоит упомянуть, что проведение подобных мероприятий, обычно, связано с употреблением алкоголя, и/или ПАВ, а также беспорядочными половыми связями (достаточно вспомнить скандально известную на весь рунет историю, произошедшую со студентами учебного заведения в г. Курск, снявших свою вечеринку на видео, которое позже попало в интернет). Таким образом, между виртуальной идеей и её реальным воплощением в жизнь – несколько кликов мышкой. Усложняется ситуация тем, что телефонные аппараты последних поколений поддерживают установку и функционирование приложений (программ), которые позволяют в любом месте (при наличии подключенного интернет-обеспечения на телефоне) посещать социальные сети, чему свидетелями мы и являемся в повседневной жизни.
Другим источником нравственных проблем молодёжи является навязывание ей понятия «толерантности», или терпимости. Согласно «Новой философской энциклопедии»: «Латинский термин «tolerantia» означал пассивное терпение, добровольное перенесение страданий, ассоциировался с такими понятиями, как “боль”, “зло” и т. п.» И только в XVI веке к этому значению добавляются и другие: «позволение», «сдержанность». На сегодняшний день, к сожалению, к этим значениям стремится и значение «нравственного произвола». Свидетельством тому являются: обширные пропагандистские кампании по легализации однополых браков (соответствующий закон был принят на территории США в 2015 году решением Верховного суда), обилие различных телешоу с переодеваниями/перевоплощениями мужчин в женщин, демонстрация и пропаганда «свободных» отношений (сожительство без государственной регистрации, т. н. «гражданский брак»). Примерам нет числа, их можно приводить до бесконечности.
В последние годы в обществе стало набирать популярность ещё одно новомодное понятие – естественный нравственный закон. Согласно ему, основным фактором для нравственного воспитания молодого поколения является сама социальная среда. Она формирует понятия о том, что же «хорошо», а что «плохо». Однако, оглядываясь на современность, очень трудно согласится с его сторонниками. Мы живём в мире полном противоречий и субъективных ви́дений действительности. Изобретения последних десятилетий, задуманные во благо и удобство человека (интернет, сотовая связь и т. д.) показали свою негативную сторону. Если в произведениях классической мировой литературы «зло» воспринималось и передавалось авторами ка «зло», то в XX веке многие авторы (и кинорежиссёры) постарались воплотить взгляд на мир «глазами зла». В пример можно привести экранизацию произведения Шарля Перро «Спящая красавица», написанного ещё в 1697 году. Яркой особенностью данного фильма («Малифисента») стала история, посвящённая не известному с детства сюжету, а как раз наоборот – рассказ о злой ведьме, которая стала воплощением «зла» только потому, что обстоятельства «сделали» её такой. На наш взгляд, это типичная попытка нарушить нравственные понятия, оправдать негативизм, разрушительный характер действий, к которым подтолкнули «обстоятельства».
Отсюда возникает вопрос – где же искать правду? Что может послужить нравственным ориентиром для грядущих поколений жителей Российской Федерации? Владимир Маяковский запечатлел эти искания в своём детском произведении: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
- Что такое хорошо и что такое плохо?»…
Безусловно, источником первичного нравственного воспитания человека служит семья. Однако даже на этом уровне духовно-ценностное начало зачастую вытеснено «экономическим» или «научно техническим». При этом в качестве идеала для подражания выступают западноевропейские нравственные ценности, в ущерб социокультурной самоидентификации. Размывание этнических рамок, начиная с уровня семьи, ведёт к некоей «унификации» человеческой личности. Стремление к этому ведет общество к утрате исторических и культурных ценностей. В середине XX века Ален Даллес, один из идеологов холодной войны, сказал на совещании в ЦРУ: «Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить…. Мы будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением. Мы будем драться за людей с детских лет. Главную ставку будем делать на молодежь. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов» .
В сложившейся обстановке, для формирования полноценной, гармонично развитой личности, необходимо создать условия, при которых высокая нравственность становится одним из основополагающих факторов этого процесса. Мы считаем, что такими условиями является активное сотрудничество государства и христианской (православной) церкви. «Просвещение без святости» (здесь святость – это духовный опыт православной церкви), по словам православного философа, священника Иустина Поповича, напрямую связано как с личными, так и с общественными трагедиями человечества. В подтверждение справедливости данного мнения нам служит трагическая история XX века, когда вслед за духовным, общество постепенно утрачивало и нравственное. Утрата нравственного – уничтожила и моральное. Потеря морального, в конечном итоге – сотрёт общечеловеческое.
Сокровищница Православной церкви хранит в себе духовные традиции и живой опыт Церкви вот уже более двух тысяч лет. Эти духовные ценности обладают самыми высокими нравственными и моральными установками. Для них не существует национальных ограничений. И самое главное – они могут и должны быть востребованы современным человеком, переживающим различные кризисные ситуации своей жизни.
Интересные личности
- Протоиерей
- Священник
- Священник