О молитве за самоубийц.
Алексей Осипов: «Молиться за самоубийц можно и нужно»
15.01.2011
Известный богослов объяснил, почему по самоубийце можно совершать панихиду, но нельзя поминать его за проскомидией …
«Не смешивайте разные вещи. Одно дело - поминовение, так называемое проскомидийное поминовение, то есть вынимание частиц из просфоры на Литургии; эта частица символизирует внешнюю принадлежность человека к Церкви. Повторяю, внешнюю. Человек бандит из бандитов, проливает кровь, но его никто никогда не отлучал от Церкви и он крещеный - внешне принадлежит к Церкви. Это канон, правило. В то же время, если человек порядочный, но Крещения не принял, то частица за него не вынимается. Частица не вынимается и за самоубийц, и за всех отлученных от Церкви, анафематствованных. Это одно. И совсем другое - молиться за кого-то», - заявил, отвечая на вопрос в прямом эфире телеканала «Союз» о том, допустимо ли в Православной Церкви молиться за самоубийц и, в частности, за поэтессу Марину Цветаеву, известный богослов, профессор МДА Алексей Ильич Осипов, сообщает Православная газета (Екатеринбургская епархия).
«Громовым голосом протодиакон обращается ко всем людям: «Еще молимся о богохранимой стране нашей, о властех и воинстве ея», а вы знаете, сколько там людей неверующих, сколько некрещеных, а может быть, и сатанисты есть - и вдруг за Литургией просят весь народ молиться. Мы не секта, которая молится только о своих, мы молимся о всем мире без различия их вер, национальностей и чего угодно. В том числе, и особенно, мы должны молиться за тех, кто совершил тяжкие грехи. Сам Христос с креста молился за распинателей, этих богохульников, этих антихристов: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». Поэтому молиться можно - поминать за проскомидией нельзя: мы должны следовать правилам церковным. А то, что Церковь установила эти правила, имеет большое положительное значение. Раньше даже хоронили самоубийц отдельно - все знали, какой это страшный грех (эти церковные правила останавливали многих людей от совершения подобного рода поступка). Поэтому молиться за самоубийц можно и нужно», - отметил богослов.
«А насчет совершения панихиды я скажу свое частное мнение. Я считаю, что панихида - это молитва. Если молиться можно, то почему нельзя на панихиде? Я же могу попросить кого-нибудь молиться за такого умершего родственника, могу попросить священника: умершему трудно там. Могу попросить и второго, третьего, пятого, десятого. Панихида - это не какой-то ритуал, а форма молитвы. Поэтому, я считаю, можно панихиду служить, и не только по Марине Цветаевой», - заключил Алексей Ильич Осипов.