Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами и даёте разрешение на передачу необходимых для работы персональных данных. Политика конфиденциальностии

Кому нужна молитва? Богу или человеку? orthodox-newspaper.ru

ссылка
Беседа с протоиереем Димитрием Кулигиным

- Отец Димитрий, мы знаем, что молитва – это особый способ размышления. Часто говорят, что одна молитва угодна Богу, а другая нет. Каждый молится по-своему, у каждого свой опыт молитвы, поэтому разговор о молитве всегда сложный и нужный. У вас приход достаточно большой, и люди очень разные, есть и юные прихожане, и взрослые. Как Вы говорите о молитве с прихожанами?
- Порой мне бывает тревожно, когда тот или иной храм больше становится похож не на дом молитвы, а на клуб по интересам. Да, вроде бы все вокруг Бога, но это скорее можно назвать не домом молитвы, а клубом по религиозным интересам. Поэтому сугубая молитва – это то, что мы пытаемся в нашем уютном приходе практиковать.
В нашем, как его называют, семейном, домашнем храме акцент делается на том, как углубиться в молитву. Но здесь возникает вопрос: а что такое молитва? И кому нужна эта молитва – Богу, людям или кому-то еще? Вопрос простой, тем более в наш век, когда существует интернет. Стоит забить в поисковике, что такое молитва, и массу вариантов предложат.
Дорогие, если я вас спрошу, что такое молитва, то наверняка большинство тут же ответят. А я помню время, когда еще не было интернета, и такой простой вопрос мог ввести человека в ступор, он начинал задумываться и не мог ответить на вопрос, что же такое молитва. Мы сейчас можем ответить, скорее, потому что это написано и сказано уже много раз. Да, молитва – это разговор с Богом. Правда, порой человек забывает, что помимо Бога в молитве мы еще говорим со святыми. Было бы хорошо, если бы мы это еще и реализовывали в жизни. Это можно сравнить с отличниками в школе – они получают пятерки за свои знания, но как только выходят за школьный порог, то почему-то те знания, за которые они получили пятерки, в жизни не реализовывают. Выучили теоремы, выучили какие-то правила, но по-настоящему этим не живут и даже над этим не задумываются. Вот так и мы порой знаем какие-то положения, потому что прочитали их в книжке или нам сказал о них какой-то батюшка, но в жизни мы над этим не задумываемся.
С молитвой то же самое. Казалось бы, мы можем очень просто сказать, что молитва – разговор с Богом, и на этом закончить беседу. А если поразмыслить, то, может быть, не все так просто? И тем более непросто ответить на вопрос, кому нужна молитва. Нужна ли она Богу? Я думаю, большинство моментально может дать на этот вопрос вполне определенный ответ, но попробуем все-таки разобраться.
Какова этимология слова «молитва»? Говорят, что слово «молитва» происходит от древнего праславянского глагола «молиться». Существительное, по сути, объясняется глаголом. С другой стороны, давайте вспомним какие-нибудь другие наши древние славянские слова. У слова «молитва» корень «мол», а в нашем языке есть архаичное слово – «молвить», то есть опять-таки «разговаривать». Молитва, по сути, – это тот же самый разговор, но только разговор особый. Разговор не с кем-либо, а именно с Богом и со святыми Его.
Я, говоря о молитве, не буду углубляться в практику других религий, конфессий. Сконцентрируемся на православной молитве. Да, это тот самый разговор с Богом и Его святыми. Хорошо, пойдем дальше: а какая бывает молитва?
- Многословная, молчаливая, искренняя. Молитва может быть умная, может быть сердечная, бывает умно-сердечная и так далее. Но молитва у каждого человека, я так понимаю, все-таки своя?
– С одной стороны, да, своя личная молитва. А, с другой стороны, есть же и общественная молитва. Прежде всего это Литургия. Но и другие богослужения – это тоже общественная молитва. Мы приходим в храм не для того, чтобы стоять отдельно от другого человека, хотя некоторые и говорят: «Отойди, не мешай мне с Богом разговаривать!» Мы приходим в храм для общей молитвы. Для того, чтобы реализовать не только себя, а чтобы совместно, едиными устами, единым сердцем поговорить с Богом. И это тоже очень важный момент – личная молитва и молитва общественная.
Часто, особенно в современном мире, появляются тенденции все больше и больше говорить именно о личной молитве. Есть я и Бог – и другие мне не нужны. С одной стороны, действительно надо уметь предстоять пред Богом, но, с другой стороны, не случайно еще в древности была так важна именно общественная молитва. Причем под словом «древность» я имею в виду даже не времена Иисуса Христа и апостолов, а времена Ветхого Завета. Тогда тоже предстояние пред Богом общины, народа Божия было очень важно. Это сейчас у нас в каждом районе, в селе есть храм, а тогда люди собирались для общей молитвы в один город. Я думаю, нам даже сложно сейчас представить такое событие.
Так вот, общественная молитва точно так же важна, как личная. А личные, частные молитвы – это когда человек обращается ко Господу с частными потребностями. Но есть частные молитвы, которые, можно сказать, унифицированы, как и богослужение. Это утренняя и вечерняя молитвы. У нас даже в самых кратких молитвословах содержится как минимум утреннее и вечернее правило. Насколько они там полные – это уже другой вопрос. Так или иначе, но есть такое железное правило: встал утром – помолился. И точно так же вечером, отходя ко сну, тоже совершаем молитвы, общепринятые для частного, личного употребления. Поэтому можно разделить молитвы на общественные и личные.
Как еще можно разделить молитвы? Вот одно деление – молитвы частные и молитвы общественные. А есть и другое – по характеру употребления. Что человек говорит, когда возносит молитву к Богу? Это выражается одним словом – «дай!» Тут даже социологические опросы не надо проводить, в большинстве случаев человек приходит в храм и говорит: «Господи, дай! Господи, подай!» Один знакомый батюшка по этому поводу говорил, что мы – попрошайки. Все время просим у Бога: «Подай, Господи!»
С одной стороны, можно сказать, что мы все время только просим, как эгоисты. С другой стороны, это естественно: мы грешные, нуждаемся в помощи Божией. Да, можно и укорить просящих: что же вы все время просите? Но опять же и понять, что мы просим от нашей немощи, от нашей греховности. Но только в такой молитве важно, что будет дальше. Ответственны ли мы за то, что просим? Ты попросил, тебе Господь дал, а что ты с этим будешь делать? Забыл и живешь дальше? Я такие случаи наблюдал неоднократно. Когда приходишь в больницу к болящему, человек в тяжелом состоянии, он не знает, что с ним будет завтра, и говорит: «Господи, дай мне еще пожить! Если Ты меня вылечишь, то я из храма выходить не буду!» Бывали случаи, когда человек выздоравливал и понимал, что, оказывается, в храм-то не так просто пойти, хотя все зависит от него. И говорил: я приду завтра, послезавтра, а сегодня мне надо сделать то-то и то-то. Так что, бывает, мы безответственно относимся к тем просьбам, которые высказываем Богу.
Просительная молитва неоднозначна. Кстати говоря, когда я в этимологии слова «молитва» копался, то посмотрел, что в греческом, по-моему, болгарском и даже литовском языке слово молитва означает еще и просьбу. То есть, скорее всего, моление в первую очередь как раз и связано с просьбой. Мы просим, и это естественно для нашего немощного существа. Но помимо просительных молитв есть еще другие, и вот об этих молитвах мы забываем. Например, человек в тяжелой ситуации, болезни что-то просит у Бога – и Бог дает. Что дальше делает человек?
- Не благодарит.
– Мне на эту тему хотелось бы зачитать одно стихотворение, которое я в свое время, еще лет 30 назад, запомнил наизусть.
Когда креста нести
нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к Небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.
Но если вслед за огорченьем
Нам улыбнется счастье
вновь,
Благодарим ли с умиленьем,
От всей души, всем
помышленьем
Мы Божию милость
и любовь?
Вот этот повисший вопрос, о чем писал замечательный поэт, обозначавший себя: «К.Р.»
- …Константин Романов.
– Да, этот повисший вопрос на самом деле действительно неплохо бы держать всем нам в уме, потому что просить мы поспешаем, а вот благодарить, к сожалению, не то что медлим, а забываем. «Господи, я поеду в монастырь, Господи, я сделаю то-то, я принесу пожертвования Тебе». Что угодно человек обещает, но, увы, не всегда все реализует, и это печально. И это еще одна из форм молитвы, которая не так часто звучит, как молитва просительная.
Еще одна форма, она тоже не так часто встречается, – когда человек настолько чувствует или старается почувствовать Бога, что может с Богом радоваться. И когда он радуется – он хвалит. Когда радуешься, что Бог есть, ты с Ним и Его чувствуешь, то что еще надо на этом белом свете?
Порой мы не задумываемся об этих вещах, а стоит задуматься и попробовать проанализировать, какие молитвы у нас. У каждого из нас есть просительные молитвы, и это понятно. Но ответственны ли мы за них? Есть ли у нас хвалебные молитвы? Часто ли мы Бога хвалим и радуемся с Ним? Есть ли у нас благодарение? Говоря о молитве и о том, кому она нужна, понимаешь, что это не такой простой вопрос.
Что такое записки в современной практике? Раньше записок не было, а сейчас приходит человек в храм, пишет записку. Это хорошо, и это тоже своего рода письменная форма молитвы. Мы молимся о здравии или упокоении, перечисляем имена тех, о ком наша молитва. Но что делает человек? Он лихорадочно, порой напрягая память, пишет эти имена, передает записку в алтарь – и все, на этом заканчивается его молитвенная функция, а молитвы настоящей нет. Вроде бы он сделал хорошее дело, галочку поставил, может, даже не одну записку потрудился написал, а множество. А сейчас вообще стало очень просто: отпечатал один раз – и тиражируй, отдавай направо и налево во все храмы.
Но, дорогие братья и сестры, я опять-таки напоминаю – не забывайте, чтобы за этим механическим написанием (весьма важным, потому что действительно это и общественная молитва, и священник молится, и диакон возглашает) и ваше сердце не закрывалось. А на той же сугубой ектении во время Литургии, на молебне, когда возглашаются имена, бывает заметно, что люди ждут, когда этот перечень имен закончится. А ведь перечень этот идет для того, чтобы все молились.
Опять-таки озвучу свое мнение, может быть, достаточно спорное: когда во время чтения записок начинают петь «Господи, помилуй», то порой поют не ради молитвы, а просто потому, что не могут поминать эти все имена. Священник или диакон перечисляет их, а где ты? И когда ты поешь «Господи, помилуй» известным современным напевом, ты молишься о конкретных людях или просто поешь? И тогда кому нужна эта молитва? И молитва ли это? И что это за форма молитвы?
Кстати, насчет формы молитвы. Еще раз говорю, молитва – это разговор с Богом и со святыми, но в первую очередь с Богом. А теперь давайте задумаемся и посмотрим на себя. Очень многие трепетно относятся к утреннему и вечернему правилу, стараются не пропускать, а если кто-то и упускает, то потом на Исповеди кается в этом. Но обратите внимание на слово «не прочитал». Люди порой переживают именно за чтение, а не за разговор с Богом. Часто эти замечательные молитвы составлены людьми одаренными, теми, кто действительно общался с Богом, умел разговаривать с Ним. Так вот, эти молитвы у нас превращаются в вычитку. Мы читаем молитвы, а не разговариваем с Богом, и не замечаем, как привыкаем просто читать молитвы, а не молиться. И тут вопрос: а кому нужна такая молитва? Нужна ли Богу вычитка замечательных правил, канонов, утренних и вечерних молитв, а не реальный разговор с Ним? Это тоже большая проблема, и не только нашего современного общества. Думаю, эта проблема, когда подлинный разговор с Богом заменялся именно вычиткой молитв, была всегда.
Еще один момент. Говорят: «Бог не слышит моих молитв. Я говорю с Богом, а Он меня не слышит». Почему это может быть? Во-первых, когда ты формально читаешь молитвы, а не говоришь с Богом, то Бог тебя и не слышит. Но под словами «не слышит» мы не подразумеваем, что Бог действительно глух к тебе. Просто нет отклика от Бога. Видимо, должны быть соблюдены какие-то условия, которые помогут тебе донести твое слово до Бога. Одно условие я уже назвал – это должна быть реальная молитва, то есть реальный разговор с Богом, а не просто чтение каких-то слов.
Кстати, заметьте, если говорить о православной молитве, то это реальный разговор. Но что касается магии, язычества, там считается, что неким потусторонним силам достаточно просто сказать некие сокровенные слова, – и все. Разговора там быть не должно. Вот и представьте, насколько может быть ужасна эта вычитка. Мы, по сути, поступаем как язычники, когда просто начинаем вычитывать что-то. Важен, еще раз подчеркиваю, разговор.
Ну а какие еще должны быть условия? Еще в Ветхом Завете эти условия названы у многих замечательных писателей. Я посмотрел кое-какие цитаты. Например, из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои (Сир. 28:2). Это момент покаяния в Ветхом Завете. Мы часто просим: «Господи, прости меня, грешного, прости мне грех». Но еще в Ветхом Завете связывали прощение обид от ближнего с тем, что и Господь простит тебя. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.
Еще доброе дело – молитва, совмещенная с постом, милостыней и справедливостью, то есть молитва может быть сопряжена с каким-то деланием. Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит – написано в Книге Притчей Соломоновых. То есть опять-таки для того, чтобы молитву услышал Бог, надо все-таки постараться очистить себя, свою душу, иначе обременение грехами не даст молитве, скажем так, воспарить до Неба. Понятно, что христианство с Христа началось, но есть христианские вещи, которые еще в Ветхом Завете заложены, и многие ветхозаветные люди, к сожалению, их упустили.
- Псалом 50 царя Давида совершенно удивительный: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
– С этим псалмом очень интересная была история. Я знаю одного человека, который этим псалмом молиться не мог, потому что Давид согрешил. Как же такое можно читать? Этот человек какое-то время пропускал 50-й псалом, который есть как раз в утреннем правиле, потому что он реально не мог этими словами молиться. И он не молился до тех пор, пока, как бы сказать помягче, не получил по голове. И когда почувствовал свою греховность, он понял царя Давида. И понял, как можно от греховности своей сказать: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей. И вот тогда он принял эту молитву, она стала для него значимой и трепетной. Господь таким образом его научил и, можно сказать, вразумил. Опять-таки к вопросу о реальности молитвы.
Я бы еще задался вопросом, который в самом начале вы озвучили: кому нужна молитва, Богу или нам? Нужна ли Богу молитва?
- Но Сам Господь сказал: Молитесь же так: Отче наш...
– Но нужна ли Самому Богу молитва? Мне кажется, большинство скажет, что Богу не нужна наша молитва, и это вполне логично, ведь важно именно нам иметь связь с Богом. С другой стороны, я рискну высказать свое предположение, что Богу нужна молитва, но нужна не как необходимость, а нужна по любви. Бог нас любит, а любовь – это потребность в общении. Некоторые толкователи по поводу Книги Бытия говорили, что уже в словах Господа «сотворим человека» заключено понимание крестной смерти, страдания за все человечество. Бог все знает, Бог все ведает. Вот и здесь Бог есть любовь, и я рискну предположить, что все-таки по любви Ему нужна наша молитва, и не как необходимость, а как потребность любви.
Если уж мы говорили о молитве, я бы, наверное, кратко помолился: «Господи, помоги нам молиться, помоги нам иметь разум молитвы, умение общаться, разговаривать с Тобой. Аминь!»

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Согласие на передачу  персональных данных

Защита от спама: