Святитель Николай
Святитель Николай Мир Ликийских Чудотворец.
Пожалуй, святителя Николая знают многие. Не то, что бы были с ним знакомы, но случись что – ставят ему свечки, помощи просят – и он помогает. Помогает русским, украинцам, туркам, китайцам и пр.. Популярность его велика. Но в тоже время мало кто знает: кто он, когда он жил, чем интересовался, что было для него важным в жизни, чем он снискал такую любовь среди людей?
Существует такая популистская байка, что если захотеть, то буквально с ближайшего понедельника можно начать всех любить и желать всем добра, главное – чтобы никто не раздражал и голова не болела, а если у меня не получится, то тому найдется разумное объяснение. Например: сглазили, порчу навели и пр., ведь априори я достоин счастья, богатства, славы. Все, что бы я ни делал, я делаю гениально. В своей жизни я руководствуюсь высшей космической правдой, все мои желания и действия – проявление высшего порядка, это другие люди жизнь своими поступками отравляют, а от моей деятельности розами благоухает. Все вокруг злодеи от начальника до соседей.
Но совсем не так было в жизни святителя Николая. Как доподлинно известно, родился он, как бы сейчас сказали, в хорошей семье. В семье, где Церковь стояла на первом месте, и родители были благочестивы. Но благочестие не просто черта характера, а прежде всего труд над самим собой. Подвижнический труд подвижника Христова скрыт от посторонних глаз. Личностное преображение, спутниками которого являются трудности, скорби, лишения с одной стороны и приобретение положительных духовных качеств – с другой. Таких качеств, как например: трудолюбие, жертвенность, милосердие, умение побеждать страсти. Результатом становится преображение человека и появляется место Любви в которая «не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». (1 Кор. 13, 5-7)
Столетиями люди обращались к святителю Николаю, прося его заступничества, просили помощи в нужде, скорби, и он помогал – просто, неожиданно, как бы таясь. Помогал тайно, что бы избежать «медных труб» человеческого превозношения. Заступался за тех, кто невинно пострадал, был оклеветан из зависти и подлости человеческой. Да мало ли с какими просьбами обращались к нему за помощью, недаром на Руси огромное число именно Свято-Никольских храмов.
Как же получить от него помощь? Прежде всего, необходимо понимать, что Святитель Николай –слуга Божий, и он не будет нам помогать, если это противно воли Божьей. Даже если мы закажем самому дорогому иконописцу самую дорогую икону, или две, поставим их в угол, зажжем пять десятков дорогущих свеч и… волшебным образом наши проблемы не рассосутся – здесь другие отношения. Святитель Николай член Православной Церкви, и из его жития мы знаем, что человеку, который неправо учил о Христе, святитель дал пощечину, а ты не хулил Бога или Церковь?
В нашем государстве уже сто лет разделяют Церковь и государство, создают секуляризованное общество, а это чревато искаженным представлением о религии. Например: отношение к религии по-потребительски, как это происходит в нашем обществе и у сектантов. Понравилась каким-то проходимцам Церковное Священное Писание, и решили они, что их три класса образования делает их его истинными ценителями. Они начинают сами толковать Библию, с научной точки зрения, применяя знания древних (мертвых) языков, лингвистики, герменевтики, археологии и других наук. Но в отрыве от традиции, вне Божественного Откровения Библия – просто древний исторический памятник – «буква мертвит, дух животворит». (2 Кор. 3.6)
Святитель Николай в отрыве от Церкви – просто исторический персонаж, деятель 3-4 вв. не более. О нем можно писать научные работы, публиковать статьи, его имя можно использовать на торговом бренде, даже устроить в честь него какой-то праздник, и пусть все это не будет иметь к Святителю никакого отношения. Святой – это не тот чувак, который достает кролика из шляпы и не «Гарсон», готовый кинуться на помощь по любой нашей прихоти, и не волшебник, владеющий магическими заклинаниями, его нельзя купить, заставить, ударив в шаманский бубен, или какими-то другими ухищрениями. При таком взгляде рождаются неправильные отношения с Небом.
Вот представьте: есть у вас близкий человек, и у него День рождения, вы организовали прекрасный праздник, пригласили гостей, клоунов, фокусников, музыкантов, купили шикарный подарок, вот только юбиляра забыли пригласить, и диско ему претит, и клоун с фокусником ему не любы, и подарок ему не интересен. Ну – и как вам праздник?
Это только кажется, что если захочу, буду ко всем относиться доброжелательно (брошу пить, курить), буду помогать людям, займусь делами милосердия. Любви, милосердию, вере – учиться надо, и это ох какие непростые науки, потому что придется встретиться со страшным врагом – с самим собой. Многие на этом пути гибли, но те, кто доходил до конца почитались святыми.
Если мы действительно хотим почтить память святого, попросить его помощи, нам необходимо прийти к нему в то место где он ближе всего. Особенно прекрасно прийти в день памяти святого на богослужение в храм, потому как именно в этот день весь богослужебный круг посвящен памяти святого. Участвуя в богослужении, мы учимся молитве, на примере его жизни сами учимся жить. Научиться правильным отношениям с Небом невозможно вне Церкви.
Святые – это наши старшие братья, которые помогают нам возрастать в «меру возраста Христова». В нашем сознании смешались различные образы Санта Клаус, Дед Мороз, святитель Николай, три разных образа смешались в один, а результатом стало получение подарка. В то время, как праздник Николая Чудотворца (как и другие святые) учит нас, что необходимо самим дарить подарки, оказывать дела милосердия через помощь ближним – нуждающимся людям мы становимся помощниками Святителя. Важно с малых лет учить детей милосердию: «В этот день мы с тобой, мой маленький друг, поможем тете Клаве у неё подагра, а воды в кране нет, надо принести». Пример родителей для детей служит вместо тысячи слов, бывает так, что взрослые говорят одно, а делают другое – будьте уверены: ребенок поступит точно так, как поступили вы, а на ваши слова не обратит внимание.
Молитва и труд – два крыла, помогающих нам переплыть житейское море, преодолеть проблемы. Молитвенный труд – это не просто прочтение печатных букв или произнесение слов, молитва требует от человека усилий, внимания, труда, искренности.
Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
Настоятель Свято-Николаевского храма
г. Брянка протоиерей Сергей Дубовой
18.12.2015г.