О ПОЭЗИИ И ЕЕ ВЛИЯНИИ НАДУШУ ЧЕЛОВЕКА
О ПОЭЗИИ И ЕЁ ВЛИЯНИИ НА ДУШУ ЧЕЛОВЕКА
(из книги «Терапия души» с небольшими дополнениями)
Испокон веков поэтический дар причислялся к высшим духовным дарованиям. Определить сущность поэзии словесно очень непросто, ибо, как известно, поэзия не есть лишь зарифмованная мысль (пусть даже и очень искусно), не есть восторженно звучащие красивые слова, не есть и чувственный набор чего-то туманного и непонятного. Поэзия являет собой продукт особого вида художественного творчества, где рождается нечто потаенно новое, синтезируется взаимодействие земных и неземных стихий. По мысли А.Блока, истинный поэт как бы освобождает звуки из хаоса и приводит их в гармонию, давая им определенную форму.
В стихе материализуется и воплощается некая тайна, непостижимость, непередаваемая прозой или иным каким жанром.
Перед тем, как «родить» настоящий стих, душа страждет, мучается, вынашивает его. Она смутно предчувствует нередко лишь общее направление, улавливает отдельные слова и рифмы, ощущает неудержимую тревогу, напряжение или, напротив, радость, восторг, даже иногда некую эйфорию (поэтический экстаз). Впрочем, всё это достаточно индивидуально и не поддается какому-либо планомерному описанию. Кто-то сказал, что все идеи витают в воздухе или возникают откуда-то свыше. В поэзии нечто подобное. Смущение и непокой души поэта продолжаются до тех пор, пока точно не улягутся все рифмы, найдутся те незаменимые слова, завершится смысл, замысел. Тогда только произойдет окончательное рождение поэтического творения, и измученная душа поэта-творца обретет временный покой. Это что касается этапов поэтического творчества.
Между тем, оно может иметь Божественный Источник или уклоняться на иную волну, иной уровень: звучать, воспаряя над всем тленным (духовная поэзия), будучи пронизанным нетварными энергиями Любви и Истины, или иметь душевное звучание, пробуждая более всего эмоциональные чувствования не самого высшего, хотя и тонкого плана (душевная поэзия); наконец, может приземляться и огрубляться настолько, что становится действовать преимущественно на низшие физические стихии в человеке, пробуждая порой животные инстинкты и страсти (поэзия физическая, телесная).
Почти двухтысячелетняя история христианства свидетельствует, что именно духовная поэзия была особенно близка многим подвижникам благочестия и прославившимися своими подвигами святым.
Примером особого рода поэзии может служить и само Священное Писание (хотя некоторые почему-то и против подобного сравнения). А какая небесная музыкальность в псалмах царя Давида! Образцами особенно изумительной поэтичности слова являются все четыре Евангелия: высота их несравненна и поистине божественна. Поражают: емкость, сила, бездонная глубина слога, непостижимость и многогранность в способности и силе воздействия на душу человека! Что пред ними дебелые человеческие сочинения, мудрствования земных умов. Все блекнет пред ярким солнцем евангельской чистоты, красоты, мудрости и правды!
Поэтичность души присуща не только тем, кто пишет стихи. Также некоторые произведения в прозе по сути своей высокопоэтичны и музыкальны. Это можно отнести и к немалому количеству святоотеческих творений, проникнутых благодатным Духом Любви.
Поэтический дар – это дар Божий. К сожалению, некоторые ревностные защитники духовной жизни низводят поэзию до степени словесного ремесленничества, считая поэтическое занятие чуть ли не греховным делом. Это несправедливо и больно слышать. А ведь многие из числа прославленных святых не только не отвергали поэзию, но любили ее, были прекрасными ценителями ее красоты (вспомним хотя бы поэтическое послание св. Филарета Митрополита Московского А.С.Пушкину); сами сочиняли духовные стихи, гимны, оды, песнопения. Поэтическим даром обладали святитель Григорий Богослов, св. Иоанн Дамаскин, св. Симеон Новый Богослов, епископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) и другие святые Отцы и подвижники благочестия.
Истиной поэзии сегодня, к сожалению, рождается немного. Нравственная деградация и духовная немощь современного человека отражаются в крайне скудных поэтических дарованиях. Зато трезвонит во всю рифмованная замусоренная тарабанщина, процветает антипоэзия, сущая дьявольщина, лукавый сумбур, осатанелое развращение и изощрение падшего разума.
Поиск новых (внешних) технических приемов, безудержная эквилибристика и псевдоноваторство, а также механическое бессердечное клише-сочинительство наводнили поэтические современные рубрики; объем которых и интерес к которым, впрочем, в теперешней, всё более меркантильной жизни, невелик.
Слово способно материлизоваться и дематерилизоваться. Если сочинитель, как говорится, от Бога и пишет от избытка любви в сердце, его сочинения излучают, подобно солнцу, лучи правды, трогают душу, сообщают ей возвышенные и чистые небесные поэтические чувства и откровения, передают творческий заряд вдохновения, благоговения, радости (или духовной печали).
Настоящая поэзия чиста, легкокрыла, утонченна, изящна, влечет душу к прекрасному; она от Бога, от Его святых логосов – энергий, от Ангелов Света (поэтическая муза – есть не что иное, как светлый Ангел, вдохновляющий избранника Божия к прекрасным Божественным строкам). Антипоэзия - от падших духов с их неудержимой фантазией, гордыней, тщеславием, лукавством и прочими страстями. Настоящий поэт органически поэтичен. У Пушкина выплескивается стих, а у иных поэтов вымучивается, и то лишь от ума, а не из души и сердца.
Истинная поэзия – это гармония красоты, композиции, стройность мелодии, завершенность идеи. Знаменитый русский литературный критик Н.Н. Страхов называл 3 свойства, присущие истинному поэту и доказывающие подлинное поэтическое дарование: первое - мысль не тянется, не расплывается, второе – звучность стиха, третье- своеобразие стиха, свой звук, своя манера и плавность.
В.А. Жуковский подчеркивал Божественное назначение поэзии («Поэзия есть Бог в святых мечтах земли», « Поэзия небесной религии сестра земная»).
В одном из своих поздних стихотворений Яков Полонский пишет:
Жизнь без Христа - случайный сон,
Блажен, кому дано два слуха –
Кто и церковный слышит звон
И слышит вещий голос Духа.
Интересные мысли о поэзии находим у И.С.Тургенева и Н.В.Гоголя. Первый в речи по поводу открытия памятника А.С.Пушкину в Москве 6 июня 1880 года сказал: «В поэте, как в полном выразителе народной сути, сливаются два основных начала: начало восприимчивости и начало самодеятельности, женское и мужское начало…» (полн. Собр. Соч. в 15 томах. М-Л «Наука», т.15 с.76). Лучших поэтов России Тургенев справедливо ставил в ранг национальных, а не народных («выставлять лозунг народности в художестве, поэзии, литературе свойственно только слабым, ещё не созревшим или же находящимся в порабощенном, угнетённом состоянии» стр.69 указ. соч.). Цитируя известного французского писателя Проспера Мериме, наш классик обратил внимание публики на существенное отличие русских поэтов от европейских: русские поэты «ищут прежде всего правды, а красота является потом сама собою», а европейские стихотворцы «хлопочут прежде всего об эффекте, остроумии, блеске…»
Н.В.Гоголь в своих сочинениях, посвященных поэзии, обратил внимание на особый лиризм русских поэтов. Этот лиризм близок к библейскому, он отсутствует у поэтов других наций, его обуславливают два великих предмета: Россия и Царь. При одном лишь имени «Россия», у русского поэта просветляется взор. А благодаря Царю, «поэзия наша, уже со времён Ломоносова и Державина, получила какое-то величественно – царственное выражение» (Гоголь Н.В. Духовная проза «Отчий дом» М.2001 с. 75). Царственные гимны наших поэтов поражали и удивляли иностранцев своей красотой и возвышенностью.
Поэт (от Бога) и в жизни поэт, чем бы он не занимался. Пушкин и в светской жизни был Пушкиным, его органическая поэтичность не расщеплялась и не низводила его до уровня мещанской прозы. Напротив, мирская жизнь освещалась, поэтизировалась им, о чем свидетельствуют современники поэта в своих воспоминаниях.
Трагедия всякого поэта, несущего в душе божественные звуки Духа Любви, в столкновении его с миром сим, где правит князь тьмы, а большинство из живущих служат более мамоне. Истинный поэт, как бы не от мира сего, хотя вынужден существовать в нем, подчиняться его законам, инструкциям, вкусам, моде. Небесное парение души омрачается смрадом социальных заказов, бездарной цензурой, экономическими, издательскими проблемами и прочее.
Настоящая поэзия целебна. Но так же, как и лекарства, ее надо строго дозировать и пользоваться осмотрительно, с духовным разумением.
К сожалению, еще не создана антология лучшей духовной поэзии, не собраны воедино сокровища из золотых россыпей сочинений многих поэтов (от Бога).
Более всего поэзия, пожалуй, близка к молитве, Если молитва есть не что иное как дерзновение человека (твари) на беседу с Богом (Творцом), то поэзия есть слышание душой и сердцем Божественной красоты и великолепия; созвучие тончайших человеческих ощущений с небесной гармонией, и в то же время воплощение тоски и плача падшего человеческого естества (находящегося в плену у времени, болезни, смерти, удушливого зла и одержимости страстями) по потерянному раю.
Поэзия – почти всегда звучащая тайна, и покров таинственности должен быть строго храним. Нельзя дотрагиваться до поэзии (как и до всякой святыни) без чувства благоговения и трепета. Поэтический дар (или даже только способность), как и все иные врожденные задатки у человека, нуждается в благоговейном развитии, окормлении, становлении. Очень важна правильная эволюция, а это неотделимо от духовного развития человека. В принципе, несмотря на множество разновидностей, есть лишь два пути для человека: спасения и погибели.
С каждого поэта спросится об умножении его поэтического таланта и верном пользовании им. И горе тому, кто зарыл его в землю. Знаменитые евангельские слова об ответственности за данный талант к поэту имеют прямое отношение.
Многовиден и поистине необъятен поэтический мир. Но мучит сегодня поэтическая жажда тех, кто не утратил способность слышать красоту слова. Томятся они и тоскуют по глаголам живым и светлым, исходящим от избытка любви в сердце, от души молящейся и верующей, чуткой и постигающей.
Возродись поэзия российская, сложи песнь новую, выстраданную, омытую слезами покаяния и скорби многострадального народа. Пусть ее услышат, и насытятся души наши и исцелятся от поразившей проказы нашего больного времени!
И в заключение всего, несколько выдержек из прекрасных слов о поэзии епископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского):
«Поэзия есть искание и нахождение высшей жизни, доступной человеку».
«Поэзия есть тихое чудо, возникающее в глубине истинного поэта и истинного читателя».
«Поэт «милостью Божией» имеет власть превращать воду человеческих слов в вино, а это вино обращать в кровь Слова. Таково высшее назначение поэзии, ее смысл евхаристический. Поэзия возвращает человека к началу вещей».
«Поэзия по-новому открывает слова, вскрывает их, встречает их уже в новом мире».
«Она есть перископ, выдвинутый из этого мира, рентген и радар, лазерный луч, тончайшая и острейшая стрела духа, проходящая все предметы мира, не убивая их, а оживляя».