Умудри меня Боже
Всякое дыхание да хвалит Господа!
Послание Антония Великого. Часть 2
Дорогие и досточтимые мои братия, я, Антоний, приветствую вас о Господе.
Воистину, возлюбленные мои о Господе, не один только раз посетил Бог Свои творения; но от сложения мира, когда кто бы то ни было шел к Создателю всех, ведомый Законом Его завета, который вложен в нас, Бог Сам — с каждым из них щедротами Своими и благодатью Своего Духа. Что же до таких разумных тварей, в чьей природе этот завет охладел, и проницательность ума умерла, так что они больше не способны знать себя самих по своему первому состоянию, про таких я скажу, что они сделались окончательно неразумными и поклонились твари, а не Творцу. Но Творец всяческих в великой Своей щедрости посещал нас через этот насаженный в нас Закон Своего завета. Ибо Он — сущность бессмертная. И те, кто стали достойными Бога и возрастали в насаженном в них завете Его, и были учимы Духом Его Святым, и обрели Дух Усыновления, — все они смогли поклониться Творцу своему, как подобает: это те, о ком говорит Павел, что они не прияша обетования ввиду замысла о нас (Евр.11:39).
И Творец всяческих, который не раскаивается в Своей любви, желая посетить нашу немощь и смущение, воздвиг Моисея Законодавца, который дал нам писаный Закон и заложил для нас основание Дома Истины, который есть Вселенская Церковь, соединяющая нас в Боге, ибо Он желает, чтобы мы могли возвратиться к нашему первому началу. Моисей созидал дом, но не завершил его, оставил и ушел. Затем Господь Духом Своим воздвиг хор пророков. И они строили на основании Моисеевом, но не могли завершить дома, и тоже оставили его, и ушли. И все они, будучи облеченными Духом, видели, что рана неисцелима, и что никакое творение не в силах уврачевать ее, но, единственно, — Сын Единородный, сама Премудрость Отчая и Образ Его, Который по Своему образу сотворил всякую разумную тварь. Ибо они познали, что Спаситель — это великий врач, и они собрались вместе, и стали молиться за члены свои, то есть за нас, восклицая и говоря: «Или нет бальзама в Галааде; или нет там врача; чего ради нет исцеления раны дщери народа моего?» (Иер.8:22). «Врачевали, но не исцелилась; оставим же и пойдем каждый в землю свою» (Иер.51:9).
Но Господь в Своей изобильной и необманной любви пришел к нам, говоря через Святых Своих: «Сыне человеческий, сотвори себе сосуды пленнические» (Иез.12:3). «И Он, будучи образом Божиим, не восхищением почитал быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, и стал послушен даже до смерти, и смерти крестной: посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» (Флп.2:6-11). И теперь, возлюбленные, пусть слово это будет внятно вам, что щедрость Отца не пощадила Единородного Своего ради нас, но Он предал Его «за спасение всех нас» (Рим.8:32), «Он отдал Себя Самого за грехи наши» (Гал.1:4), и наши беззакония уничижили Его, и ранами Его мы исцелились (Ис.53:5), и словом силы Своей Он собрал нас изо всех стран, от конца земли до другого конца, и совершил воскрешение ума нашего, и отпущение грехов наших, и научил нас, что мы члены друг другу.
Молю вас, братия, разумейте это великое промышление, что Он стал искушен, подобно нам, во всем, кроме греха (Евр.4:15). И каждое из разумных созданий, ради которых по преимуществу и пришел Спаситель, должно исследовать Его образец и познать собственный ум, и различать хорошее и дурное, чтобы стать свободным через Его пришествие. Ибо все, получившие освобождение по Его Промыслу, называются рабами Божиими. И в том еще нет совершенства, но для своего времени это праведность, и она ведет к усыновлению. И Спаситель наш Иисус познал, что они приблизились к тому, чтобы принять Духа Усыновления, и что они познали Его, наученные Святым Духом. Он сказал им: «Я уже не называю вас рабами, но братьями и друзьями: потому что все, чему Отец научил меня, Я открыл вам и научил вас» (Ин.15:15). Потому, обретя в уме дерзновение, поскольку они познали себя и свою умную сущность, апостолы возвысили голос и сказали: «Если мы и знали Тебя по плоти, то ныне уже не знаем Тебя так» (2Кор.5:16). И они приняли Духа Усыновления, и воскликнули, говоря: «Мы приняли не духа рабства опять в страх, но приняли Духа сыноположения, Которым взываем: Авва Отче!» (Рим.8:15). Отныне, Боже, мы знаем, что Ты даровал нам, — что мы — дети… и наследники Божии, сонаследники же Христу (Рим.8:17).
Но пусть слово это будет внятно в вас, возлюбленные. Если кто-либо не приготовит собственного исправления и не потрудится изо всех своих сил, пусть такой знает, что для него пришествие Спасителя будет в суд. Ибо для одних это вкушение смертоносное к смерти, для других — вкушение живительное к жизни (2Кор.2:16). Ибо Он лежит на падение и восстание многих в Израиле и в знамение пререкаемо (Лк.2:34). Умоляю вас, возлюбленные, именем Иисуса Христа: не пренебрегайте своим спасением, но пусть каждый из вас разрывает сердце свое, а не одежды свои (Иоил.2:13), опасаясь, как бы не носить нам это монашеское платье напрасно и приготовить себе суд. Ибо вот, уже теперь близко время, когда дела каждого из нас будут испытаны. О том, что я говорю, многое еще можно было бы написать вам. Но сказано: Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее (Притч.9:9). Приветствую вас всех, от малого до великого. И Бог мира да хранит вас всех, возлюбленные. Аминь.
Перевод Ольги Седаковой по изданию: THE LETTERS OF SAINT ANTONY THE GREAT. Translated by Derwas J. Chitty, D. D. Foreword by Bishop Kallistos of Diokleia. SLG Press Convent of the Incarnation. Fairacres Oxford Eighth Impession 1995.
Популярное видео
-
10:09
Репортаж о митинге движения «Суть времени» 7 ноября 2015 года
Владимир · 1060 просмотров -
35:43
Как мы должны прожить земную жизнь? Притча о богаче и Лазаре.
Августин · 887 просмотров -
02:20
Осипов о святых
аккаунт удален · 1125 просмотров