Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

IMAGINE ДЖОНА ЛЕННОНА: ПРАВОСЛАВНЫЙ РАЗБОР

ссылка
Мир, в котором нет ни войн, ни голодных, ни богатых, ни бедных, ни государств… И религии тоже нет. Люди живут как братья и сестры, не связывая себя никакими идеологиями... В чем подвох таких идей?

Песня о мире без религии, где не за что умирать и все живут в мире, стала гимном нескольких поколений, и до сих пор многие солидарны с ее главной идеей: религия — то, что разъединяет людей. Что можно ответить таким людям?
В одной из самых знаменитых своих песен Леннон рисует картину, которую и сегодня многие назвали бы идиллической: мир, в котором нет ни войн, ни голодных, ни богатых, ни бедных, ни государств… И религии тоже нет. Люди живут как братья и сестры, не связывая себя никакими идеологиями. «Можешь назвать меня мечтателем, но я такой не один. Надеюсь, однажды ты присоединишься к нам, и весь мир станет единым», — этими словами завершается Imagine.
И мир услышал эти слова — их до сих пор часто воспринимают едва ли не как завет для всего человечества. В 2014 году вдова Джона Йоко Оно передала права на использование Imagine ООН, с тех пор ее неоднократно исполняют знаменитые музыканты как гимн единства всех людей в борьбе против насилия.
А теперь приведем еще одну цитату, в которой тоже говорится о единстве. Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино (Ин 17:21–22).
Этими словами Иисус Христос молился Богу Отцу в ночь накануне распятия на Голгофе.
И в первом, и во втором случае речь о единстве людей. Но Христос молится о единстве всех в Боге. А Леннон выражает позицию людей, живущих две тысячи лет спустя и стремящихся к единству и братству на каком-то ином основании; из текста песни не очень понятно — на каком, ясно только, что на безрелигиозном. Что должно объединить людей в «прекрасном новом мире», автор Imagine не отвечает. Говорит лишь, чего быть не должно. И чуть ли не в первую очередь — религии с ее представлениями об аде и рае. «Над нами только небо» — и ничего больше.

Но разве религия не разделяет людей? На верующих и неверующих, сочувствующих и агностиков и так далее?..

К сожалению, разделяет, отрицать это было бы глупо. Тем более что Сам Христос предупреждал Своих учеников: Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее (Мф 10:35). Не Христос, конечно, был причиной этого разделения, а злоба человеческая, объясняет святитель Иоанн Златоуст: слишком по-разному люди относились к Спасителю — и из-за этого разделялись на разные лагеря. «Мечом», разлучающим подчас самых близких людей, оказалась любовь ко Христу, «любовь, которая отделяет верующих от неверующих», писал византийский богослов XI–XII веков Евфимий Зигабен. Любовь ко Христу, оказывается, тоже может разрушать человеческое единство.
Но единство само по себе — это не хорошо и не плохо. Все зависит от того, во имя чего оно. Когда люди объединяют усилия, например, сбрасываются деньгами, для того чтобы больному ребенку сделали важную операцию, получается единство во имя жизни. Когда болельщики на стадионе бесконечно скандируют какой-нибудь незамысловатый слоган в поддержу любимой команды, их объединяет уже только эмоция. Когда взрослые (или не очень) ребята, сидя на лавочках во дворе, накачиваются пивом, а потом идут громить магазин за углом — это уже почти что преступная группировка.
И Христос — именно потому, что знал о предстоящих разделениях! — молился о том, чтобы эти разделения были не навсегда, чтобы в конце концов всех людей объединила вера в Него как в Спасителя от греха и смерти, посланного в мир Богом Отцом. Вера и жизнь в согласии с Евангелием. Ведь такая, живая вера во Христа — главное условие спасения, то есть преодоления смерти, перехода из временной жизни в жизнь вечную.
Да, к сожалению, и вера является одной из причин разделения между людьми, но далеко не единственной и вряд ли главной. Разве редко случается, что люди, декларирующие принадлежность к одной вере и даже к одной Церкви, ссорятся и враждуют по каким-то совсем иным причинам?
А христианская вера ищет соединения всех людей, да будет Бог все во всем (1 Кор 15:28).

Почему бы все-таки не обойтись без разделений на почве веры?

Разделения все равно будут: человек, мягко говоря, несовершенен и всегда найдет предлог оттолкнуть, осудить другого. Таким предлогом могут стать в том числе и религиозные верования: печальными примерами тому являлись и религиозные войны, и казни еретиков — либо тех, кого считали еретиками. Преподобного Максима Исповедника, жившего в VII веке и упорно не принимавшего ересь монофелитства *, охватившую почти всю Церковь, свои же братья, христиане, сочли еретиком и тяжко изувечили — отрубили правую руку и язык, чтобы он не мог проповедовать свои взгляды. И этот пример не единственный…
Множество стыдных и отвратительных вещей творилось и творится в истории, в том числе и именем Христовым. Однако это не значит, что — с одобрения Христа. Он Сам предупреждал: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф 7:22–23).
Христиане слишком часто подводили и компрометировали свою веру. Слишком часто они продолжают делать это и сегодня. И Леннон, говоривший, что он не против Христа, а только против тех, кто впоследствии извратил Его учение, возможно, был в своей неподдельной искренности намного честнее, чем бесчисленная толпа фарисеев от христианства.
Другое дело, что Тот Иисус, к Которому он, по его собственным словам, «всегда относился с симпатией» (always fancied him), не был в его глазах Богом. Леннон воспринимал Христа как праведного и честного человека, основателя высокого этического учения, но, судя по всему, не как Господа. Верил ли вообще Джон в Бога, отдельный вопрос, подробно разбирать который мы здесь не станем. Во всяком случае, в песне God («Бог»), записанной еще за год до Imagine, он излагает свой взгляд на этот вопрос в терминах совершенно нерелигиозных:
«Бог — это понятие, которым мы измеряем нашу боль.
Я не верю в Библию… Я не верю в Иисуса… Я не верю в «Битлз».
Я верю только в себя, в Йоко ** и в себя. И это реальность».
God is a concept by which we measure our pain.
I don’t believe in Bible… I don’t believe in Jesus…I don’t believe in Beatles.
I just believe in me, Yoko and me. And that’s reality.Музыкант не верил в Иисуса как в Бога, а значит, его претензии к «последователям Иисуса», которые «все испортили», могли заходить сколько угодно далеко. Уже апостолов он, следуя своей логике, имел все основания обвинить в том, что они «извратили христианство», ведь они называли Христа Богом. Вспомним хотя бы апостола Павла, который писал, что Христос — сущий над всем Бог, благословенный во веки (Рим 9:5).
Да, Леннон был честен и прямодушен, но взгляд на Христа у него был не христианский. Он откликнулся на евангельскую проповедь о любви как единственной жизнеспособной основе человеческих взаимоотношений — и в этом смысле его критика многих людей, называющих себя христианами, была справедлива. Но, уловив одну важную часть христианского учения, музыкант проигнорировал другие, ничуть не менее важные. И это помешало ему увидеть простую вещь: построить мир, основанный на этой самой любви, невозможно одними человеческими усилиями.
Но что плохого в том идеальном мире, который рисует Леннон?

Этот мир не то чтобы плох, он просто утопичен. Люди не в силах построить мирную и счастливую жизнь, оставаясь пленниками своих страстей. Свидетельством тому вся история человечества и, в частности, история России в XX веке.
Песня Джона Леннона — она ведь, по сути, о земном рае. Не надо мечтать о небесах, давайте устроим рай прямо здесь — вот о чем речь. Идея эта не новая, даже христиане одно время ею увлекались, истолковывая один фрагмент Откровения Иоанна Богослова (Откр 20:2–3, 6) таким образом, что однажды здесь, на земле, должно установиться тысячелетнее царство Христа. (Это учение — хилиазм — Церковь, кстати, признала ложным очень рано, уже в III веке по Р. Х.)
Казалось бы, как прекрасно: у людей нет причин ни убивать друг друга, ни жертвовать собой, кругом сплошь мир и любовь! Может, кто-то и пожалеет, что нет рая, но зато ведь нет и ада, а без перспективы оказаться там живется как-то гораздо спокойнее.
Но… вы не чувствуете здесь подвоха? Слишком благолепная картинка, в жизни так не бывает! Никогда и нигде в истории человечеству не удавалось построить «рай» на земле, притом что попытки были — и в СССР, и в Китае, и на Кубе, и во Вьетнаме...
Леннон считает, что стоит только отказаться от «мифических» рая и ада и «назвать вещи своими именами» (небо — просто небом и так далее), как люди заживут в мире, радости и согласии. Но это очень наивный взгляд.
Конечно, любые религиозные представления можно интерпретировать таким образом, что религия начнет «оправдывать» страшные вещи. Даже евангельские заповеди можно вывернуть наизнанку, так что они «станут призывать» к антихристианским поступкам. Падший человеческий ум может извратить все что угодно. Но проблема всегда именно в ложной интерпретации, а не в библейских истинах.
Все человеческие проблемы и неустройства коренятся в самом человеке, из сердца исходят (Мф 15:19), и именно христианство сообщает людям эту горькую истину. Оно предупреждает, что человек уже рождается со склонностью грешить — наследственной болезнью, от которой не избавит повторение самоутешительных мантр или построение очередного «нового общества». Излечиться от нее можно, только последовав за Христом.

Так чего же не учел Леннон?

Христианство, которое, как заявил однажды Джон, рано или поздно обязательно «уйдет, исчезнет, сойдет на нет», — так вот, христианство отнюдь не провозглашает христиан святыми. Даже наоборот, называет их грешниками, ничем не лучше всех остальных. Но оно указывает путь спасения. Указывает выход из безнадежного, казалось бы, тупика, в который мы зашли.
Как мы оказались там, в этом тупике? Три мировые религии — христианство, иудаизм и ислам — отвечают на этот вопрос в один голос: наши далекие прародители, Адам и Ева, согрешили и отпали от своего Творца. Поверив клевете на Бога и вкусив, вопреки Его запрету, плод с древа познания добра и зла, они отказались покаяться и сами почувствовали себя чужими своему Создателю, оказались рабами собственных греховных наклонностей. И — стали смертными.
Каждый из нас — потомок первых людей, и каждый живет с одной и той же смертельной болезнью, которая гнездится внутри и называется: грех.
А вот как нам теперь быть со всем этим убийственным наследством — на этот вопрос все религии отвечают уже по-разному. Христианский ответ четкий и ясный: нужно обратиться за помощью к Самому Богу в лице Господа Иисуса Христа, Который две тысячи лет назад пришел в наш мир как Человек, принял смерть во искупление грехов всех людей без исключения, а затем воскрес и вознесся к Богу Отцу. С тех пор весь этот путь, от начала и до конца, открыт и нам.
Что значит — обратиться за помощью ко Христу? Во-первых, креститься: крещеный человек уже не только дальний потомок Адама и Евы, отягощенный их тяжелой наследственностью; теперь он соединен со Христом и, как Христос, усыновлен Богу Отцу. А во-вторых, нужно стараться жить по заповедям Божиим, что, оказывается, совсем не невозможно, если человек прибегает к благодатной помощи своего Небесного Отца, подаваемой в церковных таинствах — Исповеди, Причастии и других.
Вера в это — самое зерно христианства, и сама по себе она никак не может быть причиной разделения. Тот, кто не верит во Христа как в Бога и Спасителя, не становится для христианина каким-то нерукопожатным чужаком: Христос учит Своих учеников всякого человека воспринимать как ближнего и служить ему. Другое дело, что не верующий во Христа сам отделяет себя от Него, тысячекратно усложняя себе путь к спасению.

Вместо послесловия

Впрочем, есть в песне Imagine и такие строки, которые вполне созвучны Евангелию.
«Представь себе, что все люди живут ради сегодняшнего дня.
Представь, что нет никаких государств – не так уж это и сложно.
Не за что убивать и не за что умирать…
Представь, что все люди живут в мире…»Все это почти цитаты из Священного Писания Нового Завета!
Разве не учит Господь Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди не заботиться о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф 6: 34). Есть только сегодняшний день — и то, что именно сегодня, именно сейчас ты должен делать, как христианин, не мечтая о будущем: так расшифровывают эту мысль святые отцы.
А апостол Павел разве не говорит о том, что с приходом в мир христианства всякое разделение людей на нации, гражданства и даже религии (!) потеряло свое фундаментальное значение: больше нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол 3:11).
Разве не Христос возвещает апостолам: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам (Ин 14:27), и разве не к тому же призывает христиан апостол Павел: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим 12: 18)!
Другое дело, что христианство не призывает отказываться ни от границ, ни от государственных образований, ни от традиций, ни от других человеческих установлений. Отказаться христианство призывает только от греха, то есть от сознательного сопротивления евангельской истине, от «игры в прятки» с Богом. Ведь грех — это первое и основное, что делает человека несчастным. Но и грех Церковь не пытается «запретить» или «отменить»: она реалистично смотрит на вещи и призывает всех, кто к ней прислушивается, только всеми силами стараться жить в соответствии с Евангелием в надежде на то, что Бог придет на выручку и поможет там, где сам человек не справляется. Человекам это (спастись. — Прим. авт.) невозможно, Богу же всё возможно (Мф 19:26) — вот универсальное правило, по которому живет христианин. И оно работает!
«Послание» этой песни многими прочитывается так: у человеческого несчастья есть конкретные виновники, и стоит лишь убрать их, как наступит блаженная жизнь. Но там, где такие люди видят исключительно внешние причины (политические, религиозные, национальные и иные разделения), христианство видит следствие внутренней, духовной катастрофы человека.
Христианство говорит: бесполезно мечтать о благоденствии, пока каждый не начнет бороться с реальной причиной, делающей нас несчастными. А причина эта в том, что никто из людей, включая самых лучших и искренних мечтателей о добре, не способен жить по-доброму в полной мере и всегда (а не только когда у нас хорошее настроение и ничего не болит). Исправить это — значит довериться Тому, в Ком нет такого зазора, чья любовь абсолютна и Кто ждет лишь нашего согласия, чтобы войти в нашу жизнь и начать нам помогать.
Ну, а песня Imagine вовсе не антихристианская. И может быть, христианам было бы полезнее обращать внимание в этой песне не столько на ее внешний антирелигиозный антураж, сколько на суть той опасности, о которой пытается предупредить (может быть, не самым удачным образом) Джон Леннон. Это опасность злоупотребления религиозной риторикой: нельзя использовать религию как средство разделения, нельзя подменять Евангельское благовестие призывами к розни и вражде.

Диакон Игорь Цуканов
foma.ru

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности