В пост Бог дает нам горькие лекарства, чтобы мы победили грех. pravmir.ru
ссылка
Почему многие христиане ждут поста с содроганием, как без страха встретить его во всеоружии, не боясь того, что в любой момент тебя могут спросить - рассказывает архиепископ Обуховский Иона.
Великий пост — эта «весна души», период обновления, расцвета лучших наших качеств — для нас является временем максимального приближения к Господу. Но как провести это время, чтобы оно было Богу благоугодно? Многие, наверное, слышали расхожее выражение: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви». Иногда первую часть этой фразы вырывают из контекста, и выходит, что пост должен стать каким-то приятным для нас времяпрепровождением. Но слово приятный в славянском языке имеет иное значение — «тот, который принимается». То есть мы должны поститься таким постом, чтобы его принял Господь.
Какой пост будет принят Богом? Об этом говорит Сам Господь в Евангельском отрывке, который читается в храмах в воскресенье накануне Великого поста. «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне…» (Мф. 6, 17-18).
Тогдашние традиции предписывали человеку в праздничные дни мазать волосы маслом — елеем. Это было признаком того, что ты пребываешь в хорошем, бодром и веселом настроении. И поскольку сейчас мода изменилась, и волосы елеем уже не мажут, наставление это не следует воспринимать буквально. Но всё же необходимо помнить, что пост для нас — время действительно радостное.
Если привыкли поститься – то и сейчас будет легко
Часто говорят о том, что в пост мы должны воздерживаться от греха. Но возникает вопрос: а что, в непостное время можно расслабиться и грешить? В этом отношении я бы сравнил пост с сессией в институте.
Студент на протяжении семестра учится, получает знания, но в период сессии должен особенно напрячь все свои интеллектуальные и физические силы, чтобы подготовиться, как следует: освежить в памяти пройденный материал, подтянуть «хвосты», восполнить пробелы и на экзамен прийти максимально готовым. Для того, кто хорошо учился, экзамены вообще не представляют какой-либо трудности или угрозы: такой студент ожидает их не с ужасом, а с радостью — как период, после которого наступят каникулы.
Так и для нас великопостные недели, после которых наступает радостная Пасха, — это период сдачи духовных экзаменов: насколько мы в течение всего года были христианами; насколько жили по-христиански, насколько научились вести себя по-христиански, воздерживаться от греха. Постом это всё проявляется.
Если привыкли поститься — как положено христианам, в среду и пятницу в течение всего года не вкушать определенные виды пищи, — так и сейчас будет легко, и вопросов, оправдывающих собственное невоздержание, возникать не будет. Если в течение года приучили себя не осуждать, то и постом сможем удерживаться от осуждения. Если приобрели навык уклоняться от различных излишеств, и в дни поста это не составит особого труда.
И всё же пост — это время, когда мы должны напрячься и вспомнить, чему научились за весь предшествующий год.
Христианин помнит, что в любой момент его могут спросить
Пост также призван напомнить нам о бренности земной жизни, о том, что она скоро закончится, и мы предстанем на суд Божий. Страшный суд тоже часто сравнивают с экзаменом. Но мне это сравнение кажется не совсем правильным. Дата экзамена, как правило, известна заранее. Например, мы знаем, что в пятницу 13-го сдаём химию, а значит, в запасе есть ещё несколько дней, чтобы перелопатить учебник Глинки и другую литературу и прийти на экзамен максимально подготовленными.
Но Православная Церковь напоминает: «Внезапно Судия приидет» (утренние молитвы), «бдите и молитесь, да не внидите в напасть» (Мф. 26, 41). Господь постоянно в Евангелии говорит о том, что пришествие Его будет — «как тать в нощи», Он как «жених грядет в полуночи». То есть момент нашего личного Конца света — отшествия ко Господу — станет полностью неожиданным. Поэтому, на мой взгляд, правильнее сравнивать его не с экзаменом, а с уроками в школе.
Когда школьник идет на занятия, он не знает, когда его спросят. Даже если отвечал на прошлом уроке, вполне могут вызвать и сейчас. Получается, нет никакой возможности расслабиться: каждый день на каждом уроке ученик должен быть готов выйти к доске.
И христианин так же — должен знать и помнить, что в любой момент его могут «спросить», и нужно будет ответить достойно. Жизнь наша — как во время, так и вне поста — постоянное ожидание этого вызова.
Потому и Церковь чтениями из Священного Писания и богослужебными текстами настраивает нас всегда быть готовыми дать ответ своему Господу.
Есть замечательные слова: «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» (Сир. 7, 39). Если человек не только умом, но и сердцем поймет, что нужно иметь готовность на всякий час предстать перед Господом, он будет уклоняться от многих и многих грехов. Поэтому всех нас накануне поста хочу призвать достойно готовиться «к каждому уроку», помня о том, что в любой момент мы можем быть «вызваны к доске».
Чтобы научились терпению и любви
Пост, как уже было сказано, это время обновления души — когда у нас есть возможность уделить время многим своим проблемам и излечить те или иные духовные язвы. А, как известно, зачастую лечение связано с довольно неприятными процедурами…
Думаю, любой, кто уже постился, знает, что постом часто обостряются многие наши страсти, приходят всевозможные искушения.
Порой христиане ждут поста даже с некоторым содроганием — потому что в этот период, как правило, или возникнут проблемы со здоровьем, или пойдут какие-то скорби, недопонимания с родными, на работе и так далее.
Но надо понимать, что проблемы бывают у всех — и у христиан, и у людей нецерковных. Нам сказано: «В мире скорбны будете» и «мир во зле лежит». Какой бы ни была трудной ситуация, самое важное — это наше отношение к ней. Ведь человек не верующий зачастую воспринимает проблему как испытание, какой-то злой рок, вопиющую по отношению к нему несправедливость судьбы или людей, злится, ропщет, обижается.
Понятное дело, что христианин так реагировать не может. Если, конечно, знает заповеди и стремится по ним жить, читает и Священное Писание, и творения святых отцов, которые все грехи разобрали, что называется «по косточкам», разложили по полочкам каждую страсть.
Человек, читающий духовную литературу, должен знать, как относиться к испытаниям: где-то потерпеть, где-то помолиться, где-то уступить и всегда благодарить Господа. Ведь всё это — горькие лекарства, которые Бог дает нам, чтобы мы вышли победителями в борьбе с грехом, живущим в нас. Чтобы научились терпению и любви.
Мы знаем слова апостола: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Носить тяготы наших родных и близких, быть может, мы уже научились, но когда приходится потерпеть от посторонних людей, это порой вызывает у нас мысли отнюдь не христианские. Но, помня эти слова, — пожалуйста, будь добр исполнить их, хотя бы этим постом, даже если тяготы эти кажутся невыносимыми.
В случае болезни — тоже нужно понимать, что это время мы можем посвятить размышлениям о конечности земного пути. Здоровье наше не такое уж богатырское, и таким, как в молодости, уже не будет. Рано или поздно болезни и старение организма приведут его в могилу, а значит, к этому тоже следует готовиться, и, как я уже говорил, — к нашему ответу на Страшном суде.
Опять же, это повод поблагодарить Господа.
Ведь болезнь можно назвать мученичеством, и если человек с благодарностью Богу, с упованием, без ропота, без досаждения тем, кто его лечит или помогает, без раздражительности переносит страдания, это вменяется ему в мученичество. Потому что это, действительно, — тяжелый крест.
Вообще из любой неприятной ситуации мы должны научиться делать правильные выводы, всегда иметь благой помысел, о котором писал преподобный Паисий Афонский. Кстати, если кто-то не читал ещё его книги, очень рекомендую: написаны они легким и образным языком и действительно помогают человеку жить во Христе именно в современном мире.
Есть в Псалтыри замечательные слова: «уготовихся и не смутихся» (Пс. 118, 60). И если мы знаем, что постом могут возникать искушения, то не должны смущаться, когда они подступают.
Так воин ложится отдыхать — зная, что готовится нападение, он положит оружие рядом, останется во всем снаряжении и в случае опасности тут же вскочит и вступит в бой.
Человек же расслабленный, не ожидающий атаки, оружие бросит в другой комнате, заснет крепким сном, расслабится, и когда нападет враг, будет тут же повержен.
И мы в этот пост — если встретим его в духовном всеоружии, ожидая нападения врага, то в тех искушениях, которые, может быть, Господь попустит нам для нашей пользы, обязательно выйдем победителями.