СМИ рассказывают о пьяных попах, а о священниках-героях молчат
Погоня за рейтингами, журналистика скандалов и катастроф привела к разделению в умах людей христианства и РПЦ.
Это уже не первая встреча молодёжи со священником Православной Церкви, настоятелем Богоявленского храма г. Воронежа Евгением Лищенюком
о.Евгений
Отец Евгений, прежде всего, старался растолковать, почему сейчас часть общества относится к церкви и священнослужителям достаточно негативно. Он пояснил, что практически во все времена у Православной Церкви были недоброжелатели. Когда-то их деятельность приобретала мощный и открытый характер, к примеру, в годы советской власти.
– Сейчас нет внешней войны против церкви, но есть те выбросы информации и идеи, которые подрывают отношение к церкви. Чтобы подорвать отношение человека к церкви, используют идею, что на самом деле некоторые люди ведут борьбу не против веры, хорошего духовенства, того доброго, что христианство проповедует, а против отдельных негативных проявлений и вопросов устройства церкви как организации.
Чтобы разобраться в негативном и позитивном отношении общества к церкви, священник предложил простой механизм. На одной части доски он написал «Христианство», на другой «РПЦ» и предложил студентам дать свои ассоциации, связанные с этими понятиями. Весь негатив оказался направлен в сторону РПЦ.
Ассоциации студентов журфака.
Ассоциации студентов филфака
– Русская Православная Церковь – это такая богочеловеческая организация. Это собрание людей, которое утверждено для прославления Бога. Но смотрите, какой конфликт возникает в умах у людей! С одной стороны христианство — это что-то доброе, а с другой — мы видим отношение общества к аббревиатуре.
Отец Евгений предложил разобраться в причинах таких ассоциаций и рассказал о том, как деятельность церкви и поступки священников отображаются в СМИ.
В Самарской области есть батюшка, который уже усыновил тридцать детей, а на западной Украине есть священник, у которого 300 детей. Как в нашей стране, так и на Украине религиозные организации не вправе создавать детские дома — а это единственный путь помогать сиротам. Только один из трехсот детей не носит фамилию этого священника. Тот уровень жизни, который он им даёт, гораздо выше того что может дать государство. У него ещё не было ни одного ребёнка, который, выйдя замуж или женившись, не получал бы в подарок квартиру.
– Вы слышали об этом в новостях по телевизору? Сенсация! У священника в семье появился трёхсотый ребёнок! Не слышали. Зато знаете все подробности о недавнем ДТП в Сибири, когда пьяный священник на машине кого-то сбил. Такие новости СМИ публикуют, они имеют рейтинг, а новости о добре непопулярны. Человек напитывается такими новостями и говорит, что в церковь он не пойдёт, что ему не нужен посредник перед Богом, что не дурак относить попам деньги. Начинает тиражироваться идея, что можно быть христианином, но не признавать земной организации в виде РПЦ, что она — исключительно коммерческая структура.
Во время встречи были разобраны указанные студентами негативные явления и их проявления, прозвучали ответы на вопросы.
Дорогие автомобили
— Далеко не у всех священников дорогие машины и далеко не у всех священников есть машины вообще. У студентов их больше, чем у священников. Знаю таких священников из деревень, для которых поездка в Воронеже – это большая финансовая трата. В Воронежской митрополии не более десяти священников, у которых есть дорогие автомобили. Я не одобряю это, мне как раз кажется, что этот такая слабость, проявление человеческого, а не божественного в церкви.
Хорошие машины бывают у настоятелей больших приходов. Каждый приход — это юридическое лицо, которому поступают средства, пожертвования на храм на обеспечение его функционирования. Священник в том числе и на эти средства может купить машину. Есть священники, которые заработали на автомобиль. К примеру, в одном из сёл настоятель храма до рукоположения был юристом.
Бабушки в храмах
Присутствовавшие на встрече девушки пожаловались, что от бабушек в храмах часто можно услышать замечания и увидеть их осуждающий взгляд за не ту одежду и не те действия.
Отец Евгений рассказал об одной такой скандальной бабушке. Она занималась хозяйственными делами в Успенском храме в Воронеже, рядом с которым находится семинария и часть, ссорилась с прихожанами. Возмущённые семинаристы пошли к ректору с жалобой.
– Ректор сказал, что согласен с тем, что кого-то она может отпугнуть, но выгнать её не может, так как храм стоит благодаря её заслугам. В восьмидесятых годах его хотели снести. Приехал экскаватор. Она собрала своих подруг, женщины взялись за руки и сказали, что храм не отдадут. Стояли они несколько дней. Естественно, когда такая бабушка, для которой это место святое, видит девушку в джинсах, у неё это вызывает гнев. Многие бабушки испытали на себе гонения в отношении церкви и делали многое для церкви.
Отчасти, по словам отца Евгения, бабушки — это
Кто ваш Небесный покровитель? Узнать
Правжизнь - сервисы для православных
не только проблема церкви, а просто общечеловеческая проблема, ведь и в семьях со стариками молодёжи сложно жить и договариваться по многим вопросам.
– У нас в храме есть три бабушки, которых мы бережем. Они у нас очень добрые, и иногда хотелось бы, чтобы они были строже. В храме много молодёжи, семей. Бывает, что выходишь с чашей для причастия, а за колонной дети с пистолетами бегают, играют, шумят. Так и хочется, чтобы им кто-то сделал замечание и за ухо поймал.
Денежные отношения в храме
Студенты интересовались, зачем в храмах ведётся торговля, почему за свечи надо платить, а на требы растут цены.
Люди часто предъявляют претензии к торговле в храме со ссылкой на то, что Иисус Христос лично выгнал торговцев из храма. Отец Евгений пояснил, что это была другая торговля. В храм приходили люди и покупали животных, которых приносили в жертву. Животные имеют свойство давать навоз. Так как в храм приходили люди из разных стран, им нужно было обменять деньги для покупки этих животных. Обмен денег шёл шумно в соответствии с базарными традициями того времени.
– Сейчас это другая торговля. Это книги и иконы. Если для меня икона ценность, то меня не устроит распечатка на цветном принтере из Интернета. Мне нужно, чтобы она была в рамке, написана красками. В храме найдутся иконы на любой достаток, и я знаю, что мои деньги пойдут иконописцу и на содержание храма.
Одна из студенток привела пример Греции, где в храмах безплатные свечи. Отец Евгений напомнил, что Церковь в этой стране находится на финансировании государства, нашим приходам эти свечи надо на что-то покупать.
Свеча понимается как жертва Богу от своих трудов. Причём раньше это понималось в прямом смысле. Люди делали свечи дома и приносили их в храм. Но свеча имела и утилитарный характер – это был источник освещения. Сейчас вряд ли кто способен выработать дома электричество и принести его в храм как жертву Богу от своего труда. А вот с вырученных средств за свечи электричество купить можно.
– Дорогие требы меня смущают, поэтому у нас в храме можно бесплатно записочку передать, ничего страшного, батюшка помолиться, но большие храмы просто не справляются с их количеством. Может и по 50 тысяч имён быть, и за каждого надо помолиться, священники только этим и заняты. Если не повышать цену, священники просто не справятся.
Роскошь в храмах
Часто можно услышать претензию, что в храме дорогая утварь и иконостас. Как пояснил отец Евгений, Храм для верующего человека — это святое место, и у людей есть желание, чтобы в нём было всё самое лучшее.
– Церковь – это выражение любви к Богу. Роскошь – это не про воронежские храмы, в столичных действительно может быть дорогая утварь, но её дарят или жертвуют люди, выражая свою любовь к Богу. Иногда говорят: не лучше ли вместо дорогого иконостаса и здания построить детский приют или раздать эти деньги? Со стороны так можно рассуждать, но на самом деле люди, которые жертвуют дорогую икону и утварь, помимо этого делают много других добрых дел.
Церковь – это духовная практика
Как на факультете журналистики, так и на филологическом факультете звучал вопрос о том, зачем нужна церковь и священники в качестве посредника перед Богом.
– Вот вы изучаете теорию журналистики, ваши преподаватели знают всё об этом предмете, – отвечал священник студентам журфака. – Теория нужна, но вы не станете журналистами без практики, без общения с людьми, которые сделали в этой профессии успехи. Так вот, Церковь — это и есть практика, духовная практика, организация практикующих людей.
Отец Евгений пояснил, что личная молитва – это прекрасно, но православие невозможно без принятия таинств Церкви, которых нет вне её стен.
Злые люди шипят: «Обнаглели попы
И жируют на скорби народной..»
Я скажу им в ответ: «Знаю многих таких,
Кто встаёт и ложится голодным…»
Знаю многих отцов, кто живёт в нищете
И в избе детей мал мала меньше…
Но готовых отдать свою жизнь на кресте
За всех нас неразумных и грешных.
Злые люди кричат: «Распустились попы,
Барынь-матушек в лексусах возят!»
Я скажу им в ответ: «Знаю многих других,
Своих чад на руках к храму носят..»
В городской суете, в деревенской глуши
Они словно жемчужная россыпь…
Благодатный огонь для заблудшей души,
Все прощенья у Господа просят…
Что мы знаем о них? По наружности суд!
Мы ж не видим их брани духовной…
Пастырь добрый Христов — это каторжный труд,
Плач молитвенный ночью безмолвной…
Быть рабом у Христа есть великая честь!
Но слугой быть даётся не многим…
И я слёзно молю: не судите отцов!
Они наши — нам дадены Богом…
И я слёзно молю: не клеймите отцов!
…они наши… нам посланы Богом…
В.Малышев
Источник: pravoslavie.fm/interested/smi-rasskazyvayut-o-pyanykh-popakh-a-o-svyashennikah-geroyah-molchat/
По поводу платных треб и свечек. Господь говорил своим ученикам: «Трудящийся достоин пропитания» (Мф 10.10). А ученики Иисуса были «трудящимися» на «ниве Господней». Также и служащие в нынешней Церкви служат на "ниве Господней". Если они вынуждены будут заботиться о пропитании на другой "ниве", т...
Развернуть
По поводу платных треб и свечек. Господь говорил своим ученикам: «Трудящийся достоин пропитания» (Мф 10.10). А ученики Иисуса были «трудящимися» на «ниве Господней». Также и служащие в нынешней Церкви служат на "ниве Господней". Если они вынуждены будут заботиться о пропитании на другой "ниве", то у них не будет времени для служения на "ниве Господней". Мы вообще-то должны отдавать десятину, но в нашей стране многие находятся у черты бедности, и потому мы должны оплачивать хотя бы требы, покупать свечи, тем самым приносить свою жертву. Мне так жалко священников, что им постоянно приходится оправдываться за все это. Но другое дело, когда еще совсем молодой священник во вновь открытом храме через год-другой начинает ездить на иномарке, но и это вопрос, а может ему подарили его. Не нам, Господи, не нам, а тебе суд. Спаси нас, Боже.
Свернуть
Трудно согласиться с оправданиями тех негативных явлениях, которые есть на богослужении в храмах. Мне, например, больно, когда я стою на молитве вместе с приходом, в благоговении ко Господу и Его великому подвигу, ради спасения нас, человеков, молиться Дьякон, а в это время по рядам пошли с под...
Развернуть
Трудно согласиться с оправданиями тех негативных явлениях, которые есть на богослужении в храмах. Мне, например, больно, когда я стою на молитве вместе с приходом, в благоговении ко Господу и Его великому подвигу, ради спасения нас, человеков, молиться Дьякон, а в это время по рядам пошли с подносами женщины, собирая пожертвования. Молитва ушла, а я вижу, что многие полезли в сумки, или побежали за ними, как же, Господь подождёт, пока мы положим денюжку на поднос, не возможно молиться, когда кричат и плачут дети, измученные духотой, усталые, ведь им хочется двигаться, а их, даже младенцев заставляют молчать, мучаются дети, мучаются родители, забыли о благоговении к Богу прихожане а служба идёт. Псаломщик старается уложиться в норму, потому не молится псалмами, скороговоркой их просто прочитывает, хор профессионально выводит замысловатые рулады, даже на Алеллуия, да причём так скачет, а язык-то старославянский, мало понятный тем, кто недавно пришёл в храм... Я была во многих храмах, где-то возможно помолиться, где-то... Говорят, священники "выгорают". Оно и возможно. На него, бедного, и хозяйственные дела, и финансовые, и где строятся храмы, ещё и стройка, а требы, а семья и ещё много чего..., насмотревшись, начитавшись, нигде не увидела, чтобы кто-нибудь из клириков говорил о Богослужении, работе с прихожанами на Богослужении. Ведь многие не знают что есть Литургия, молебны, акафисты. Знаю, что скажете, читайте. А большинство и не имеют возможности читать, Просветительская работа в большинстве храмов сводится к тому, чтобы поговорить о Зачалах, которые читались на служении, о свявтых, живших в оооочень далёёёкие времена и два слова о том, чтобы мы брали пример с жития святых. Не раз говорила с настоятелем храма нашего об этом, он молча улыбался и всё остается так как было. Не хочу думать, что во сех храмах так. Но просматриваю систему, в которой живут клирики и несут свою службу РПЦ, но не Богу. Разве, только единицы. Но к счастью, есть. Вопиет профессор А.И. Осиповн, А. Ткачёв, Дм. Смирнов и др. подвижники. А что нам делать нам. А я ведь иду на исповедь, а в сердце у меня плачь и просто во
Свернуть
В келейной молитве я вопию к Богу!!! Помолитесь за меня и за нашего настоятеля храма Николая. Он добрый, кроткий, смиренный, но этого мало. О о бабушках. Мало ли что и когда (я тоже бабшука. Мне 77 лет.) Я тоже много и строила, отстаивала, но никто никому не даёт права мешать своими злыми замеча...
Развернуть
В келейной молитве я вопию к Богу!!! Помолитесь за меня и за нашего настоятеля храма Николая. Он добрый, кроткий, смиренный, но этого мало. О о бабушках. Мало ли что и когда (я тоже бабшука. Мне 77 лет.) Я тоже много и строила, отстаивала, но никто никому не даёт права мешать своими злыми замечаниями мешать приходить к Богу. Нет любви в этакой бабушке, покажите её на дверь, после длительной работы с ней. А мы, ветхое поколение, пережившие много чего, должны с любовью наставлять, а не осуждать. Я не согласна, с оправданием вашим таких бабушек. Простите меня, дди добрые. так душа болит... С Уважением, Валентина.
Свернуть