Киношедевры: Франко Дзеффирелли. "Иисус из Назарета".
15 июня этого года на 97-м году жизни во Флоренции скончался выдающийся итальянский режиссёр Франко Дзеффирелли.
Среди многочисленных творений маэстро особняком стоит мини-сериал из четырёх фильмов "Иисус из Назарета", снятый по заказу Ватикана в 1977 году.
В своё время именно этот фильм мне рекомендовал мой ныне покойный духовник, сказав, что это лучшая экранизация на евангельскую тему. Как раз тогда на экраны вышел новый фильм "Страсти Христовы", который активно обсуждался, в том числе, и в православной среде.
Я не могу похвастаться тем, что досконально знаю всю фильмографию на евангельскую тематику. Список кинофильмов об Основателе христианства весьма обширен, начиная аж с конца 19 века, то есть, с самого начала эры кино. Немного в своё время удалось посмотреть (не до конца) фильм Пьера Паоло Пазолини "Евангелие от Матфея", да уже упомянутые "Страсти Христовы" - даже не полностью, ибо было слишком страшно... Но фильм Дзеффирелли мне понравился.
Самое главное достоинство кинокартины, на мой взгляд, - реалистичность происходящего в кадре. Событиям на экране - просто веришь. Веришь, что всё так и было. Или, по крайней мере, могло быть. И, в то же время, картина происходящего непривычна для нас, людей русской культуры. Мы привыкли, что происходящее в Евангелии - всё чинно, спокойно и с благоговейным молчанием, вроде как на богослужении в храме или где-нибудь за трапезой в монастырской трапезной. Мы по привычке меряем участников тех событий по своей мерке, приписывая им свой северный менталитет. А ведь они были другими. Очень живыми, эмоциональными, горячими и очень отличающимися от нас. Если Иоанн Креститель называет себя "глас вопиющего в пустыне", то он действительно вопиет. Если Иисус обличает книжников и фарисеев, то Его крик "Горе вам!" звучит предельно эмоционально, во весь голос. Если Мария Магдалина объясняет апостолам, что видела Воскресшего Иисуса, то за спокойными интонациями озвучки мы слышим в оригинале (на английском) невероятный по своему накалу монолог.
Режиссёр, строго следуя евангельскому повествованию, не акцентирует внимание на чудесах. Они как бы происходят сами собой, незаметно. Вот юная Мария разговаривает с Ангелом в сцене Благовещения. Мы не видим собеседника и не слышим его голос, слышим только реплики Пресвятой Девы. Ангел здесь - где-то за кадром, за окном, откуда льётся свет то ли от него, то ли от низко висящей луны. Голос Ангела, правда, звучит во сне, который видит Иосиф, нареченный супруг Марии - но говорящего всё равно не видно. Явное чудо - это ярко сияющая огромная звезда Рождества, а также исцеления, совершенные Иисусом: вот только что лежал расслабленный, и тут - распрямились скрюченные конечности, и он смог встать. Вот - спеленутым - Лазарь вышел из могилы. А Воскресение Христово происходит как будто бы неприметно: камень от гроба отвален кем-то невидимым, и Садовник, работающий в саду и окликнувший Магдалину, вроде ничем не отличается на первый взгляд от обычного человека, и юноша рядом с ним - как бы просто юноша в белой одежде, а не Ангел. И воскресший Иисус в финале фильма, сидящей в Сионской горнице, не показан как появляющийся внезапно, чудесным образом. Самое невероятное чудо здесь описано очень прикровенно, оставляя зрителям свободу выбора, свободу верить - или же не верить в Воскресшего Мессию.
Сценарий фильма отклоняется от привычного нам православного Предания. Например, нигде не говорится о том, что дева Мария воспитывалась в Иерусалимском Храме, и о том, что Она дала обет девства, как и о том, что престарелый Иосиф был выбран священниками для хранения Её девства. Иосиф, по сценарию - обычный молодой мужчина, собиравшийся вступить с Марией в брак.
Отдельные события евангельского повествования преподнесены иначе, чем в тексте Книги: волхвы не предстают перед лицом царя Ирода и не задают никому вопросов о родившемся Царе Иудейском; они, принеся свои дары, сами дают совет Иосифу бежать с семейством в Египет и сами же уходят в свои страны иной дорогой. События обрезания Господня и Сретения представлены как одновременные: старец Симеон говорит своё знаменитое "ныне отпущаеши" тут же, у ног восьмидневного Младенца, принесенного к священникам для обрезания.
И, конечно, даже в формат сериала нельзя уместить все события четырёх Евангелий. Не вошли в фильм некоторые весьма значимые сцены: Христос в пустыне, брак в Кане Галилейской, где Иисус претворил воду в вино, исцеление гадаринского бесноватого - там, где стадо свиней бросилось в море, исцеление прокаженного, воскрешение сына наинской вдовы, сцена в Иерусалиме у купальни Вифезда, а также сцена Преображения и некоторые события после Воскресения - например, путь апостолов в Эммаус.
Надо сказать, что фильм очень понравился моему ребёнку - а современным подросткам, избалованным современными технологиями и спецэффектами, трудно угодить и трудно их удивить чем-либо. Тем не менее, сын смотрел фильм, не отрываясь - повествование захватывает.
Замечателен актерский состав. В главной роли - англичанин Роберт Пауэлл. В роли Девы Марии - Оливия Хасси, восемью годами ранее сыгравшая у маэстро Дзеффирелли Джульетту в фильме "Ромео и Джульетта".
Все четыре фильма можно посмотреть, пройдя по ссылке, можно скачать на торренте. можно найти на ютубе, там тоже есть.