Как обуздать свой гнев: размышления над «Лествицей».
ссылка
Есть один очень важный благочестивый принцип: «не приступай ко Причастию, если находишься в ссоре с кем-либо». И, в самом деле, как можно приступать к Божией Любви, надеяться на благодать, если в данный момент жизни в нас нет любви к ближним? В Евангелии относительно этого есть один яркий пример. Иуда Искариотский во время Тайной Вечери в числе 12 учеников причастился Тела и Крови Христовой, а затем пошел и предал своего Божественного Учителя.
Но вернемся к началу. Когда между людьми случается какая-либо ссора, обида, это порой связано с такими порочными качествами человеческой души как осуждение, памятозлобие и гнев.
Всегда актуальная книга
И, как нельзя кстати, в этом контексте уместно вспомнить одного святого, жившего очень давно, на рубеже VI-VII веков, и написавшего замечательную книгу, называемую «Лествицей». Если упростить это название, то получится «Лестница». А святого так и называют – Иоанн Лествичник. А книга его как раз о том, каким способом можно бороться со своими пороками и страстями и через эту борьбу подниматься по духовной лестнице, все ближе и ближе, к Царству Небесному, к Богу. В частности, «Лествица» может очень сильно помочь нам в преодолении различных ссор и обид.
Вот что написано в «Лествице» об осуждении: «за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает»[1]. Просто и понятно. Как в Евангелии: «Не судите, да не судими будете» (Мф.7:1). Тут и добавить нечего.
Далее — памятозлобие. Как сложно нам бывает простить человека, когда он нам сделал какое-то зло. Может быть он, этот обидчик, уже и прощения несколько раз попросил, может быть, мы уже столько же раз пробурчали ему что-то наподобие «да ничего страшного». Но вот проходят дни, месяцы, года, а мы все помним, до единого слова помним, даже интонацию голоса помним, и не можем забыть, хотя бы нам очень этого хотелось. И вот что преподобный Иоанн Лествичник пишет нам о том, что происходит с человеком, когда он по-настоящему прощает: «Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от сей гнилости, когда помолишься об оскорбившем или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу, но когда, услышав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься»[2].
Праведный гнев
Теперь – о гневе. «Лествица» говорит нам: «по естеству есть в нас и гнев на древнего оного змия, а мы употребляем оный против ближнего»[3]. Гнев нам свойственен. И Господь гневался, праведно гневался на тех, которые позволили себе в Иерусалимском Храме заниматься торговлей и разменом монет. Наш гнев не должен быть направлен на наших ближних (да и вообще на всех людей). А почему не должен? Да хотя бы потому, что отличить праведный гнев от неправедного очень трудно. Вот, хочется нам, например, во что бы то ни стало, отстоять свою точку зрения, или заставить другого человека поступать так, а не иначе (ну мы же знаем, как правильно!). А закончиться все это порой может очень плачевно и грустно, с упреками, с обидами, с оскорблениями. Вот бы нам всю нашу прыть, весь наш гнев взять, да и направить в другое русло, направить на борьбу с «древним оным змием», т.е. диаволом, олицетворением греха и нечистоты. Сжать волю в кулак, помолиться Богу, да и дать себе обещание больше не возвращаться к каким-либо порокам (а ведь речь здесь не только о вредных привычках – курении, алкоголизме и прочем, а о таких привычках, как осуждение, тщеславие и многих других). А когда всякие худые мысли будут нас опять тревожить, со всей решимостью гнать их от себя.
Вот тогда наш гнев будет праведным, и будет нам благо!
И напоследок замечу, что в «Лествице» еще много чего есть интересного и полезного. Надо только лишь найти время, место и желание приобщиться к многовековому церковному опыту.
Священник Илья НИКИТИН
protoinfo.ru