Кому бесы не могут причинить никакого вреда. pravlife.org
ссылка
В чем кроется защита от бесовских козней, рассказывает митрополит Антоний (Паканич).
Редкий дар
Некоторые верующие недооценивают силу отдельных духовных состояний. Многие об этой силе даже и не догадываются. Например, о силе радости. Об этом явлении говорили многие святые, жившие в разные времена и эпохи. Каждый из них своим неповторимым путем постигал указанную духовную высоту.
Истинная радость достигается только подлинной жизнью во Христе. Человек духовно крепнет под благодатным воздействием, сначала коротких мгновений совершенной радости, а со временем и более продолжительных. Все трудности и испытания блекнут перед чудодейственной силой этой добродетели.
Есть святые, которых объединяет общая черта - их жизнерадостность. И это редкий и бесценный дар. Духовная радость настолько проникала в них, что их никогда не видели печальным или унывающим, и это радостное настроение духа они стремились донести и до других. Таким был преподобный Серафим Саровский.
Безусловно, никакие добродетели, никакие ступени духовных состояний, в том числе и жизнерадостность, не достигаются без смирения. И преподобный Серафим постоянно помнил о своих грехах (несовершенстве) и сердечно сокрушался об этом. "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного", была его непрестанная молитва, возносимая им Богу.
Преподобный Антоний Великий решительно говорил, что если в человеке не будет крайнего смирения, смирения всем сердцем, всею душою и телом, то он Царства Божия не наследит. Потому что только глубокое смирение может побороть в человеке зло, заключающееся в гордыне, эгоизме и самоутверждении. А где есть зло, там не может быть радости.
Исцеление радостью
Радость духовная проистекает от чистоты духовной. И тому, кто постоянно наполняется радостью из Источника Жизни, бесы не могут причинить никакого вреда. Именно по этой причине одной из главных задач врагов рода человеческого есть желание помешать нашей духовной радости, так как в ней кроется защита от бесовских козней.
Но как верующему прийти к этой радости? Как она приобретается?
Истинная радость произрастает из наших духовных подвигов: искренней молитвы, чистоты помыслов, сердечного покаяния, стремления к Богопознанию, жизни по евангельским заповедям.
Преподобный Серафим Саровский не только сам ревновал о духовной радости, но и любил видеть ее в своих ближних, братьях. Святой считал, что как все грехи являются заразными, так и личные добродетели способны вдохновлять, заряжать других людей. Ведь когда кто-то впадает в искушение или уныние, ему так важно увидеть радость на лицах друзей, близких – и уныние проходит.
Святой старец всех встречал возгласом «Радость моя! Христос воскресе!». И рядом с батюшкой оттаивали и утешались сердца, зарождалась вера во Христа, приходило осознание своих грехов.
Это прекрасный пример для всех нас. Мы постоянно жалуемся, чем-то вечно недовольны, и нам даже не приходит в голову, что мы не должны перед всеми выказывать свою печаль и дурное настроение, что свою грусть мы должны открывать только Богу. А перед ближними всегда должно иметь радостный вид, не смущать их огорченным и печальным лицом из уважения, любви и смирения.
И тогда Господь по милосердию Своему простит и пошлет радость смирившейся душе. Радости мы справедливо лишаемся за свои грехи, за непослушание. Унылый вид, кроме всего прочего, ещё часто указывает на леность, апатию, безразличие и нерасположение к добрым делам.
Безусловно, радость духовная не исключает серьезности и ответственности: они дополняют друг друга и вместе служат надежным щитом против стрел дьявола. Нет ничего невозможного для любящих Бога, крепкая любовь стирает любые границы, двигает горы и делает человека непобедимым.
«Любовь к Богу делает подвижников способными простираться далее пределов своего естества», – поучал блаженный Феодорит Кирский.
Будем помнить об этом, и будем подражать в добродетелях святым!
Записала Наталья Горошкова
***
Нужно ли православному христианину бояться порчи и сглаза?
«Батюшка, меня сглазили, что делать?» Отвечает иерей Андрей Чиженко.
К сожалению, к священнику очень часто обращаются православные «овечки» с перепуганными глазами, с тревогой и смятением в сердце, а иногда даже и с ужасом, который потрясает все внутреннее существо человека, и задают один и тот же вопрос: «Батюшка, меня сглазили (на меня навели порчу), что делать?»
В этом смысле мне очень нравится шутка. Кажется, она принадлежит перу отца Александра Авдюгина: «Если на вас навели порчу или вас сглазили, то вам можно не молиться. В Бога вы не верите».
Пожалуй, лучше не скажешь. Почему? Проведем словесный эксперимент.
Допустим, на человека действительно некие колдун или ведьма навели порчу или сглазили, или произвели другие ритуальные магические действия.
Человек же этот ходит в храм, исповедуется, причащается Святых Христовых Таин, регулярно молится, пьет святую водичку, вкушает просфору, носит нательный крестик, т. е. он облечен реально, фактически, духовно во Христа, и Христос пребывает с ним.
И вдруг он узнает, что кто-то там на него навел порчу. У него начинается паника, ужас, страх и прочее. Почему? Потому что внутри такого человека происходит предательство Христа. Предательство Бога. В чем оно выражается? Человек внутри себя задает себе, выражаясь сценичным языком, сверхзадачу, некую программу о том, что сатана сильнее Бога. Ибо в другом случае его сердце даже бы не пошевелилось в сторону страха и ужаса от порчи. Он бы подумал: «Я – православный христианин. Во мне регулярно пребывают Тело и Кровь Христовы. Я регулярно исповедуюсь, ношу нательный крест и осеняю себя крестным знамением. Что со мной плохого может произойти? Ничего. Ибо Бог всесилен и всемогущ. А дьявол против него – микроб, таракан. Такая же тварь (в смысле сотворенное Богом существо), как и я, только уже осужденная на вечное проклятие. Ну и пусть все это идет мимо меня. А я лучше пойду кафизму еще одну почитаю или поклоны положу на молитву преподобного Ефрема Сирина». И все, и забыл такой человек ненужную ему и вредную информацию. Если же что-то и приложилось, страх какой-то – поисповедуется такой человек. И все. И пошел дальше по лествице совершенствования вверх.
Человек же суеверный, т. е. верящий в суету, в тщетность, в бессмысленность, на этом этапе обработки полученной информации о порче, предаст Бога и уважит диавола. Мол, сильный он, а значит и порча (сглаз) действенны. И попал в цепкие лапы рогатого. Затем тревога, паника, ужас, беспокойство. А иногда даже психическое расстройство на этой почве.
А все почему? Потому что вырвал свою детскую ручонку из Божьей десницы и пошел на страну далече, как блудный сын, попал в рабство к диаволу, выпрашивая у него рожки и желая питаться со свиньями. Вот ведь в чем ужасный и нелепый парадокс! Такой человек сам бросает свой святой образ и подобие Божие, втаптывает их в грязь и уподобляется лягушке, загипнотизированной змеей, которая квакает, но прыгает змее в пасть.
Об этом всем нам говорит Господь наш Иисус Христос: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Об этом же нам говорят и святые апостолы. Например, святой Иаков, брат Господень: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:5–8).
О том же нам говорят и святые отцы.
Преподобный Макарий Оптинский: «Для истинного христианина не страшны наговоры и порчи, потому что не дано от Бога власти колдунам и ворожеям».
Вот и мы должны быть тверды во всех наших путях. Мы воины Христовы. Мы во Христа облеклись в Святом Таинстве Крещения. Облеклись и продолжаем облекаться каждый раз, когда причащаемся. Благодать Святого Духа в Церкви, как в нескончаемой Пятидесятнице, продолжает сходить на нас. Не будет терять же, братья и сестры, эту священную высоту, на которую нас возвел сам Спаситель Своим Искупительным Подвигом, не будем возвращаться в болото диавольских страстей.
Но самое главное – не будем предавать в самих себя Бога, Который как жемчужину драгоценную держит нас за пазухой подле сердца; Который как больного и капризного ребенка несет нас по жизни на руках.
Иерей Андрей Чиженко