Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

БЕЗ ИСПОВЕДИ ЖИЗНИ НЕТ. orthodox-newspaper.ru

ссылка
Беседа с протоиереем Игорем Бачининым

Тема сегодня интересная: «Исповедь». Начну наш разговор вот с чего. Зачем человеку исповедоваться? Зачем вообще об этом задумываться? Даже самые сложные жизненные ситуации не понуждают обратиться к Богу, поговорить с батюшкой, исповедоваться, причаститься. В общем-то, такую картину я наблюдал в одном из гематологических отделений нашей городской больницы. Туда приходил священник, исповедовал, причащал. Это происходило через день или чаще, потому что отделение такое: утром вы вместе, а вечером человек истекает кровью, его перекладывают на каталку и увозят. Только один человек ко мне присоединился, то есть он тоже исповедовался, причащался у священника, который ко мне приходил. В отделении было 35–40 человек, весь этаж таких же болеющих, страждущих. Это длилось не один месяц. Была еще раба Божия Ольга (Царствие ей Небесное), две недели она исповедовалась перед кончиной... У людей даже мысли не возникало о том, чтобы остановить проходящего мимо священника и задать ему какой-то вопрос. Скажу больше: когда я попросил пускать на наш этаж священника, медсестры (говорю это не в укор, а просто констатирую факт), которые работают там по 25–30 лет, и врачи сказали, что, во-первых, посторонним не положено там находиться; во-вторых, спрашивали, зачем это нужно. Собственно, я не смог ответить на вопрос, зачем мне это было нужно, но я так чувствовал. Брат, который был вместе со мной, тоже не задавался этим вопросом и, пока была возможность, всегда участвовал в этих таинствах.
– Большое спасибо вам за откровение, за вопрос, который задаете. Действительно, очень многие люди не видят в этом необходимости, не понимают, зачем это нужно. Более того, когда начинаешь говорить на эту тему, они с недоумением спрашивают: «А мне-то это зачем? Я же нормальный человек, ничего не украл, никого не убил, стараюсь людям делать добро». Необходимости в церковной жизни, в частности, в Исповеди и Причастии, человек не видит вообще. Но это еще лучшая ситуация. Часто слышишь от людей аргументы, почему это не надо делать. Многие приводят какие-то негативные факты, касающиеся церковной жизни, поведения духовенства. Некоторые говорят: «Как я могу открыть душу этому человеку? И зачем, если не вижу в этом смысла?»
Эта ситуация, к сожалению, имеет место в обществе, в котором мы живем, и она в некоторой степени характеризует состояние нашего церковного сообщества. По данным ВЦИОМ, 66% россиян идентифицируют себя с Православием, так или иначе соотносят себя с этой традицией и ее ценностями, с храмом, с Богом. При этом нужно сказать, что количество таких людей становится меньше. Если в 2016 году таковых было 79%, то сейчас – 66%. Мы видим отрицательную динамику.
Необходимость в этом возникает у человека, когда он находится на грани жизни и смерти. Люди, которые сейчас находятся на СВО, каждый день сталкиваются с ситуацией, когда очередное задание может стать последним. Когда они становятся ближе к смерти и понимают ее неизбежность, отношение к жизни меняется. Вы рассказали о том, когда люди находятся на той самой грани, за которой начинается вечность. И важно осознание того, какая она, в чем смысл вечности, для чего это нужно. Почему мы говорим, что наша культура – Пасхальная? В чем смысл слов тропаря: «смертию смерть поправ»? Какое отношение это имеет лично ко мне? Многие этого не понимают.
Замечательный церковный писатель протоиерей Василий Зеньковский говорит, что внутреннюю духовную жизнь в человеке нужно открыть. И необходимы как минимум два действия, которые помогают эту жизнь открыть. В первую очередь, Божественный Промысл, Его любовь. С другой стороны, чтобы человеку его понять и осмыслить, нужен кто-то, кто имеет этот опыт.
Я в своей жизни встречал четырех человек, которые прожили более 100 лет. Буквально полторы недели назад я встретился с одним из таких. Он в здравом уме, трезвой памяти, относительно здоров. В сентябре этого года он отметил свое столетие, и случилось так, что оказался на больничной койке. Нелепая случайность: упал, перелом. И человек в недоумении: «За что? Зачем такое происходит?» Он не видит в этом смысла. Я думаю, не случайно произошло так, что Господь послал к нему через третьих лиц священника и мы разговаривали с этим человеком. Я попытался дать ему ответ на этот вопрос. Он причастился, исповедовался.
Внутреннее осмысление человеком своего бытия происходит во времени. Это не какое-то разовое действие: захотел – и понял. Один мой хороший знакомый батюшка произнес словосочетание, которое легло мне на сердце: «мелодия смыслов». Так вот, эта мелодия смыслов в сердцах многих людей не звучит. Для того чтобы эта мелодия зазвучала, эти смыслы должны открыться человеку. Любящий Господь всегда этого хочет, ради этого Он пришел в этот мир. Но чтобы это случилось, необходимо еще движение человека навстречу мелодии смыслов. Как это происходит? У всех по-разному.
У меня есть знакомый хороший священник – отец Алексий, который говорит: «Знаете, а я не верю в загробную жизнь». Казалось бы, такая фраза из уст священника... Как минимум это заставляет людей обратить внимание на эту фразу. И дальше он продолжает: «Я знаю об этом, потому что я там побывал». Казалось бы, некая антиномия, когда священник говорит: «Я не верю». Почему? Он говорит: «Потому, что я об этом знаю».
Вот у большинства людей нет ни веры, ни знания. Что нужно, чтобы этот смысл был человеку доступен? Самое главное, о чем хотелось бы сказать, мы живем в такой период времени, когда религиозная образованность большинства людей, мягко говоря, оставляет желать лучшего. То есть многие не понимают смысла происходящих событий, не верят в то, что написано в Священном Писании, не знают, как вести себя в этой жизни. Религиозный опыт, связанный со знанием и внутренним обретением, переживанием, обязательно должен случиться. Все происходящее человеку нужно помочь осмыслить через призму Божественного Промысла.
Апостол говорит: скорбь для меня – радость, а смерть – приобретение. Для кого в настоящее время это является девизом жизни? Кто скорбит с радостью и ждет смерти? Скорее всего, с точностью до наоборот. Для того чтобы вникнуть в эти смыслы, нужна Божественная помощь. Божественную помощь через действие благодати можно получить тогда, когда ее ищешь, когда хочешь этого. Возникает вопрос, как правильно это сделать. Я полагаю, что люди не видят в этом смысла потому, что у них низкий уровень образования, религиозного опыта, нет осмысления этого опыта через призму святоотеческого знания. Поэтому, к сожалению, такое часто случается.
Вы сказали о том, что люди в зоне СВО, наверное, как никто другой, понимают какие-то моменты, переосмысливают собственную жизнь. Сейчас я попрошу наших режиссеров показать фотографию для уважаемых зрителей и зачитаю несколько комментариев. Предыстория очень простая. Воин Михаил: три командировки в зону СВО, командир отделения, доброволец, семьянин, у него не один ребенок. Отправлялся в зону СВО по велению души. Вот эта дырочка в молитве Господней, которую могут наблюдать наши уважаемые зрители, – это пуля, которая там остановилась. Это была очередь из пяти пуль, которые попали в человека, и ни одна из них тяжело его не ранила, хотя у него есть ранения и контузии. В тот момент они выходили на боевое задание после молитвы, Исповеди и Причащения. Знаете, какого рода комментарии мне оставили под этой фотографией в социальной сети? Зачитаю несколько. «Что остановило пулю: плохой порох, потеря кинетической энергии на излете через препятствие, бракованный боеприпас, ненадлежащая система хранения». И так далее. Это не придуманная история, не для красного словца, это живое свидетельство человека. Я имел честь (и рад) с ним общаться и дружить. То есть даже это люди пытаются объяснить какими-то материальными вещами, физическими законами...
– Вы привели очень яркий пример. В Писании об этом говорится: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите (Мф. 13:14). Это окамененное бессердечие, камень в сердце. И чтобы растопить этот камень, должно что-то произойти в жизни человека. Что именно – знает только Господь. Господь Своим Промыслом попускает нам такие обстоятельства, которые могут быть для нас полезными, но будут они нам полезны или нет, зависит уже не от обстоятельств, а от нашего отношения к этому.
Мы знаем, что кто-то видел Христа, прикасался к Нему и получал исцеление. Кто-то ходил по водам, кто-то воскрешал мертвых. А кто-то распинал Христа. Эта трагедия может исцелиться только при содействии Божественной благодати. Но чтобы благодать была действенна, в нее нужно поверить. Вера приобретается человеком в зависимости от того, какой он, какие у него жизненные обстоятельства, какое мировоззрение.
Недавно мы разговаривали с прихожанами, и я вспомнил один случай. Первые века христианства, отряд легионеров идет к месту, где собираются православные христиане, с известной целью – мучить их, истязать, убивать. Этот отряд легионеров обгоняет молодая женщина с младенцем на руках. Они с недоумением спрашивают ее: «Куда ты идешь?» Она говорит: «Я бегу в то место, где собрались мои братья и сестры». Они ее спрашивают: «А ты знаешь, зачем мы туда идем?» Она отвечает: «Конечно, знаю. Потому и спешу, боюсь опоздать». Людям это непонятно, им кажется, что это безумие. Если уж ты сама так туда стремишься, то зачем тащишь с собой младенца? Но если я хочу войти в жизнь вечную, то почему мой ребенок не должен туда войти?
На взгляд современного человека, это точно безумие.
– Это говорит о безумии того мира, где мы с вами живем. И необходимо это безумие изменить. Есть, конечно, очень простой способ – Исповедь и Причащение. Есть люди, которые по своей доброй воле пытаются дать нравственную оценку своим поступкам и пытаются уврачевать эти язвы своей души с помощью Божественной благодати. А есть те, кому это не нужно, кто этого не понимают, но от этого любовь Божия к ним не становится меньше. И если им Бог не нужен, то они Богу нужны. И любовь различными обстоятельствами пытается проникнуть в их сердце, даже посредством смерти.
За то время, пока мы с вами общались, поступило около сорока вопросов. Давайте я приведу некоторые из них, чтобы наши уважаемые зрители поучаствовали в этом живом общении.
«Вопрос по наступающему Рождественскому посту: как же все-таки поститься мирянам? В одних источниках рыбу можно вкушать в субботу, воскресенье и в праздники, в других источниках – во вторник, четверг, субботу и воскресенье, в третьих добавляют и понедельник. Как же все-таки поститься?»
– Вопрос не праздный для того, кто только начинает свою религиозную жизнь, еще не приобрел достаточного опыта. Я такой категории людей говорю: если вы еще не решили, не определились, как вам поститься, то хотя бы в среду и пятницу ограничьте прием пищи. Главное – не в пище. Ограничение в пище – это инструмент для решения самой главной задачи, а эта главная задача, как правило, ускользает из поля зрения людей.
Что такое пост? Это школа воздержания. А что такое воздержание? Воздержание, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, – матерь добродетелей. Зачем нужны добродетели? Если человек этого не понимает, тогда для него вопрос о том, есть рыбу или не есть, становится главным вопросом в этой жизни. Есть люди, которые постом не едят ни рыбы, ни мяса и не постятся. А есть люди, которые едят и рыбу, и мясо и постятся. Мера поста для каждого сугубо индивидуальна.
Я бы предложил человеку прийти в храм, поговорить со священником, рассказать о своих сомнениях и получить благословение. Правда, нужно верить, что в этом благословении Господь сообщит вам Свою волю. Если такой веры не будет, тогда благословение вряд ли принесет пользу. Это та самая ситуация, когда слушают – и не слышат, смотрят – и не видят.
Следующий вопрос: «Мне стыдно исповедоваться, раз за разом называя одни и те же грехи».
– К сожалению, такова особенность настоящего времени. Если в жизни ничего не меняется, значит, где-то что-то пошло не так. Если у человека возникает такой вопрос, я предлагаю встретиться и поговорить. Есть Исповедь, а есть духовная беседа. С таким человеком нужно просто побеседовать. Я в своем плотном графике выделяю на это как минимум 40 минут, чтобы человек мог спокойно рассказать, в чем же причина того, что он ходит на Исповедь, хочет что-то изменить в своей жизни, но этих изменений нет. Должен быть обстоятельный духовный разговор.
Следующий вопрос: «Когда я пришла, собравшись с духом и подготовившись, на первую Исповедь, оказалось, что Исповедь будет общей. Батюшка на беседе не предупредил об этом. Свои грехи я так и не произнесла, каялась про себя. Когда подошла к Евангелию, кресту, слезы катились градом. Простил ли мне Господь грехи, если я их не произнесла? Или стоит еще раз исповедоваться вслух?»
– Наверное, над вами была прочитана разрешительная молитва. Мы живем в такой период времени, когда общая Исповедь для большинства людей – своего рода религиозная инновация. Но если мы посмотрим церковную историю, то увидим, что это было нормой в церковной жизни. И если это были слезы не саможаления, а раскаяния, то, безусловно, Господь простил эти грехи. Думаю, изменения в сердце, происходящие после такой Исповеди, являются ощутимым тому свидетельством. Более того, если возникают сомнения, это еще раз подтверждает, что все было сделано правильно.
Вопрос: «Есть такое понятие, как кризис среднего возраста, в том числе в церковной среде (иногда встречаю). Как Вы к этому относитесь?»
– Если кризис есть, то он всегда должен сподвигнуть к каким-то изменениям. Тем более если человек в Церкви, то, видимо, это происходит по Божественному Промыслу. Если он дожил до такого состояния, дай Бог, чтобы, пройдя через него, перешел на новую ступеньку в своем духовном развитии.
«Скажите, как бросить курить, если куришь очень много и часто и ничто не помогает бросить курить?» Кстати говоря, большинство людей, оказавшихся в онкологических диспансерах, несмотря на все самые страшные диагнозы, как ходили, так и ходят в курилку.
– Когда я был еще достаточно юн и понял для себя пагубность табакокурения, я оказался в центре микрохирургии, который есть у нас в городе. И там как раз делали операции тем, кто себя довел до крайней степени безумия, – им вырезали губы, гортань, отрезали руки и ноги. Там была курилка. И люди ходили туда и курили.
Как бросить курить? С формальной точки зрения, все очень просто. Первое и самое главное – нужно возненавидеть свой грех. И чтобы у человека была решительность изменить свою жизнь. Не решение, а именно решительность, как в Евангелии об этом говорится: если соблазняет тебя глаз твой, то нужно его вырвать и отбросить от себя. Если будет такая решительность отказаться от отравления себя табаком и человек сумеет ее воплотить в жизнь, то тогда все у него получится. Если не получится, пожалуйста, обращайтесь в наши приходские общества трезвости. Там есть много людей, которые в своей жизни решили эту проблему. У них есть практический опыт, и они обязательно помогут в этом разобраться.
«Если при молитвах дома о своем совершенном грехе так наплачешься, что на Исповеди уже нет такого горячего раскаяния, как дома, будет ли это считаться раскаянным грехом?»
– Я думаю, будет. Лишь бы слезы, которые есть у человека дома, не были слезами саможаления. Если вы набрались мужества и перед Крестом и Евангелием исповедовали свой грех, священник прочитал над вами разрешительную молитву, то не должно быть абсолютно никаких сомнений, что Господь эти грехи простит.
Вопрос: «Может ли Господь не простить, не отпустить какой-либо грех после покаяния в храме? Есть грехи, которые даже после Исповеди не могут быть прощены?»
– Действительно, апостолам и священникам, как их последователям, Господь дал право вязать и прощать грехи: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:23). Бог не может не простить грех, потому что ради этого Он и пришел в этот мир. И те грехи, которые человек еще не совершил, Господь уже готов простить и омыл их Своей кровью. Для того чтобы грех действительно был прощен, недостаточно воли и желания самого человека, недостаточно и воли Бога. Необходимо еще усердие самого человека, его желание, чтобы эти грехи ему были прощены, и вера в то, что Божественная благодать может это сделать. Если есть вера, желание и исповедание греха, тогда грехи обязательно прощаются.

Записали: Нина Кирсанова и Елена Кузоро