О принципах. Памяти иерея Александра Шумского и Нины Андреевой
Введение
Прочитал первый раз в жизни 32 года спустя после его написания знаменитое в свое время письмо Нины Андреевой «Не могу поступаться принципами». Пожалел, и себя укорил, что не сделал этого раньше. Очень важное, интересное и значимое письмо. Недаром на это письмо и ее автора идеологи Горбачевской перестройки набросились как бык на красную тряпку. Письмо – очень качественный и искренний текст, написанный человеком, умеющим думать в рамках советской идеологии. Я эту идеологию не принимал смолоду и не проникся к ней симпатией задним числом. В ее основе нигилизм и Марксизм. От худого дерева и плоды худые.
Однако, в перспективе 32 прошедших лет я вижу, что партийная советская идеология обладала очень важными свойствами. Аналогов у нашего сегодняшнего православного сообщества нет.
Свойства эти следующие:
1. Целостное мировосприятие. Общественная жизнь во всех ее проявлениях – во власти, в обществе, в печати, в искусстве, во внешней политике так или иначе была вписана в это мировосприятие. Строго говоря, непонятно, хорошо это или плохо. Но для человека, который эту систему разделял – это было очень удобно. Мир был упорядочен.
2. Система свой-чужой. Говорящие головы, книги, любые теории всегда можно было анализировать с точки зрения единственно верного учения Марксизма-Ленинизма. Бывали, конечно, и осечки – отдельные товарищи ошибались в оценке событий и теорий. Но в целом механизм было отработан. Граница прочерчена. Нина Андреева с подачи А. Проханова и именно с этих позиций дала очень точный и дальновидный анализ идеологической дилеммы русского будущего. За прошедшие 30 лет почти ничего нового в этой области не появилось.
3. Вера в светлое будущее. Я ее уже не застал. Но мои родители, дедушки-бабушки застали. Готовность строить дивный новый мир была налицо. И этот идеальный мир был в целом заметно симпатичнее Орвеловского «Brave new world» и других пародий на социализм. Это тоже очень мобилизующее начало, которое давало возможность преодолевать трудности.
Надо сказать, что присущий русскому человеку патриотизм в целом был вписан в марксистскую сказку. Он занимал свою нишу под вывеской «советского патриотизма». Русские учили русскую литературу, умели читать и писать на родном языке. До революции этого не было.
Церковь имеет две тысячи лет непрерывной борьбы за свою парадоксальную, «безумную» по слову апостола веру. И вопреки всем мудрецам и подлецам мiра сего и сегодня являет собой столп и утверждение истины.
Однако, православные умы перед лицом лавины информационных соблазнов оказались шатки. И на этот вызов Церковь не ответила. Это очень плохо.
Самый очевидный и вопиющий соблазн для собственно верующий – это соблазн справа. Соблазн начать слушать зилотов от православия: прельщенных псевдостарцев, кликуш, провокаторов и просто лгунов, которые оперируя книжной мудростью доказывают и показывают, что Епископат РПЦ, например, это сборище еретиков и отступников, предателей веры. Почему – да пожалуйста: Петр Первый вот настоящий антихрист (а оно и похоже было), а церковь его не прокляла. Отступники, еретики – да, точно. Митрополит Сергий Старгородский написал, что радости и печали богоборческой советской власти – это радости и печали церкви. Это вообще как? Отступник – раскольник. Собор РПЦ не анафематствовал тех, кто получил ИНН – злополучный код с антихристовыми шестерками. Ну конечно, какой же после этого Патриарх Алексий Второй православный? Да никакой? Подальше от него.
Такого полно. Ясно, что для большинства этих людей ключевое для реальной церковной жизни утверждение, что «вне Церкви нет спасения» как-то потерялось. Им бы обличить вражину, проклясть, анафематствовать. Вот в чем праведность-то. Вот и Сергий Романов – еще один объявился борец за чистоту православных рядов.
Вот умер яркий и последовательный обличитель таких «праведников» - иерей Александр Шумский. Не знаю, но не удивлюсь, если умереть ему помогли. На сайте «монарх» известие о его смерти преподнесено с нескрываемым злорадством. Ну конечно, одним «нечестивцем» меньше.
Это проблема серьёзная, но внутрицерковная. Есть и другие очень и очень важные проблемы. Например, классового неравенства. Никаких классов в Евангелии нет. Нет их и в жизни. Но на нашем израненном марксистской идеологией общественном сознании эти идеи так и цветут. И отравляют общественную и частную жизнь. Никакого равенства Господь не обещал. С соперником заповедал мириться. Даже любить врагов. А у нас со стороны людей в целом благополучных, имеющих и стол, и одежду, и дом, поносить тех, кто богаче и успешнее считается не грехом зависти, нарушением десятой заповеди, а «гражданской позицией».
И церковь молчит, как будто, так и надо. Непонятно это. Грешников ждут за гробом не виллы и яхты, а ад, где нет даже глотка воды! Почему же люди, у которых есть не только вода и еда, но и все необходимое есть, но сеющие зависть и ненависть, не обличаемы у нас в церкви как враги и Бога, и Государства? Не будет государства – не будет и Церкви. Поэтому если Церковь не встает на защиту общественного порядка сама, на эту защиту должны стать мы, простые люди. Памятуя, что Бог заповедал нам творить добро самим, а не обличать истинных или мнимых нарушителей закона, о которых мы знаем от уличных и сетевых болтунов, продажных писак и бездельников.
Не моего убогого ума дело, писать документы такого уровня, но все же я что-то напишу.
В память Нины Андреевой. Не повторяя ее принципы, но понимая, что нужно-таки формулировать свои. В память иерея Александра Шумского, который принципы жизни по Духу Евангелия последовательно и твердо защищал.
О методологии.
Митрополит Иоанн Снычев сказал, что основа нашего государства – это заповеди Божии. Это Евангелие. Из этого и надо исходить.
О наших принципах.
1. Уважение к ближним. Голословные обвинения и доказанная клевета должна выводить человека из публичного пространства. Клевета должна быть наказуема! Нарушение девятой заповеди надо вернуть по крайней мере в область общественно-осуждаемого греха. Очень хорошо это подкрепить и правками в уголовное и административное законодательство. Последовательное применение этого принципа очистит наше публичное пространство от профессиональных «оппозиционных» лгунов, которые почему-то воспринимаются как правдорубы.
2. Табу на призывы к терроризму. Угрозы физической расправы по любому поводу, не входящему в компетенцию Уголовного Законодательства – находятся за красной линией. Особенно это касается «православных ревнителей». Оскорбления, угрозы и клевета с этой стороны должны быть немедленно обличены – как это делал покойный отец Александр
3. Уважение к частной жизни. Обсуждение личной жизни и предметов личного пользования – жены, детей, одежды, автомашины, недвижимости (в разумных пределах) следует считать НЕПРИЛИЧНЫМ. Это прямое нарушение десятой заповеди.
4. Разделить понятие «социальное общество и государство» и «социальная справедливость». Социальное общество – это общество, в котором действует не закон справедливости, а закон милосердия. Вопрос об оплате труда надо отделить от вопроса об оказании помощи нуждающимся. Справедливость – это категория для нас, падших, духовно нищих, жадных до материального и равнодушных к духовному – это не по Сеньке шапка. Каждый понимает ее в свою пользу. Ни мира, ни согласия тут не будет. А вот на милосердие нас все же хватает. Собрать деньги на лечение больного ребенка – это не справедливо. Он сам ничего не заработал. Но это милосердно и возможно. Тоже самое касается инвалидов, лиц, освобожденных из тюрем, алкоголиков на лечении. Эти люди ничего не заслужили. Но за них ходатайствует в Евангелии Господь, перед которым все мы неоплатные должники.
5. Обличать ложь классового подхода. Обличить и опозорить бредовую идею, что богатый человек – это паразит. Вопрос в том, как человек распоряжается вверенным ему имуществом, властью, публичной известностью. Поставить памятник Тимченко. Сделать идеологией не классовый подход, а государево тягло. Награждать хозяев заводов НАРАВНЕ с рабочими и чиновниками, проявившими себя в государевом деле. Так уже было при строительстве Крымского моста. Но это надо делать громко в информационном пространстве.
6. В воспитание детей продолжить и осознанно развивать соревновательность, в противоположность уравниловке. Талант должен быть раскрыт и удостоен почестей. Поздравление победителей соревнований, олимпиад и.т.п. должно быть также почетной миссией. Лучшим из младших доверено чествовать победивших старших.
7. Не упраздняя крупной частной собственности, отделить личную собственность, тайна которой должна быть охраняема от посторонних глаз (п.4), от собственности компаний и корпораций, которая должна рассматриваться как часть народной собственности и находится под общественным контролем. Поэтому бесхозяйственное, безынициативное, а тем более прямое изъятие собственности из государственных активов и передача иностранным корпорациям при отсутствии решений высшей власти должны рассматриваться как преступление. Желательно с соответствующими последствиями для виновников.
8. Семья – малая церковь. Любое посягательство на семью, кроме случаев уголовного характера должно быть запрещено законом. Этот закон уже есть. Надо его поддержать.
9. В постиндустриальное время принцип «кто не работает, тот не есть» нужно понимать так, как это понимал его автор: апостол Павел. Работа для апостола Павла – это прежде всего служба Богу и проповедь Слова Божия. Также служение людям прежде всего любое обучение самосовершенствованию, обучение психологическим практикам, спорту, забота о больных и увечных, забота о природе. Многие из этих областей сегодня не финансируются административными структурами, а бизнес финансирует как благотворительность. Растет роль разного рода волонтеров и вероятно нужно считать прекрасной и весьма желательной тенденцию к тому, что снабжение людей едой, одеждой, жильем является социальной функцией высокопроизводительной автоматизированной индустрии, а их деятельность напрямую не связана с оплатой. По этому же принципу тысячу лет существовали и сегодня существуют монастыри. Это не коммунизм (очевидно, так как коммунисты закрывали монастыри), тут нет идеологического противопоставления бедных и богатых, но это реализация коммунистического принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям» на деле. С другой стороны, волонтерская деятельность уже является почетной и адекватной целям и принципам нашей Церкви и ее деятелей подобает публично поощрять.
10. Не будем никому обещать светлого будущего. Горькая правда лучше сладкой лжи. Две тысячи лет Церковь ждет от года к году пришествия Антихриста и связанных с этим «бедствий пришедших на Вселенную». Земного рая у нас нет и не будет, но стартовой площадкой для Царства Будущего века Россия уже послужила тысячам и миллионам наших матерей и отцов. Послужит и нам и нашим детям. Так что будем благодарить Бога, за каждый подаренный день, не унывая от ожидания войн и революций, от собственных невзгод и болезней, от неизбежных старости и смерти. Будем строить земное благополучие, завещав творческую любовь к Родине к ближнему собственным детям. Не пускаю слюни о светлом будущем, а создавая свое прекрасное настоящее.
Что касается упомянутых в п.3 «разумных пределов» в области частной жизни, то тут предлагаю положиться на кумира наших левых, приснопамятного И.В. Сталина. Уж он-то никому лишнего не позволял! Ведь так? Только самую малость для заслуженных работников. Вот был такой А.И. Микоян – старый большевик, верный ленинец и верный сталинец. Его дачу я видел. Примерно два квадратных километра, огороженных стеной, наподобие кремлевской, только пониже. Дом, два десятка человек прислуги, большое и толковое хозяйство. И таких дач на Рублевке было полно. Сейчас их стало больше, но таких площадей уже ни у кого нет. Да, эти дачи считались государственной собственностью. Но может не будем так уж строги и согласимся и на приватизацию скромного имущества людей, заслуги которых перед страной очевидны?
Об истории
Разделить коммунистическую идеологию и практическую реальность истории СССР.
«Неправда, что большевики погубили Россию. Россия оказалась недостойной вверенной ей святыни Православия и эта святыня опалила ее.» (митрополит Иоанн Шанхайский)
Признать позитивную роль большевиков в сохранении страны и ликвидации классовых, по сути кастовых перегородок, присущих поздней Российской Империи.
Разделить коммунизм
- Нечаева-Ткачева,
- Троцкого,
- Ленина
- позднего Сталина.
Это очень разные идеологии.
Первая прямое богоборчество, призыв к сраму и содому – этот самый коммунизм и сегодня является основой западной либеральной диктатуры толерастии и содома.
Вторая – создание рабовладельческой системы, оскотинивания рабочих, лишения их родителей и семью, и передачи рабочих в качестве работв Шифам с постепенным превращением в рай по Чернышевскому
Третья – борьба с исторической Россией, прежде всего с Русским народом, его верой и культурой с целью построения мировой диктатуры пролетариата
Четвертая – возрождение под лозунгом коммунизма и под прессом партийной диктатуры Русского национального самосознания, Церкви, морали, семьи, многоукладной экономики (как это было в РИ).
Если не давать нас путать и прельщать разными «измами», то мы не дадим протащить нашим неокоммунистам под лозунгами возврата к власти мудрого «Отца Народов» богоборчество и моральный нигилизм. А ведь именно этого ждут от наших современных оппозиционеров их тайные и явные зарубежные покровители.