
Как справиться со страхом перед Богом? orthodox-newspaper.ru
ссылка
Беседа с протоиереем Вадимом Буренином
- Поначалу кажется: зачем преодолевать страх перед Богом? Но я прочитал письмо одной прихожанки, которая пишет, что ее мучает панический страх перед Богом, потому что она все время боится согрешить и вообще лишиться Божией благодати, что Бог ее будет карать и наказывать. Более того, она пишет, что даже в храм боится ходить по той причине, что это паническое состояние приводит ее практически в уныние и ужас перед Богом. Поэтому и возникла эта тема: как преодолеть страх перед Богом. Давайте попробуем ответить на это письмо. Это ведь действительно важно. Мы знаем, люди просто боятся что-либо совершить, они думают, что если совершат что-либо, то это в любом случае грешно и в любом случае они будут наказаны за свои грехи.
- Здесь мы наблюдаем ситуацию, когда у человека «я» на первом месте, есть некая самовлюбленность, он сам для себя все уже решил, назначил себя грешником и не дает возможности Богу совершить акт любви. Когда человек приходит в храм Божий (а она в храм Божий идти не хочет), он обязательно кается, творит покаяние, исповедуется в своих грехах и причащается Святых Христовых Таин. То есть Господь прощает такому человеку грехи, в которых он кается, а когда он причащается Святых Христовых Таин, Господь тем самым приобщает его Себе. Эта телезрительница сама себя этого лишает. Вот такая самовлюбленность. Греховное состояние надо преодолеть – наступить на горло своей гордыне и приложить все усилия, чтобы дойти до храма, покаяться и причаститься Святых Христовых Таин.
- Расскажите о разнице между страхом Божиим (то есть страхом совершить грех) и страхом перед Богом.
Господь говорит: «Будьте как дети». Ребенок всегда обращается к папе и маме, какие бы ни были обстоятельства. Потому что он ищет защиты, помощи. Здесь нам тоже нужно быть как дети. Наверняка любой ребенок имеет определенный страх внутри себя обратиться к папе или к маме с тем или иным вопросом. Потому что он зачастую не знает, какой будет их реакция. Правильно он поступил или нет, будут его ругать, накажут за это, или, наоборот, дадут конфеты. Это совершенно неизвестно. Но ребенок каждый раз обращается к родителям и верит, что ситуация разрешится. Потому что он не может дальше жить с тем, что его беспокоит. Он должен обязательно рассказать об этом папе или маме. Вот и мы должны обязательно обратиться к Богу с тем, что нас беспокоит. И Господь нас не оставит.
Вопрос: «У человека страх перед Богом от его неверия. Лучше бы был стыд. Когда мы согрешаем чем-то, надо стыдиться своих поступков. А страх – от неверия. Ведь Господь есть любовь. Он не может сделать нам плохо. А вопрос у меня, к сожалению, не по теме, но он просто уже накипел. Каждый раз, когда слышишь толкование на притчу о неправедном управителе, слышишь, что его почему-то обвиняют в воровстве. Хотя господин хвалил своего неправедного управителя и говорил, что тот мудро поступил. Неверный в малом будет неверным и во многом. Это говорит о том, что нам дано что-то в управление в этом мире для того, чтобы мы помогали тем, кто должен собственным трудом добывать себе пропитание, но в силу некоторых обстоятельств не может себя полностью обеспечить. По-моему, никакого воровства здесь нет. Мы все должники. Мы все должны обеспечивать себе пропитание. Бог сказал всем людям, что мы должники. Что Вы думаете по этому поводу?»
Священное Писание для нас – истина в последней инстанции. Те механизмы, которые описываются в Священном Писании, остаются действенными и на сегодняшний день. Как раз говоря о сегодняшнем дне, мы говорим о том, что у нас столько разных вариантов поступить неправильным образом, что нам действительно очень необходимо духовное руководство, нужен духовник, который мог бы нам на постоянной основе помогать разрешать те или иные вопросы, действительно лежащие на поверхности.
Общество на сегодняшний день изменилось. Лет двадцать назад мы не могли себе представить, что у нас будет такое современное общество и такой современный мир. Произошли колоссальные изменения, требующие от нас понимания, что в этом житейском море без руководства обойтись просто невозможно. Причем оно нужно буквально всем. Мы вспоминаем наших святых угодников Божиих, у них тоже были духовники. Возьмем преподобного Сергия Радонежского, отца Иоанна Кронштадтского. У них тоже были духовники. Духовное руководство было необходимо во все времена. В наше время оно тем более необходимо.
Если вернуться к вопросу, который прозвучал, он связан именно с тем, что в современном мире грань между добром и злом сильно размываются. Нам очень важно сохраняться в рамках духовно-нравственных традиций. Только тогда мы сможем не переходить ту грань, когда начинается уже зло. Это зависит непосредственно от каждого из нас и от всех вместе. Поэтому в последние годы очень большое внимание уделяется именно сохранению духовно-нравственных традиций. А они христианские. Здесь знание Священного Писания и следование Священному Писанию именно так, как ему следовали святые угодники Божии на протяжении уже двух тысячелетий.
У нас есть творения святых угодников Божиих. Мы читаем творения святителя Иоанна Златоуста. Есть прекрасное издание «Толковой Библии» под редакцией Лопухина, Гладкова. На сегодняшний день есть много прекрасных изданий, и они все нам помогают разобраться в строках Священного Писания. Если возникают вопросы, нужно обратиться за духовным руководством и разъяснением.
Вопрос: «В передаче поставлен вопрос про страх Божий. О нем же просто нужно молить и просить Господа, чтобы Он его дал. Если этот страх Божий дан человеку, надо радоваться и молить Бога. Я не понимаю, почему так поставлен вопрос».
Просто разговор идет о том, что панический страх перед Богом и страх перед Богом в плане того, чтобы не обидеть своего Отца грехами, – это разные вещи. Это мы и пытаемся выяснить.
У нас в обществе зачастую есть большая ошибка: человек пытается устроить свою жизнь на земле так, что он сам по себе, а Бог сам по себе. Я создаю для себя такие условия, в которых, как я считаю, я спасусь. Как-то вот так я для себя это решаю. Опять это «я», опять гордыня. Опять мне нужны определенные комфортные условия.
Некоторые говорят: «Ухожу в монастырь. Там мне, наверное, удобнее всего будет спастись». Кто-то уезжает в глухую деревню и говорит: «Там мне будет удобно спастись. Я устрою приемлемые для себя условия на земле».
Тот, кто побогаче, говорит: сделаю для себя определенный рай, обустрою фазендочку, часовенку поставлю, где мы будем молиться; будем есть определенную пищу, диету соблюдать, не будем ненужных грехов совершать. Денег достаточно.
Человек создает себе отдельно взятый райский уголок. А Бог, Царство Небесное для него где-то там, куда он придет после того, как, устроив себе такой райский уголок, перекантуется здесь какой-то период времени. Но это большая ошибка.
Должно быть благоговение, когда человек не хочет совершить что-то такое, за что, как принято говорить, придется краснеть, будет стыдно. Мы все живые люди, без греха только Господь наш Иисус Христос. Поэтому так или иначе любой человек должен каяться в грехах. Ко Святому Причащению мы приступаем со страхом Божиим и верою. Но какой это страх Божий? Это же не животный страх, а состояние внутреннего благоговения перед Богом, нашим Творцом и Создателем, Который дает нам возможность вкусить Его Самого.
Есть состояние определенного благоговения, благоговейное чувство. А есть состояние какого-то животного страха. Мы не должны это путать. Потому что бывает панический страх. И это не одно и то же.
Наверное, это отсутствие веры. Если я воспринимаю Христа как языческого Вицлипуцли, который ударит меня камнем по голове за то, что я совершил, то в этом случае у меня нет веры.
Да. Поэтому мы и говорим, что со страхом Божиим и верою человек приступает к причащению Святых Христовых Таин. Из житий святых мы знаем, что есть много людей, которые видимым образом причащаются, но духовно ничего с ними не происходит. Из большого числа людей, может быть, только один действительно приобщается Бога, а остальные остаются с тем, с чем пришли. Они пришли потому, что праздник, потому, что надо прийти, потому, что все приходят. «Как это на такой праздник я не приду?»
Вопрос: «Меня тоже беспокоит страх. И я боюсь, что это страх бесовский. Я боюсь и то сделать, и это сделать. И сказать что-то. Думаю, это просто бесовский страх».
– Не надо бояться ошибиться. Вы сразу назначаете себя грешницей перед Лицом Божиим: что бы вы ни сделали – все будет греховно. Так нельзя, это большая ошибка. Нужно стремиться проявить любовь к ближнему. Эта любовь выражается и в том, что вы делаете то, что нужно сделать в данный конкретный момент, в данной конкретной ситуации. Если у вас есть определенная работа, значит, вы выполняете эту работу так, как ее необходимо выполнить, грамотно. Если вы пришли в храм Божий, должны благоговейно себя вести в храме: не вести пустых, ненужных разговоров, не совершать ненужных хождений во время богослужения.
То есть необходимо продумать то, как вы будете себя вести в том или ином месте, в той или иной конкретной ситуации. Например, вас пригласили в гости во время поста. Подумайте, как вы будете себя вести. У нас немало людей, имеющих то или иное заболевание. Они приходят в компанию и говорят: «Я не могу это выпить, не могу это съесть, потому что у меня есть вот такое ограничение. Иначе у меня будут серьезные последствия, вплоть до перехода в мир иной». И все с пониманием относятся к этому.
Так вот, когда мы ведем себя как христиане, это должно вызывать у остальных людей понимание. И это не нужно бояться говорить. Как священнослужитель я везде веду себя так, как это необходимо христианину, где бы я ни находился, в каких бы условиях ни был, куда бы меня ни пригласили. Как правило, священнослужителей в крупных городах постоянно приглашают в разные места, и везде необходимо оставаться христианином. Это возможно. Я знаю много священнослужителей и архиереев, которые ведут себя в тех или иных обстоятельствах совершенно спокойно, последовательно, как настоящие православные христиане.
То есть это не просто декларация, а модель поведения, кредо, что называется.
Вопрос: «У меня вопрос на слова Евангелия, которые кажутся простыми: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Человек, когда у него какие-то скорби, начинает бросаться влево, вправо, непонятно куда. А ведь Бог просит, чтобы мы к Нему приходили и в скорби, и в радости. И Бог в тишине. Бог отвечает и просит приходить к Нему в тишине, в спокойном духе».
Там есть продолжение: ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30). То есть все то, что дано Господом каждому из нас, дается именно по силам. Мы должны понимать, что каждому дается по силам. Господь приглашает всех нас, чтобы мы пришли к Нему, и говорит при этом: то, что вам нужно понести здесь, на земле, чтобы стать наследниками Царствия Небесного, вам по силам. То есть каждый несет именно тот крест, который ему по силам. Хотя может быть и другой вариант, и Священное Писание нам об этом говорит: тот, кто хочет быть большим, прикладывает усилия, и Господь может его на это благословить.
Человек, имея те или иные таланты, может раскрыть в себе и еще какой-то талант, если у него на это есть силы, энергия, желание. И, самое главное, если есть на это Божие благословение. И обстоятельства, в которых человек находится, складываются именно таким образом, что он может проявить себя так, чтобы имя Божие светилось благодаря его делам.
Слова Господа – истина, и они раскрываются в нашей повседневной жизни. Мы видим людей, которые действительно трудятся не покладая рук. И таких тружеников с каждым годом становится все больше и больше. Положительный пример всех тех, кто ведет православный образ жизни, является ярким свидетельством для всех остальных, что именно такой христианский образ жизни и нужно вести.
Церковь постоянно свидетельствует об истине и занимается просветительской деятельностью, благодаря которой многие молодые люди на сегодняшний день обращаются ко Христу и ощущают, что призыв Божий – это руководство к действию, что дальше можно идти по жизни именно служа Богу и ближним своим, проявляя любовь. Меня, например, это очень радует. Как радует и многих священнослужителей, которые воочию видят, как многие молодые люди приходят ко Христу.
Посещая разные высшие и средние учебные заведения, я вижу, как многие молодые люди интересуются духовной жизнью и пытаются впитать в себя духовно-нравственные традиции. Надеюсь, в дальнейшем это даст плоды, и мы будем этому, безусловно, радоваться.
Ну а тем, у кого на сегодняшний день есть какие-то сомнения, скажу, что именно в лоне Церкви каждый имеет возможность убедиться в том, что жизнь с Богом может быть совершенно реальной, здесь и сейчас.
Если у нас паническая боязнь перед Господом, наверное, имеет смысл поговорить об этом со священником. В этом случае есть возможность перевести страх панический в трепет перед Богом. Наверное, нужно исповедоваться в этом грехе?
– Безусловно, в любой ситуации надо приходить именно в храм Божий, иметь общение со священнослужителем. Для разрешения тех или иных вопросов при храмах есть воскресные школы; при епархиях, как правило, существуют еще и катехизаторские курсы. На сегодняшний день есть все возможности, чтобы разобраться в положении дел. И не надо стесняться. Здесь вопрос именно о вечности, и важно получить знания, которые помогут провести дальше жизнь так, чтобы она была во славу Божию.
На сегодняшний день это актуально, потому что многое требует от каждого из нас духовного рассуждения. А оно возможно тогда, когда человек приходит в храм Божий, получает духовное руководство и помощь непосредственно от Бога. Потому что совершается молитва, совершается покаяние, Исповедь, причащение Святых Христовых Таин. Тот, кто на постоянной основе является членом Церкви, становится членом общины. В общине он обретает подлинную духовную жизнь, община помогает оставаться членом Церкви Христовой, Глава которой – Господь наш Иисус Христос.
Если человек заболел, как раз община может помочь, чтобы он в дальнейшем свою жизнь преобразил. Это на сегодняшний день весьма важно. И отказываться от этого ни в коем случае нельзя. В подавляющем большинстве приходов, я знаю, есть общины, люди общаются друг с другом, а если появляются какие-то проблемы, община в состоянии помочь человеку справиться с проблемой, решить ее так, чтобы все было во славу Божию.
Бывают, конечно, ситуации, когда человек уходит из общины по тем или иным причинам (переезжает в другой город, село, деревню или просто в другой район). Но в этой ситуации очень важно оставаться верным членом Церкви.











