«Вы — род избранный, царственное священство,
народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать
совершенства Призвавшего вас из тьмы
в чудный Свой свет; некогда не народ,
а ныне народ Божий; некогда непомилованные,
а ныне помилованы» (1 Пет. 2:9-10).
На протяжении столетий Церковь всеми силами старалась привести человечество ко Христу. Для этого она использовала множество различных способов: богослужение и молитву, миссионерскую проповедь и катехизацию, благотворительность, искусство и даже науку. Однако труд сеяния и взращивания семян христианской веры в сердцах людей никогда не был делом легким. Как и две тысячи лет назад, сегодня пастырям необходимо упорно работать, обдумывать каждое свое действие, каждое слово и мысль, потому как серьёзная халатность может привести к самым печальным последствиям — трудноизлечимой духовной болезни или даже духовной смерти человека.
Большинство современного духовенства ведет свою деятельность опираясь на храм и людей в него приходящих. Это то, что принято назвать словом «приход». Однако счастлив тот батюшка, у которого есть нечто большее, а именно сильная приходская община. Здесь нам стоит ненадолго остановиться, так как нам необходимо объяснить, для чего мы пытаемся разделить такие близкие в церковной среде понятия как «приход» и «община». Для этого приведем небольшой пример из жизни. Очевидно, что любой человек может четко представить себе существенные различия между семейным ужином и посещением предприятий общественного питания. В кругу семьи всё гораздо понятнее и проще. Нет никаких стесняющих обстоятельств для того, чтобы не только прекрасно провести вечер, но и решить некоторые свои проблемы, получить поддержку или совет, а также самому оказать посильную помощь для близкого человека. Иное дело, когда ты «сидишь» где-то вне дома один. Казалось бы, и еда хороша (может, даже вкуснее домашней), и обслуживание на уровне, и сама атмосфера заведения замечательная. Так можно «посидеть» один раз, второй, третий, а потом начинает чего-то не хватать и вскоре приходит понимание того, что здесь ты лишен очень важной составляющей человеческой жизни — общения с себе подобными.
Вот примерно так же обстоят дела и в наших храмах. В одни, которые мы назовем общинами, люди приходят как к себе домой. Здесь, предстоя перед Небесным Отцом, они действительно находятся в кругу настоящей семьи, объединенной не кровными, но духовными связями. Другие же храмы, по нашей терминологии «приходы», так же являются Домами Божиими, но они и наполнены и пусты одновременно. Почти каждый прихожанин существует в них в своем отдельным мире, если можно так выразиться, «сидит за отдельным столиком» и никак не хочет соприкоснуться с другими людьми. Дело доходит до того, что, стоя годами бок о бок с одними и теми же «братьями и сестрами», можно совершенно не знать о них ничего, даже имен.
Сегодня сильная община нам нужна как воздух. Это хороший фундамент, на котором священник, объективно оценив свои ресурсы и силы, может начать осуществлять реальные дела, на которые он был призван Богом. И здесь не может быть отговорки у тех настоятелей, которые считают себя очень бедными, так как никто не в праве требовать от них делать больше, чем они могут. Но совершенно оставлять организацию общины и не творить богоугодные дела ссылаясь на бедность, - настоящее кощунство. Главное верить и горячо просить Господа о помощи и вразумлении, чутко внимая собственной совести, замечательной помощнице любого христианина! И тогда даже самое малое посильное дело станет таким же ценным, как две евангельские лепты вдовицы.
Но как же организовать общину? Универсального ответа на этот вопрос конечно же нет. И все-таки есть несколько опорных пунктов, на которые стоит обратить батюшке внимание в своей жизни, чтобы люди вокруг него смогли настроиться на нужный лад:
1. Стремление к благочестию и высокой нравственности;
2. Справедливое отношение ко всем людям без исключения;
3. Открытость по отношению к общине, умение вести с ней разговор (именно разговор со всей общиной, а не монолог воскресной проповеди);
4. Постоянное разностороннее самообразование, борьба с ленью;
5. Опрятность во внешнем виде и манерах;
6. Достойное и уверенное поведение при решении любых вопросов (например, на важном приеме у городского начальства).
Думаю, что примерно такой перечень требований определяет первоначальное отношение паствы ко священнику. При этом следует помнить, что только по прошествии определенного времени люди начинают понимать, кто перед ними: «пастырь добрый» или обычный «наемник». Как говорится в нашем народе, любого человека сначала «встретят по одежке», а уж потом «проводят по уму».
Сейчас мы не претендуем на полноту описания того, каким должен быть батюшка в храме и повседневной жизни, всю эту информацию можно найти в Пастырском Богословии. К тому же, практически всех священнослужителей учат этому в семинариях. Гораздо более интересный вопрос состоит в том, возможно ли научить саму церковную общину помогать своему пастырю в его служении, при этом, допустим, еще до их знакомства?
На наш взгляд, современное отсутствие культуры и навыков общения между пастырем и пасомыми является очень серьезной проблемой, бороться с которой нужно систематически. При этом стоит особо обратить внимание на то, что у нас есть существенные различия между храмами в имеющихся в их распоряжении людских и материальных ресурсах, а так же в возрастном и социальном составе прихожан. Таким образом, постановка целей развития в направлении воспитания и организации отдельной церковной общины должна быть сделана с учетом именно её особенностей. Не будем сейчас утруждать свое воображение, придумывая гипотетические задачи, которые можно было бы поставить перед каким-нибудь настоятелем с его паствой, так как это слишком обширная тема. Достаточно будет сказать, что при формулировании этих задач следует придерживаться следующих принципов:
1. Избегать размытых формулировок, стараясь максимально четко определить конечную цель проводимой работы;
2. Цель должна быть объективно достижима;
3. Необходимо выработать план, состоящий из последовательности отдельных шагов,- элементарных действий, выполнение которых не представляет особой сложности;
4. Определить примерные сроки выполнения каждой задачи, стараясь строго придерживаться заданного графика.
Естественно, что разработкой таких планов должна заниматься группа священнослужителей, которые уже смогли добиться существенных успехов у себя дома. При этом считаем вполне допустимым и даже необходимым привлечение к этой работе молодого священства, диаконов и чтецов, а также светских специалистов, которые смогут внести элементы критического подхода в решении поставленных задач.
Таким образом, мы уже сделали первый шаг, обозначив две определенных цели:
1. Образование церковной общины, под которой понимается руководимая священноначалием группа людей, состоящая из максимально возможного числа прихожан одного храма, объединенная Православной верой и стремлением к исполнению Закона Божьего как в личной жизни каждого отдельного её члена, так и в общественной деятельности всей Церкви.
2. Выработка и создание теоретической, практической и материальной базы для качественного обучения духовенства и прихожан культуре совместного общения, пастырства и послушания, а также организации церковной общины.
Понимая всю сложность и обширность поставленных задач, считаем их осуществление возможным, так как Сам Христос еще две тысячи лет назад ободрил всех нас Своими святыми словами: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Евангелие от Матфея 7:7-8).
Диакон Виктор Маряшин.
Популярное видео
-
25:48
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ФИЛЬМ ТВЦ
iceculers Шестаков · 1023 просмотра -
03:29
Ролик о возрождении монастыря Рождества Богородицы (г.Ростов Великий)
Дмитрий Барабанов · 1433 просмотра -
Инокиня - Документальный фильм
Алла · 1614 просмотров
диакон учащий священников как им строить приходскую общину - сие воистину что-то новое..
Алексей, не думаю, что это что-то новое. Вспомните пример Афанасия Великого. Представляете, если бы Отцы Первого Вселенского собора тоже так сказали - "не высказывай своего мнения, возлюбленный Афанасий, ты всего лишь диакон!" )
А вообще участие любого члена общины в жизни прихода, даже при помощ...
Развернуть
Алексей, не думаю, что это что-то новое. Вспомните пример Афанасия Великого. Представляете, если бы Отцы Первого Вселенского собора тоже так сказали - "не высказывай своего мнения, возлюбленный Афанасий, ты всего лишь диакон!" )
А вообще участие любого члена общины в жизни прихода, даже при помощи предложений и советов - приветствуется.
Знаете, есть огромное количество молодых священников, которых рукоположили в совершенно молодом возрасте и отправили на приход настоятелем. Поверьте, таких приходов достаточное количество. А на приходе опытный староста. Так к кому в повседневной обстановке пойдет за советом такой настоятель?
Тем более, что я в своей статье не категоричен, скорее, это больше предложения, которые можно принимать, можно не принимать, можно дополнять или поправлять.
Если у Вас есть такие дополнения, поправления - я с удовольствием с Вами о них поговорю. ))
Свернуть
Простите за дерзость : ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА - вести людей к Богу, а не к себе.Без этой твердой установки священноначалия любой приход не сможет стать полноценной ПРАВОСЛАВНОЙ общиной.Прошу прощения.
михаил, в самой статье есть ответ на Ваше правильное замечание. Я пишу: "Сейчас мы не претендуем на полноту описания того, каким должен быть батюшка в храме и повседневной жизни, всю эту информацию можно найти в Пастырском Богословии." - в Пастырском богословии про цели настоятеля храма, как и л...
Развернуть
михаил, в самой статье есть ответ на Ваше правильное замечание. Я пишу: "Сейчас мы не претендуем на полноту описания того, каким должен быть батюшка в храме и повседневной жизни, всю эту информацию можно найти в Пастырском Богословии." - в Пастырском богословии про цели настоятеля храма, как и любого другого священника все написано, поэтому мне не за чем было повторяться. К тому же, разве не первым пунктом поставлено " Стремление к благочестию и высокой нравственности;" ? Есть ли настоящее благочестие церковное без Бога? Думаю Вы согласитесь, что личный пример священника - лучшая проповедь.
Целью же данной статьи была именно организационная сторона вопроса создания общины. И уж тем более, как я и пишу в статье, я не претендую на полноту описания проблемы и её решения. Это очень поверхностная статья, для настоящего труда потребуется целая книга, но она нужна и очень!
Свернуть
диакон учащий священников как им строить приходскую общину - сие воистину что-то новое..
Алексей, кстати, если для Вас это важно, то данная статья была представлена и моему настоятелю - митрофорному протоиерею, благочинному округа, с 40-летним опытом пастырской деятельности, а так же нашему правящему архиерею. Особых замечаний к статье не было.
Алексей, не думаю, что это что-то новое. Вспомните пример Афанасия Великого. Представляете, если бы Отцы Первого Вселенского собора тоже так сказали - "не высказывай своего мнения, возлюбленный Афанасий, ты всего лишь диакон!" )
А вообще участие любого члена общины в жизни прихода, даже при помощ...
Развернуть
Алексей, не думаю, что это что-то новое. Вспомните пример Афанасия Великого. Представляете, если бы Отцы Первого Вселенского собора тоже так сказали - "не высказывай своего мнения, возлюбленный Афанасий, ты всего лишь диакон!" )
А вообще участие любого члена общины в жизни прихода, даже при помощи предложений и советов - приветствуется.
Знаете, есть огромное количество молодых священников, которых рукоположили в совершенно молодом возрасте и отправили на приход настоятелем. Поверьте, таких приходов достаточное количество. А на приходе опытный староста. Так к кому в повседневной обстановке пойдет за советом такой настоятель?
Тем более, что я в своей статье не категоричен, скорее, это больше предложения, которые можно принимать, можно не принимать, можно дополнять или поправлять.
Если у Вас есть такие дополнения, поправления - я с удовольствием с Вами о них поговорю. ))
Свернуть
Виктор, отец диакон, у меня просто вызывает неподдельное удивление, если нас на катехизатоских курсах - на психологии общения учили как выстраивать отношения с катехизируемыми не только на уровне учитель - ученик, но именно что вливаться в церковную жизнь, быть помощником и наставником. То у меня...
Развернуть
Виктор, отец диакон, у меня просто вызывает неподдельное удивление, если нас на катехизатоских курсах - на психологии общения учили как выстраивать отношения с катехизируемыми не только на уровне учитель - ученик, но именно что вливаться в церковную жизнь, быть помощником и наставником. То у меня вполне логичный вопрос - почему этот вопрос - общинное строительство серьезно целенаправленно не преподается в семинариях и прочих наших учебных заведениях где наших священнослужителей готовят?
А по сути вопроса я знаю лишь один способ строительства общины с нуля - он называется "а давайте после литургии пойдем и попьем все чаю".. ;)
Я сие на двух разных приходах наблюдал - гарантированно работает, а вот там уже понимая кто твой "актив" можно уже придумывать сему активу какие-то применения, служения и так далее.
У меня скорее другой вопрос, особенно в городских приходах больших, почти везде есть некое "ядро" общины, которые активно общаются и с настоятелем и со священниками, обычно эти люди так или иначе завязаны в церковной жизни, хор, работники церковной лавки, сторожа, воскресная школа и так далее.
Вот как закрытость таких вот структур преодолевать, вот в чем вопрос. Приходят люди, смотрят, все вроде действует, работает.. Не видят себе какого-то очевидного применения и отходят. Нет, на службы ходят, все хорошо, но получается жизнь общинного ядра храма - отдельно, а жизнь большинства прихожан - отдельно.
Вот жеж какая история..
Свернуть
Виктор, отец диакон, у меня просто вызывает неподдельное удивление, если нас на катехизатоских курсах - на психологии общения учили как выстраивать отношения с катехизируемыми не только на уровне учитель - ученик, но именно что вливаться в церковную жизнь, быть помощником и наставником. То у меня...
Развернуть
Виктор, отец диакон, у меня просто вызывает неподдельное удивление, если нас на катехизатоских курсах - на психологии общения учили как выстраивать отношения с катехизируемыми не только на уровне учитель - ученик, но именно что вливаться в церковную жизнь, быть помощником и наставником. То у меня вполне логичный вопрос - почему этот вопрос - общинное строительство серьезно целенаправленно не преподается в семинариях и прочих наших учебных заведениях где наших священнослужителей готовят?
А по сути вопроса я знаю лишь один способ строительства общины с нуля - он называется "а давайте после литургии пойдем и попьем все чаю".. ;)
Я сие на двух разных приходах наблюдал - гарантированно работает, а вот там уже понимая кто твой "актив" можно уже придумывать сему активу какие-то применения, служения и так далее.
У меня скорее другой вопрос, особенно в городских приходах больших, почти везде есть некое "ядро" общины, которые активно общаются и с настоятелем и со священниками, обычно эти люди так или иначе завязаны в церковной жизни, хор, работники церковной лавки, сторожа, воскресная школа и так далее.
Вот как закрытость таких вот структур преодолевать, вот в чем вопрос. Приходят люди, смотрят, все вроде действует, работает.. Не видят себе какого-то очевидного применения и отходят. Нет, на службы ходят, все хорошо, но получается жизнь общинного ядра храма - отдельно, а жизнь большинства прихожан - отдельно.
Вот жеж какая история..
Свернуть
Алексей, Ваш вопрос "почему... общинное строительство серьезно целенаправленно не преподается в семинариях и прочих наших учебных заведениях где наших священнослужителей готовят?" - меня тоже волнует. Сам не знаю, почему...
И второй Ваш вопрос очень интересен, я с таким еще не сталкивался, но пра...
Развернуть
Алексей, Ваш вопрос "почему... общинное строительство серьезно целенаправленно не преподается в семинариях и прочих наших учебных заведениях где наших священнослужителей готовят?" - меня тоже волнует. Сам не знаю, почему...
И второй Ваш вопрос очень интересен, я с таким еще не сталкивался, но правда, очень интересно!!! Что же, надо молиться и думать.
Еще есть такая штука - преемственность разных традиций, в службе, в организационных вопросах, которые уже могут и не работать, или просто быть неприемлемы. Но то самое "ядро", о котором Вы говорите, давит, вынуждает священника встраиваться в старую систему, совершенно не обращая внимания на его мнение и даже порой на мнение Самой Церкви.
Так что здесь куча вопросов.
Свернуть
Алексей, Ваш вопрос "почему... общинное строительство серьезно целенаправленно не преподается в семинариях и прочих наших учебных заведениях где наших священнослужителей готовят?" - меня тоже волнует. Сам не знаю, почему...
И второй Ваш вопрос очень интересен, я с таким еще не сталкивался, но пра...
Развернуть
Алексей, Ваш вопрос "почему... общинное строительство серьезно целенаправленно не преподается в семинариях и прочих наших учебных заведениях где наших священнослужителей готовят?" - меня тоже волнует. Сам не знаю, почему...
И второй Ваш вопрос очень интересен, я с таким еще не сталкивался, но правда, очень интересно!!! Что же, надо молиться и думать.
Еще есть такая штука - преемственность разных традиций, в службе, в организационных вопросах, которые уже могут и не работать, или просто быть неприемлемы. Но то самое "ядро", о котором Вы говорите, давит, вынуждает священника встраиваться в старую систему, совершенно не обращая внимания на его мнение и даже порой на мнение Самой Церкви.
Так что здесь куча вопросов.
Свернуть
Виктор, вот вот, интересно, ибо на новом то приходе создать общину порой гораздо проще чем в старом "сжившимся" что-то сделать.
Трапезную построил-организовал, воскресную школу открыл - вот тебе и община.
А вот большие многолюдные приходы..
Той же трапезной уже и не хватает банально - "ядро общины"...
Развернуть
Виктор, вот вот, интересно, ибо на новом то приходе создать общину порой гораздо проще чем в старом "сжившимся" что-то сделать.
Трапезную построил-организовал, воскресную школу открыл - вот тебе и община.
А вот большие многолюдные приходы..
Той же трапезной уже и не хватает банально - "ядро общины" ее оккупировало прочно. Воскресная школа тоже действует. А по факту 2/3 уже постоянных прихожан - вне общинной жизни.
Вот такое у меня жизненное наблюдение, кто как это не комично звучит, но так или иначе но размер "общины" - он как-то очень точно с количеством "мест" в трапезной вполне себе совпадает. Я за 15 лет в 6 разных приходах прихожанином, и "общинником" был. И во всех 6 - все одно и тоже.
Свернуть