
Держаться за край ризы Христовой: тихая святость повседневности. pravoslavie.ru
ссылка
Как совершать христианский подвиг, когда нет сил на великие свершения, и почему «богословие малых дел» спасительно для современного мирянина.
Евангельская история в шуме толпы
В Евангелии от Луки есть удивительно глубокий эпизод. Жаркий полдень, Иисус идет исцелять дочь Иаира. Вокруг – плотная, шумная толпа. Люди теснят Христа: кто-то – из любопытства, кто-то случайно, кто-то хочет увидеть чудо.
И среди этого хаоса пробирается женщина, страдавшая кровотечением 12 лет. Истощенная физически, отвергнутая обществом, она не смеет просить Господа вслух. В ее сердце живет тихая вера, и она, «подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось » (Лк. 8, 44).
Она тянется, касается края Его ризы – и мгновенно исцеляется. Христос останавливается: «Кто прикоснулся ко Мне?» Апостол Петр недоумевает: ведь толпа теснит Господа, как можно спрашивать такое? Но Спаситель знает разницу между механическим давлением толпы – и робким, но полным веры прикосновением к благодати.
Наше духовное истощение
Эта евангельская история – точнейшая метафора жизни современного христианина. Наш мир сегодня – это та самая шумная, давящая, бесконечная толпа. Суета, информационный шум, рабочие дедлайны, тревоги о будущем буквально «теснят» нас со всех сторон.
Очень часто современный человек (даже церковный) чувствует себя подобно той женщине: мы страдаем от духовного «кровотечения». Наши силы, любовь, терпение утекают сквозь пальцы. Кажется, что настоящее христианство – это удел избранных, а мы обречены на духовную теплохладность. Но именно здесь, в точке нашего бессилия, Евангелие предлагает нам выход: нужно просто держаться за край ризы Христовой.
Что значит «край ризы» в нашей повседневности?
Держаться за край ризы сегодня – это хранить верность Христу в мелочах. Это христианство без «спецэффектов», но исполненное глубокого смысла.
Наши силы, любовь, терпение утекают сквозь пальцы. Кажется, что настоящее христианство – это удел избранных, а мы обречены на духовную теплохладность.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своих наставлениях часто призывал к пути «малого доброделания», опираясь на глубокие мысли архиепископа Иоанна (Шаховского): «Не верьте, что только великие дела угодны Богу... Делайте малые дела христианской любви, если великие вам не по силам».
В чем же проявляется это тайное касание благодати в суете будней?
Помолчать вместо ссоры. Когда усталость требует выплеснуть раздражение на близких, вовремя сомкнуть губы и промолчать – разве это не наше малое, доступное каждому прикосновение к ризе Христа?
Капля терпения. Улыбнуться уставшей кассирше, уступить дорогу агрессивному водителю, выслушать в десятый раз историю пожилого родственника, отложив в сторону телефон, и подарить человеку самое дорогое, что у нас есть, – наше безраздельное внимание и живой взгляд
Малое доброделание. Помочь донести сумку, сделать за коллегу часть его работы, если он болен.
Никто не поставит памятник за невысказанный упрек. Это невидимый миру подвиг. Но, возможно, именно так мы, истощенные суетой, касаемся Христа.
Уроки новомучеников: верность в малом
Поразителен пример святой мученицы Татианы Гримблит. Она не была монахиней – мирянка, которая работала медсестрой и всё своё жалованье, все силы и время тратила на помощь заключенным. Её святость буквально сложилась из каждодневных, простых поступков Христа ради. Она отдавала ближним всё. В её случае это «всё» долгие годы состояло из обычных посылок с продуктами, тёплых вещей и писем с утешением для тех, кто был всеми забыт.
«Малое добро – это та капля воды, которая точит камень. Не пренебрегайте каплями! Океан состоит из капель», – напоминает нам архиепископ Иоанн (Шаховской).
Чудо, доступное каждому
У малых дел есть еще одно свойство – они защищены от гордыни. Когда ты просто помыл посуду за уставшей женой – этим невозможно гордиться. Это слишком «мелко» для тщеславия, но бесконечно дорого для Бога.
Нам не нужно ждать, пока мы станем «идеальными». Настоящая вера живет на обычных кухнях, в вагонах метро, в рабочих кабинетах. Господу нужны мы сами – уставшие, тянущие к Нему руки. И когда мы делаем это маленькое усилие любви – мы касаемся края Его ризы.
Алексей Терещенко
pravoslavie.ru
Установи порядок во всём или как мы проведем Великий пост
Духовное чтение Великого поста
Сегодня я продумаю, какие духовные книги буду читать Великим постом. Пусть духовное чтение станет неотъемлемой и важной частью моего постного труда. Ведь, как говорил протоиерей Александр Ельчанинов,
«Я убедился, что ежедневное чтение святых отцов и житий в наших условиях – главнейшее и действительнейшее средство для поддержки нашей веры и любви».
Может быть, мне на сердце лягут советы оптинских старцев?
Может, я изучу краткие наставления святого Серафима Саровского?
Может, сделаю книгу святителя Феофана Вышенского «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» своей настольной?
А может, мне ближе письма святых, живших в ⅩⅩ-м веке? Например, письма священномученика Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского?
Или проповеди и письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)?
Может, мне прожить пост со Словами преподобного Паисия Афонского?
Или взять в попутчики «Душеполезные поучения» преподобного Аввы Дорофея, помня, что оптинские старцы ежегодно перечитывали эту книгу, каждый раз находя в ней новую глубину?
И, конечно же, возьму с собой два путеводителя Великого поста:
«Великий пост» протопресвитера Александра Шмемана;
«Духовное путешествие. Размышление перед Великим постом» митрополита Антония Сурожского.
Но я не только отберу книги, я еще и поставлю их в таком месте, где они непременно будут у меня перед глазами. Ведь недаром же святой праведный Иоанн Кронштадтский как-то сказал, что одного взгляда на христианские книги бывает достаточно, чтобы ощутить прилив душевной бодрости и почерпнуть силы для борьбы с искушением.
Молитвенное правило
Сегодня я определю молитвенный порядок на Великий пост. Составлю правило, которое будет малым, но постоянно исполняемым. Такому правилу, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), цены нет.
Обращу внимание на качество (постановлю молиться неспешно и внимательно) и количество.
Главное – все делать по силам, но не давать повода лени.
Буду держать в памяти три правила архимандрита Иоанна (Крестьянкина):
«Дело не в количестве молитв, а в живом обращении к Живому Богу».
«Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие».
«Молитва – крылья души, она делает душу престолом Божиим, вся сила духовного человека в молитве его».
Не огорчайте никого
Я обращу внимание на мои отношения с ближними. Буду держаться слов архимандрита Агапита, настоятеля Нило-Столбенской пустыни: «Оставьте негу, не огорчайте никого, не платите бранью за брань, скорбию за скорбь, и в Книге Жизни имя ваше будет написано с преподобными».
Эти слова окрыляют, не так ли? Ведь труд не так уж и велик (не на камне же тысячу дней стоять!) – а какова награда?
Великому подвижнику Макарию однажды было открыто, что две женщины-мирянки превосходят его в благочестии. Макарий разыскал их и спросил:
– Как вы живете? Как угождаете Богу?
Женщины искренно изумились:
– Мы мирянки, отче. Никаких подвигов у нас нет.
Макарий настаивал, и в конце концов они сказали:
– Ничего доброго мы не имеем, вот, разве что, выйдя замуж за родных братьев, мы уже 15 лет живем в одном доме – и ни разу не сказали друг другу обидного слова.
Впечатляет, правда? А ведь такой подвиг доступен каждому из нас. Возьмемся за него?
С чего начать?
Попробую определить: какие мои привычки, склонности, свойства чаще всего выстужают атмосферу в доме и ранят моих близких?
Выберу одну, две или три – и начну упорную, настойчивую, терпеливую борьбу с ними. Начну уже сейчас, до Великого поста, чтобы Чистый понедельник застал меня в состоянии добром и бодром. Неслучайно в одном из песнопений Сырной седмицы есть слова: «Предочистимся делами и исправлениями!»
Упав, встану и упрямо продолжу путь, помня: покаяние – не самоедство, не уныние и тревога, не беспокойство и не тяжесть. Это приглашение к свободе, это весна обновления.
Починить трещины в душе
Я попытаюсь понять, что сильнее всего засоряет мое сердце? Гасит огонек теплоты? Отнимает собранность, вносит разлад, темноту, тяжесть?
Душевная несобранность? Опустошающие душу увлечения – соцсети, сериалы, игры, новостные ленты? Духовная лень, небрежность, равнодушие?
Своеволие, наглость, упрямство?
Пристрастие – к еде, увлечениям, ко всему тому, что архимандрит Георгий (Лавров) грустно называл «милыми игрушками»?
Это все и есть те трещины в сосуде моей души, через которые вытекает драгоценное миро Божественной благодати. Подумаю: как я могу начать заделывать их?
Ответ предлагают церковные песнопения: «Воздержанием почерпнем душевное исцеление».
Воздержание буду понимать широко: как попытку «стать перед лицом единственных подлинных ценностей: своей собственной совести, правды человеческой и правды Божией» (Митрополит Антоний Сурожский).
Что разлучает меня с Богом?
Я задам себе вопрос: что разлучает меня с Богом, что отнимает у меня Его после Причастия? Может, не сразу, но через час, через три, вечером, наутро, через три дня?
Это и есть опора дьявола в моем сердце, которая дает ему власть надо мной. Не пора ли разрушить его твердыню в моем сердце?
«Мы все подбегаем ко Христу, а надо с ним ходить», – сказал архимандрит Иоанн (Шаховской).
По материалам статьи Владимира Шишкина: «Между началом Постной Триоди и возвращением домой»
pravoslavie.ru
Популярное видео
-
00:49
Заслуженная награда
Александр Крылов · 1315 просмотров -
Громовы Валерий и Людмила · 620 просмотров -
39:00
СЛОВО - ПРОТОИЕРЕЙ ПАВЕЛ ВЕЛИКАНОВ. "ХРИСТИАНЕ В ОРАНЖЕРЕЕ НЕ РОЖДАЮТСЯ"
Громовы Валерий и Людмила · 803 просмотра








