Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Осторожно, "православные психологи"!

Статья была написана для православной группы женского форума.

Как-то, общаясь на моём любимом фейсбуке, прочитала я историю одной женщины, больной психически. Она - человек православный и воцерковленный, увидев ухудшение своего состояния, обратилась за помощью к православному психологу. Как писала она сама, после общения с ним (неоднократного) ей стало намного хуже, появилось огромное чувство вины и усилились суицидальные желания. В итоге она ушла к другому психологу, который не позиционировал себя как православный, там ей помогли. Затем - лечение и наблюдение у психиатра, пожизненное.

Это меня насторожило. До сей поры я была уверена, что православный психолог - это круто и здорово, и что это намного лучше, чем неправославный, пока не прочитала эту историю. И пока одна моя знакомая, тоже психолог и православный человек, не сказала мне, что православной психологии не бывает, как не бывает православной математики. Или человек - хороший специалист и знает своё дело, или - нет. И что грамотный психолог никогда не будет навязывать клиенту своё мировоззрение. Последнее мне было известно - приходилось работать с психоаналитиком, который, как я узнала, вообще интересовался дзен-буддизмом, но нашей совместной работе это не мешало. Специалист всегда уважает выбор клиента, его воззрения, его веру, буде таковая имеется, и исходит из интересов клиента. Если же это не так, то от такого специалиста лучше держаться подальше. Как лучше обходить стороной того психолога или психотерапевта, кто активно подчёркивает свою веру. Психолог, как и любой человек, может иметь самые разные мировоззренческие установки и взгляды; есть среди психологов и верующие христиане. Но это нисколько не определяет качество их работы. Если психолог-христианин работает с верующими клиентами, он может им сказать о своей вере - тогда клиент будет больше доверять такому терапевту, им будет легче общаться (психолог, работающий с клиентом, называется терапевт, а сам процесс работы - терапия). В работе же с неверующими клиентами верующий терапевт всё равно исходит из интересов клиента и ни в коем случае не навязывает клиенту свою веру и свое видение ситуации. (пишу, основываясь на рассказе как раз такого психолога).

Тем больше недоумения вызывают некоторые психологи (?), активно работающие в известных проектах на просторах Сети. Впрочем, психологи ли они - вопрос. Например, известный основатель одного психологического благотворительного проекта нигде не пишет, получил ли он профильное образование, хотя вездесущий Яндекс в ссылках и называет его психологом.

Проект - проектом, но никто ж не обязывает самого руководителя непременно писать статьи по теме. Есть специалисты, пусть они и пишут. Но нет, хочется же, как не писать?)))

Ну, вот такой, например, перл: заголовок сайта "Жизнь - война, суицид - дезертирство". Война у нас закончилась в 45м году, хочется простой и мирной жизни. Но нет. Зайдёт человек, которому и так жизнь не мила, на такой вот сайт; а у него не то что воевать - думать и чувствовать уже сил не хватает. А ему - на тебе, мил человек, винтовку, иди воюй, а то ишь - дезертировать вздумал. И чувство вины - вот оно, пожалуйста...

Или описывает человек себя прямо как уличный проповедник в стиле "я-пил-курил-а-теперь-уверовал-и-бросил":

"""Теперь меня не огорчает никакая погода. Я никогда не злюсь на вещи и на самого себя. И если мне доводится себя укорять, для этого находятся необидные слова. Отношения с человечеством потеплели. Плохого настроения практически не бывает, а когда и заглядывает в гости, я в три счета прогоняю его. В общем, былого уныния нет и в помине."""

Для полноты картины не хватает только нимба. Потому что описанный человек - или святой, или уже мёртвый. А у обычных живых людей бывает всяко. А идеального человека как взять себе в терапевты? Это всё равно как исповедоваться гипотетическому безгрешному священнику аки Ангелу - не поймёт всё равно.

Также вызывает недоумение утверждение, что все наши беды - от гордыни. Вот прямо-таки все. Разные бывают беды, и разные бывают в жизни ситуации.

Я однажды спросила своего терапевта, как специалиста: что первично - психическое повреждение (болезнь) или гордыня? Он ответил - никто этого не знает. Бывает, что болезнь вызывает гордыню, бывает - наоборот. Нет однозначного ответа...

Ну, и утверждение "гордый - значит, обидчивый" вообще за гранью, ибо непрофессионально. Обида - это вина плюс стыд. Обида характерна для людей, испытывающих комплекс вины, для людей с мазохистскими чертами личности.

А благочестивое вроде бы утверждение "Всё, что с нами происходит, буквально всё, как бы мало или велико ни было, является следствием нашей жизни до этого момента" способно разбудить в и без того проблемном человеке такой огромный комплекс вины, что мало не покажется. Да и не всё, что с нами происходит, есть следствие нашей жизни. Но это отдельная и большая тема.

Да, я не специалист. Поэтому вы можете считать всё, что я здесь написала, рассуждениями дилетанта. Что ж, я не обижусь. Просто я в силу некоторых обстоятельств прохожу долгосрочную терапию. И да, мне помогает. И я вижу, как работает настоящий хороший специалист. И мне есть с чем сравнивать, поверьте.

А если у вас в жизни вдруг настанет момент, когда необходимо будет обратиться к психологу или же психотерапевту, не бросайтесь на первого попавшегося. Хороший психолог, как и хороший врач, обычно ищется по рекомендации. И тут его вероисповедание не играет определяющей роли.

Всем - добра.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: