Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

ПРОСИТЕ У БОГА ТЕРПЕНИЯ! orthodox-newspaper.ru

ссылка
Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

- Батюшка, очень многие жалуются на свою жизнь и говорят, что у них нет ощущения счастья. Казалось бы, люди православные, ходят в храм, ходят на Литургию. Во время Божественной литургии всегда хочется всех любить, а когда причастишься – хочется любить вдвойне. Правда, это чувство через какое-то время проходит. Но после Литургии и Причащения ощущается счастье. Попробуем порассуждать на тему, что такое счастье и как его получить.
– Вопрос очень интересный, важный и нужный. На всех днях рождения, юбилеях, свадьбах бесконечно звучат пожелания счастья, здоровья. И людям все понятно. Счастье, если сказать в двух словах, – это чтобы все было хорошо. Хотя оттенков очень и очень много.
Кто-то из мудрых людей сказал, что под счастьем люди подразумевают здоровье, под еще большим счастьем – здоровье и красоту, под еще большим счастьем – здоровье, красоту и деньги, а под еще большим – здоровье, красоту, деньги и власть. Дальше к этому можно добавлять и популярность, и футбольный клуб, и яхту, и дом. И так до бесконечности. Александр Сергеевич Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» показал, что предела человеческой жадности нет, не может человек сказать: «Довольно, я счастлив».
Кстати, есть очень хорошая мысль, ее надо запомнить всем, кто свое благополучие и счастье ставит в зависимость от количества материальных благ: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4:4).
Так вот, счастье состоит в том, чтобы быть свободным от всего – здоровья, денег, красоты, власти...
- Это сложно.
– Зато свобода жизни с Богом. Расскажу замечательный случай. Две девочки, две сестры, одной девять лет, другой шесть, едят гречневую кашу постом. Младшая говорит: «Фу, как не люблю эту гречку постом без сливочного масла, без молока». Девятилетняя сестра ей говорит: «Машенька, надо любить то, что есть».
- Какая мудрая девочка!
– В девять лет стала философом. Вот если бы мы любили то, что есть… У отцов есть замечательная мысль, нам почти недоступная: «Делай что должно – и будь что будет, а будет то, что Бог даст».
Надо и планировать, и мечтать, и делать, но в конце добавлять: «Господи, не моя воля, но Твоя да будет». Не всегда все так, как мы хотели бы. Нет столько здоровья, столько денег, одежды, близких людей. Кстати, кто-то из мудрых людей сказал: «Если вы думаете, что для счастья вам нужен второй человек, – вы глубоко ошибаетесь; для счастья довольно вас самих, а другой человек нужен только для того, чтобы было с кем разделить ваше счастье». Кто ищет, когда их осчастливят, – несчастные люди. У тебя внутри должен быть такой потенциал, такое служение, что это ты должен счастливить. Русская женщина не будет дожидаться, когда ее кто-то осчастливит, она осчастливит кого-нибудь сама.
В советское время была поговорка: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Хочешь порадоваться – порадуй.
Однажды на уроке в семинарии, когда все немножко устали, преподаватель захотел студентов разгрузить и спросил: «Как вы думаете, что такое счастье?» Один встал и сказал: «Счастье – это день и ночь служить у престола, таскать души из ада». Это старец Варсонофий говорил, что священник на Исповеди таскает души из ада. Представляете, что такое Исповедь!
Старец Амвросий говорил: когда называете на Исповеди свой грех, не округляйте ничего, не замазывайте, так сказать, не пытайтесь что-то завуалировать, а называйте как есть. Как больной, который говорит доктору то, что у него реально болит.
Что происходит на Исповеди? Человек, называя грех словами, из себя это выплевывает. Например, если ты отравился, надо выпить специальный раствор и вызвать рвоту, чтобы все вышло. Есть такое понятие: до чистых вод. То есть надо промывать желудок до чистых вод. Вот такой должна быть и Исповедь.
Так вот, один студент сказал, что счастье – таскать души из ада. Второй сказал, что счастье – приводить людей ко Христу, заниматься миссионерством, воскресной школой и прочее. Третий сказал, что счастье – видеть плоды своей деятельности. Преподаватель кивал головой: мол, верно, все правильно. Было еще несколько возвышенных и пафосных мнений о счастье, и все они вроде правильные. Потом встал староста и сказал: «Отче, я чувствую, что Вы нашими ответами не удовлетворены. А Вы-то как думаете? Что такое счастье?» Преподавателю было уже 75 лет. Он сказал: «Что такое счастье? Это когда хорошее настроение». Хорошее настроение – это уже счастье.
Кстати, в Священном Писании нет слова «счастье», там слово «блаженство». А блаженство тихое. Если счастье – как фейерверк, то блаженство – это что-то неуловимое, тихое, благостное. Сделал любое доброе дело, например, порадовал человека – и сам порадуешься. Николай Иванович Пирогов сказал: «Быть счастливым счастьем других – вот настоящее счастье и жизни земной идеал». Кто нам мешает кому-то чем-то малым послужить?
«Счастье – когда тебя понимают». Счастье – когда тебя любят. А настоящее, большое счастье – когда любишь ты, когда есть близкий человек, с кем можно свою любовь разделить, – мама, папа, бабушка, дедушка, брат, друг, жена.
Апостол Павел говорит: если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5:8). Домашние – это не только жена и муж, это в целом близкие люди, родня.
- Швеция считается едва ли не самой благополучной страной Европы, потому что там высокий уровень доходов, материальное благополучие, очень хорошая социальная защита. При этом там самое большое число самоубийств. Получается, что люди, находясь в достатке, несчастны. В Швейцарии провели опрос среди населения и задали такой вопрос: «Согласились бы вы не работать, если каждый месяц будут выплачивать пособие в 2, 5 тысячи евро?» На такие деньги спокойно можно жить, это колоссальная сумма. Семьдесят процентов опрошенных сказали, что не хотят так. Люди не хотят ничего не делать, люди хотят работать и получать за свои труды заработную плату.
– Если бы в России задали такой вопрос, 90% людей согласились бы. Потому что думают, что только в деньгах счастье. А там, имея деньги, наоборот, понимают, что это не так. Работа – это польза, общение, самореализация, ты имеешь возможность поддержать фирму, друзей, компаньонов. Но многие думают, что в деньгах счастье.
Сын подходит к отцу и спрашивает: «А правда, что за деньги можно все купить?» – «Кто тебе сказал?» – «Все говорят: по телевидению, интернет, друзья». И папа говорит: «Давай порассуждаем. За деньги можно купить дом, но не очаг. За деньги можно купить книгу, но не мудрость. За деньги можно купить диплом, но не знания. За деньги можно купить лекарство, но не здоровье. За деньги можно купить бутылку вина, но не радость. За деньги можно купить билет на концерт, но не праздник. За деньги можно купить собаку, но не друга. За деньги можно купить женщину, но не любовь. Поэтому за деньги не все можно купить. И то, что нельзя купить за деньги, нам дает Бог».
Самое главное – правильные ориентиры, на чем ты строишь фундамент.
- Вспомним Д.И. Фонвизина. Один из интереснейших русских писателей. В своем произведении он написал: «Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь».
– Премудрый Соломон сказал: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя, но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива (Притч. 6:6–8). Пчела хоть и маленькая, но собирает мед, который приятен и нищим, и царям. Поэтому по жизни мы должны быть не мухами, а мудрыми пчелами.
Кто-то сказал: мудрость приходит с возрастом, но иногда возраст приходит один. Хочу рассказать про донецкого старца Зосиму, с которым я и имел счастье общаться. Он основал Никольскую обитель, которая объединяла два монастыря, – женский и мужской. До сих пор Никольская обитель существует в тяжелейшей ситуации. Недавно корреспондент погиб рядом с этой обителью. Так вот, в своих последних проповедях старец Зосима говорил: «Братья и сестры, я вас многому учил, а теперь прошу хоть об одном: не портите друг другу настроение».
- Священники очень часто говорят на проповедях, что самый распространенный грех – раздражительность, все постоянно в этом каются. Когда приходишь раздраженный домой, какое может быть счастье? Начинаешь срываться на мужа, детей, собаку, кошку. Откуда вообще берется раздражение?
– От гордыни и самомнения. Мол, как это они не заметили, что мне надо; как не догадались, что ко мне сейчас лучше не лезть... Лезут со своими расспросами, вопросами; дайте хоть 20 минут побыть одному! И прочее. То есть «я» на первом месте; все должны уловить мое настроение, мои потребности. Весь пожар – от спички.
Прежде чем подумать плохо, подумай хорошо. Все время думайте, как другого порадовать. У Серафима Саровского есть такая мысль: веселость не грех, она прогоняет уныние.
Вот некоторые меня хвалят, а другие осуждают за юмор. Но без юмора с ума сойдешь...
- Не слышала, чтобы Вас осуждали за юмор. Мне кажется, наоборот, это очень хорошо. Сейчас люди страдают отсутствием чувства юмора, я сама такая. Здоровый юмор обязательно должен быть. Конечно, сейчас люди волнуются за своих мужей, сыновей, которые находятся в зоне СВО, переживают, в храм приходят с тоской, печалью. Но, когда слышишь веселое, доброе слово, это поднимает настроение. Человек не может постоянно находиться в унынии.
– Добрая шутка должна быть наготове. Ты поднял настроение другому, у тебя самого поднялось настроение. Надо уводить в сторону разговор о негативном, о том, что все виноваты, и иметь позитивную историю, заготовленную наперед. Потому что по жизни мы должны быть не ведомыми, а ведущими. Стоит только подставить свои уши – и такого наговорят, так сказать, от правительства до кошки и дворников, что все виноваты... Но это неправильно. Каждый день – добрый, и он не виноват, что вы встали не с той ноги.
- Расскажу небольшой эпизод из своей жизни. Как-то я ездила на съемки на Куликово поле, и мы остановились в знаменитом селе Епифань. Там продают пряники, но только за наличные. Я пошла в банкомат, чтобы снять деньги, и не представляете, какой он был грязный. Стоит очередь. Я не выдержала и сказала: «Епифанцы, ну принесите тряпочку, протрите этот банкомат, вы же сюда ходите каждый день. Вам нравится подходить к грязному банкомату?» Я достала влажные салфетки, начала протирать. Это же ничего не стоит. Зато подойдешь к чистенькому банкомату.
– Есть люди, которые ищут красивые места, а есть люди, которые создают красивые места. Мы должны создавать красивые места. А еще люди делятся на тех, кто делится, и на тех, кто не делится. Вот те, кто делится, близки к счастью, к блаженству. Сам Господь сказал: блаженнее давать, нежели принимать (см. Деян. 20:35). А если мы ставим знак равенства между блаженством и счастьем, то счастье – это давать, нежели принимать.
Старец Паисий говорил, что есть два вида радости, – человеческая и Божественная. Радость человеческую человек испытывает, когда получает что-то, – внимание, заботу, подарок, деньги, поддержку, доброе слово. И он может испытать божественную радость, когда сам что-то отдает. Блаженнее давать, нежели принимать.
Вот они, маленькие шажки к счастью. Твоего раздражения никто не должен видеть. Сам хочешь порадоваться – порадуй другого. Ищи, чтобы не тебе служили, а сам служи. Не все покупается за деньги. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Улыбайтесь – и жизнь вам улыбнется. Оказывается, все внутри нас. Ищите, кого осчастливить.
- Рассуждая о счастье, мы затронули очень интересные, с моей точки зрения, темы, – основы счастья и что мешает счастью. Я сказала, что священники очень часто в проповедях говорят, что самый распространенный грех, который называют верующие, – раздражительность в разной форме: человек либо кричит, либо сердится, либо гневается. Мы это встречаем повсюду. Что все-таки мешает нам ощущать себя счастливыми? Счастливыми в том понимании, о котором мы говорили: когда чувствуешь тихое блаженство.
– Раздражительность имеет корни – гордость, самолюбие и самомнение. Мол, мне не уступили, мне сказали не таким тоном, она залезла вперед в очередь.
Всегда помните первую заповедь блаженств: блаженны нищие духом. Если много не философствовать, а сказать двумя словами, то блаженны скромно думающие о себе и скромно себя ведущие. Потому что скромно думающий о себе не заметит, что его обошли или сказали ему каким-то не таким тоном. А когда человек навешал себе медалей и достоинств, которых у него нет, и замечает, как ему кажется, неподобающее к себе отношение, тогда и начинает лезть все негативное, что есть в душе.
Старец Амвросий говорил: чтобы спастись, надо терпения не воз, а целый обоз. Чтобы спастись, надо быть или золотым, или железным. Золотым – иметь большое смирение. У нас этого и в помине нет. Железным – иметь большое терпение.
Старец Амвросий, как мы знаем, в 37 лет стал инвалидом первой группы, не имел возможности даже самостоятельно совершать богослужение, но всю жизнь принимал Исповедь и был величайшим старцем, духовным окормителем всей России. Кстати, Лев Николаевич Толстой о нем однажды сказал, что этот лежащий и еле дышащий помог России больше, чем все ее бытоустроители. Потому что помогал душе.
Помоги душе – и человек горы свернет. Дай хоромы золотые, устрой быт – и ничего не будет ни доброго, ни светлого, человек скажет – мало, да еще и отнимать пойдет. Почему революция была? Из-за зависти, жадности. Отнимем у тех, у кого много, поделим с теми, у кого ничего нет. А в конце концов польза была только для подлой элиты, которая эту революцию и устроила...
Всегда у Бога надо просить терпения. Иоанн Лествичник учит: если нет терпения и готов что-то сказать, задержи язык за зубами. У нас язык за двумя преградами находится – за зубами и губами... Поэтому терпение и труд все перетрут.
- Когда читаешь истории о новомучениках Российских, удивляешься тому, что они могли быть счастливы в заключении и ощущали там себя ближе к Богу, чем когда были на свободе. Я читала стихи Александра Солодовникова, Татьяны Гримблит, написанные незадолго до того, как ее расстреляли. Какие удивительно светлые, я бы сказала, счастливые стихи! Достоевский на каторге вдруг почувствовал себя более свободным и счастливым, чем когда был на свободе...
– Друзья писали ему: «Федор, ты несчастный человек: каторга, вши, холод, голод». Достоевский же отвечал, что только на каторге себя и Бога понял. И понял, что сколько человеку в жизни надо счастья, столько ему надо и несчастья, потому что он и счастья-то своего не поймет.
- И он читал на каторге только Евангелие, которое ему подарила жена декабриста Фонвизина.
– Евангелие ему передали Фонвизина и Анненкова, их двое было.
- Он читал Евангелие, делал пометки, все это сохранилось.
– Это Евангелие сейчас хранится в Российской государственной библиотеке. С него сделали факсимильное издание. У меня есть один экземпляр этого издания, мне его подарил отец Федор Конюхов. Специалисты насчитали более тысячи пометок, сделанных Достоевским в Евангелии. Он даже одного татарина научил читать Евангелие.
Достоевский писал брату Михаилу: «Когда я переступил порог казармы, думал, что и трех дней не проживу…». Кстати, Лев Николаевич Толстой сказал, что, если бы Достоевский не написал ничего, кроме «Записок из Мертвого дома» (а это автобиографическое произведение о времени, проведенном на каторге), он уже был бы великим писателем. А Федор Михайлович кроме этого еще много чего написал. Вот так Достоевский описал страдания человека. Он писал брату, что человек – существо привыкающее.
Если впереди вера, благословение (а не проклятие!) жизни, свет и надежда, тогда ко всему можно привыкнуть, и ад можно превратить в рай. Достоевский говорит, что на любом месте можно поставить себя с достоинством.
Аристотель говорил, что самое главное – в любой ситуации оставаться человеком. Так вот, Достоевский на каторге оставался человеком. Мало того, он еще и вокруг себя создавал атмосферу человечности, насколько это было возможно.
Есть люди, которые ищут красивые места, а есть люди, которые создают красивые места и не просто терпят, а терпение превращают в творческое терпение.

Записала: Нина Кирсанова