Откуда взялся грех.
Святитель Василий Великий в беседе о том, что "Бог— не виновник зла", говорит как раз об этом:
«Откуда дьявол, если зло не от Бога? Что скажем на это? То, что и на такой вопрос достаточно нам такого рассуждения, какое представлено о лукавстве и человеке. Ибо почему лукав человек? По собственному своему произволению. Почему зол дьявол? По той же причине, потому что и он имел свободную жизнь, и ему была дана власть или пребывать с Богом, или удалиться от Благого. Гавриил — ангел и всегда предстоит Богу. Сатана — ангел и совершенно ниспал из своего чина. И первого соблюло в горних произволение, и последнего низринула свобода воли. И первый мог стать отступником, и последний мог не отпасть. Но одного спасла ненасытимая любовь к Богу, а другого сделало отверженным удаление от Бога. И это отчуждение от Бога есть зло".
Грех имеет место только в существах разумных — бестелесных и соединенных с телом. Как особенное преимущество Господь даровал им свободу. Но вблизи сего преимущества на одну черту и бездна. Свобода не связана: можем обращаться к Богу и можем отвращаться от Него. Но сия возможность есть в свободе не для того, чтобы тварь отвращалась от Творца, но потому что составляет природу свободы. Цель и назначение свободы — непринужденное служение Богу, Творцу своему, чтобы тварь, свободно служа Богу и исполняя волю Его, тем больших сподоблялась благ, становилась пространнейшим вместилищем блаженства. Очевидно, что тварь, уклоняющаяся от воли Божией, злоупотребляет свободою. Это говорится с тем, чтобы показать, что она злоупотребляет сама, не по какой-нибудь необходимости или року, а самовольно, имея то есть полную возможность и исполнить волю Божию в то мгновение, когда не исполняет ее. В сем смысле в «Православном Исповедании» говорится, что грех есть необузданная воля человека и диавола. Никто не принуждал диавола восстать против Бога: он это сделал сам собою. Прародителей наших хотя соблазнял сатана, но не связывал свободы, а только обольщал; потому и они, когда преступили заповедь, согрешили свободно, сами собою. И ныне, пусть восстает на нас многообразная похоть, воюют мир и диавол; но все самый грех есть наше вольное дело, непринужденное, плод необузданной воли.
(СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК. Начертание христианского нравоучения).
Доброго дня! Не могу понять --запрет Бога, не вкушать от древа познания добра и зла остался или Господь искупил нас всех и теперь есть возможность их различать и типа добрыми делами стремиться к жизни вечной? Или так как человек все же не может, как Бог и зло превращать в добро и не каким делом...
Развернуть
Доброго дня! Не могу понять --запрет Бога, не вкушать от древа познания добра и зла остался или Господь искупил нас всех и теперь есть возможность их различать и типа добрыми делами стремиться к жизни вечной? Или так как человек все же не может, как Бог и зло превращать в добро и не каким делом царство небесное не заработаешь--лучше не рисковать?
Свернуть
Мы должны желать всем сердцем исполнять заповеди Божии... Тут не может быть никакого принуждения...В этом и свобода.
Мы не можем не грешить. Это принудительное со стороны падшей природы состояние. Свободны - это когда мы каемся и Причащаемся. Мы одновременно находимся в двух состояниях, мы свободны и мы - несвободны. По поводу вопроса: откуда взялся грех? Возможность греха, возможность отпасть от Бога является...
Развернуть
Мы не можем не грешить. Это принудительное со стороны падшей природы состояние. Свободны - это когда мы каемся и Причащаемся. Мы одновременно находимся в двух состояниях, мы свободны и мы - несвободны. По поводу вопроса: откуда взялся грех? Возможность греха, возможность отпасть от Бога является потенциальным состоянием сотворенной природы. Актуализировать, перевести в актуальное состояние бытия, предоставлена сотворенным существам: ангелам и человеку. Почему произошло отпадение от Бога? Если знать последствия отпадения, как то как можно отпасть от Бога? Как, явно видя добро, вот оно, Бог, перед тобой и видя (зная) к чему ведет отпадение, как можно отпасть? Если в ситуации выбора одинаково сознается добро и зло, то нужна какая-то особая причина для того, чтобы выбрать зло. Как сознательно, как разумно можно выбрать зло? Или разум тут не причем?
Свернуть
Один батюшка писал, что непроизвольные наши грехи всегда имеют в корне произвольные. Смотря на себя, вижу этому многие подтверждения. Не знаю, как у других...
Один батюшка писал, что непроизвольные наши грехи всегда имеют в корне произвольные. Смотря на себя, вижу этому многие подтверждения. Не знаю, как у других...
Екатерина, у нас повреждены тело, душа и дух. Плюс к этому соответствующий греховный образ жизни. Мы не может представить себе все три наши части неповрежденные грехом. Как бы мы себя чувствовали в состоянии чистоты. Даже исповедь и Причастие не искореняют корень греха в нашей падшей природе.