Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

9 СЛОВ О ДУШЕ

9 СЛОВ О ДУШЕ (соавтор - иерей Димитрий Первий)

1. Предисловие.
Мир создан Любовью, с Любовью, для Любви. По святителю митрополиту Филарету Московскому, основным побуждением к созданию мира был круговорот Любви между Творцом и творением. Всякое сотворенное создание, будучи разумным, призвано в вечности свободным выбором принимать любовь Божию и возвращать ее Небесному Отцу.
Да, в таком положении вещей существует опасность. Что, если сотворенное создание выберет не возвращение к Отцу, а бегство от Него? Ведь и такой путь не закрыт для свободных существ. В то же самое время только свобода дает возможность настоящего общения, сотворчества и любви. И именно свободой воспользовался диавол и падшие ангелы, по своей гордыне устроив некогда предвечный бунт.
Сообщество отвернувшихся от Бога существ, исказив Его замысел, сформировало отторгнутую область мироздания, где до времени властвуют иные законы. В эту отторгнутую область событием грехопадения оказался вовлечен человек. Здесь вместо любви правит насилие, а истина скрывается наслоениями лжи.
Как и всякое иное разумное создание, человек был создан Богом для любви. Он соединяет в себе две природы - вещественную и духовную, тело и душу. Тело человека исследовано достаточно основательно, как и все материальное. О душе этого сказать нельзя. Бытие души представляет собой загадку для человечества. И это удивительно, поскольку современный человек знает все многое о молекулах и звездах, но почти ничего - о себе. Внутри него, в нем самом, кипит зачастую неведомая ему духовная жизнь. Происходят отливы и приливы эмоций, помыслы то привлекаются, то отвергаются, возвышенные состояния вдохновения сменяются периодами упадка и неуверенности. Откуда приходит это? По какому закону? Способен ли человек изменить свою душу, направить ее к миру и гармонии?
Настоящее эссе – попытка обобщить известные сведения о душе, обратить внимание на некоторые аспекты их взаимного соотнесения, а также предложить своеобразную исследовательскую площадку для тех, кому небезразличны вопросы духовного бытия человека.
2. Основные положения.
Итак, душа проста. Изначально она - чистый лист. А то, чем она станет, будет зависеть от воспринятых впечатлений. Правда, лист этот бывает разного «качества» - данные нам дары могут быть большими или меньшими (об этом узнаем из притчи о талантах: «...одному дал (Господь) пять талантов, другому два, иному один...» (Мф.25:15)). Но, в любом случае, сложно оспорить то, что мы познаем мир, начиная с себя, и именно от наших личных впечатлений зависит полнота сведений о нем.
Другое важное определение о душе - замкнутость сознания: душа сама в себе формирует мировоззрение и на него опирается. Оно может быть верным, ошибочным, или даже очевидно абсурдным, но доколе мировоззрение остается в замкнутом мире души - оно является определяющим для нее.
Третий постулат сведений о душе - наличие единственного истинного представления о мире. Вернее, представлением оно становится, соприкоснувшись с мысленным взором души.
Итак, важная задача души - открыться миру, согласовать собственное о нем представление с истинным положением дел.
На этих трех определениях будут строиться все последующие рассуждения.
3. Слово о духовности
Несомненно, что предметом нашего рассмотрения будет мир духовный. «Духовность», «духовный» - это вообще понятия, традиционно относимые к учению о душе. Но что такое духовность по своей сути?
Богословское наследие отцов-исихастов основывается на опыте познания Творца и творения как светоплетения Божественных энергий. «Духовность» в такой системе координат можно определить как соотнесение наших представлений об окружающем с нематериальным миром упований, эмоций, желаний, пороков и добродетелей: тем миром, который можно описать языком энергийных веяний.
Душа, несомненно, также является объектом энергийным. Она облистает, овевает духовными веяниями человеческое тело, и в их соединении мы осознаем себя как личность. Жизнь человека есть вовлечение вещества в нематериальное бытие души. Удобный пример для рассуждения на эту тему - воплощение Бога Сына, который «... есть Дух…» (Ин.4:24), но «…нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Святаго и Марии Девы, и вочеловечшася…» (3 член Символа веры).
Также и душа каждого из нас, будучи нематериальной, соединяется с телом. Христос пришел спасти нас, ибо одним из трагических последствий грехопадения явилась конечность человеческой жизни. Вследствие разрыва связи с Господом Сил, энергийный ресурс души человека стал планово-убыточным: в какой-то момент времени душа оказывается неспособной поддерживать бытие тела, и наступает смерть.
Смерть человека есть отделение души от его материальной составляющей - тела. Следует заметить, что при этом из целостности личности изымается только вещественное вместилище души. Таким образом, смерть тела никак не означает «растворения» личности: собственно, об этом все христианское вероучение. Гораздо страшнее смерть души – «смерть», как неспособность покинуть отторгнутую область вследствие напитания ее окружающим ложным духом.
4. Космология.
Зло по сути своей ничтожно, оно не имеет сущностного основания. Зло всегда лишь отпадшее добро, вследствие свободного выбора поменявшее послушание Богу на противление Ему.
Поэтому отпавшие сущности - лишь паразиты, живущие за счет чужой благодати. В этом смысле, для существования им критически необходимо присутствие в населенной сотворенными созданиями области, обманом захватив и освоив которую, они могли бы поддерживать собственное бытие, так или иначе, питаясь наличествующей в поддерживающих связь с Творцом существах благодатной энергией. Именно об этом обмане говориться в сцене грехопадения: «…И сказал змий: в день, в который вы вкусите (плодов древа познания), откроются глаза ваши, и вы будете, как боги…» (Быт.3:4, 5). Но это был лишь повод к тому, чтобы взять власть над человеком через опытное познание им зла. В результате отпадения прародителей область мироздания, вверенная Адаму и человечеству, обособилась от Царства Света. С тех пор наш мир - часть сотворенного пространства, уготованного Богом для гармоничного бытия живых существ, и захваченного отпадшими сущностями. Граница этой области четко определена, выход за его ее пределы был промыслительно закрыт: «…И поставил (Бог) на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся...» (Быт. 3:24).
Для рассуждения на тему бытия отторгнутой области предложим воспользоваться образом дома, устроенного Домостроителем и снабженного всем необходимым. Что же тогда произошло?
Неразумие чад Небесного Отца в событии грехопадения привело к тому, что Он находит дом занятым жестокими разбойниками. Его домочадцы взяты в плен. И, как в случае со всякими заложниками, освободить их невозможно без ущерба. Об этом - притча о зернах и плевелах: «...рабы (Господина) сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем (плевела)? Но Он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы…» (Мф.13:28, 29).
Какова же судьба отторгнутой области? Она печальна. Разбойники притесняют заложников, прикрываясь ими, пируют и устраивают свои порядки, чем лишь приумножают в доме хаос. Но это не может длиться бесконечно - рано или поздно наступит время, когда мера деструктивного будет превзойдена в этом мире, и жизнь уже не сможет в нем жительствовать. И тогда придет Домостроитель в чине праведного Судии.
Следует заметить, что всякое движение в сторону тьмы есть явление, во-первых, временное, а во-вторых, подчиняющееся закону мер и весов: чем больше возможностей у личности, чем ярче и продолжительнее стремление ко злу - тем дальше уклонение, тем более успешным представляется побег. Но это только кажется, ибо чем дальше от Света - тем меньше сил. Неизбежно придет пора оскудения, а с ним - понимания того, что только возвращение к Отцу успокоит мятущиеся души. Обобщает эту мысль притча о блудном сыне (Лк.15:11-32).
Если говорить о человечестве, то об отпадении нашего мира и спасении его Христом прекрасно говорит апостол Павел: «…Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем…» (1Кор.15:25).
5. Сотворение человека.
Как уже говорилось в предисловии, человек был создан для любви. По святоотеческому определению, первоначалом души человека является так называемый «семенной логос» - неделимая частица Божественного света, которая есть основание личности. Среди прочего, это – и точка зрения индивидуума, и сердцевина его мировоззренческой системы.
Когда мы говорим «я», то «Я» - это не тело, которое дано нам вне нашего выбора и пожелания. «Я» - это даже не душа, которая почти полностью зависит от внешних условий, ее сформировавших. «Я» - это именно сама возможность говорить «да» или «нет», первоначало выбора, зерно индивидуальности.
То, что душа призвана жить вечно, говорит о ее несомненной связи с вечным Богом, служит одним из признаков ее со-образности Творцу. Более того - условно семенной логос можно назвать «осколком» Божества, поместным Его воплощением. Об этом Господь говорит нам устами царя Давида: «…Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего…» (Пс.81:6). И Христос напоминает пришедшим к Нему иудеям: «…(Отец Небесный) назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание…» (Ин.10:35).
Создавая человека, Господь уготовал ему и особое место обитания - наш мир. Даже и доныне он остается прекрасным цветком голубых тонов, цветущим в окружении безжизненного космического пространства.
6. Грехопадение
Изначально, по замыслу Божию, естество человека было открытым миру: «…И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились…» (Быт.2:25). Все происходящее в душе напрямую гармонично соотносилось с окружающим сотворенным миром и присутствующими в нем сущностями: а что скрывать, если там не было соблазна, не было двуличия и лжи?
Нарушение воли Божией и уклонение в самость привели к тому, что личность «отгородилась», обособилась от мира. Определились потаенные области в душе и теле: а именно то, что только «моё» и что должно быть скрыто.
Для примера можно взять ту область, которая в нашем естестве связана с продлением рода. Раньше были «…наги… и не стыдились…», а теперь этой теме всегда сопутствует стыд (это и понятно: он напоминает о том, что само отступничество человека состояло в неблаговидном отказе от истинного Источника жизни).
Самозамкнутость души в себе имела самые трагические последствия. Врагу нашего спасения открылась возможность преподавать личности разные чуждые сотворенной светом и расположенной к общению с Богом душе идеи как истину. Более того, под влиянием врага, за «забором» вольно выбранной некогда человеком ограниченности, эти сведения выстраивались в стойкие причудливо гипертрофированные мировоззренческие системы. Истинный мир, созданный и движимый благодатью, остался за пределами ведения обманутых душ: он реально существует, но не воспринимается ими.
Как же получилось, что человек пал так низко? Выше мы говорили, что свобода давала человеку право выбора: обратиться ему к Богу или отвернуться от Него. Но второй путь, путь падения, был открыт ему не опытно, а образно. Также и ангелы видят зло, но не приемлют его в себя. Таким был и человек по сотворении. Именно об этом слова Писания: «…а от дерева познания добра и зла не ешь от него…» (Быт.2:17).
Но человек вкусил зло, принял его в себя, в доме своей души открыл изначально запертую дверь. И, прежде непосредственное и ясное, открытое Богообщение оказалось с тех пор невозможным. Ведь какие бы дары и благословения не приносил Господь, входя в душу Царскими вратами, - все опорочил бы и обратил во зло диавол, проникнув через «черный ход».
Отсюда – и прещения Божии о смертности, страстности, тленности падшего человечества: «…проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;…в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься…» (Быт.3:17-19). Отсюда и нынешнее положение души в центре триумвирата «тьма-личность-свет», и ее малозначительная в этом триумвирате роль.
Во-первых, в душе с тех пор присутствует залог тьмы, посредством которого ее посещают нечистые веяния: «…Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека…» (Мк.7:21-23).
Во-вторых, сердцевиной души является все-таки неповторимая личность, которая свободно выбирает свой путь: «...жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое…» (Втор.30:19).
В-третьих, по милости Божией, в душе явился и удел света, посредством которого Господь окормляет и хранит своих чад: «...говорю вам, что Ангелы (ваши) на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного…» (Мф.18:10).
Личность, находясь в центре триумвирата, зачастую не способна различить истоки приходящих к ней помыслов. Духовные веяния с обеих сторон воздействуют на нее, отчего мышление приобретает характер непредсказуемый и противоречивый: «…Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю…». (Рим.7:19). Своими усилиями душа не способна исцелиться, ибо Господь говорит: «…без Меня не можете делать ничего…» (Ин.15:5).
Тем не менее, человек может в послушании, посте и молитве восстановить потерянную гармонию духа. «…Вы - свет мира... Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного...» (Мф.5:14-16). Ведь суть Христовой победы над диаволом в том и состоит, что богопротивник даже при напряжении всех своих сил не может остановить благодатной, неотступной, филигранной работы по исцелению души, избравшей Бога.
7. Современность.
Как мы уже говорили выше, принятые впечатления накапливаются, сохраняются в душе, и влияют впоследствии и на сиюминутное состояние человека, и на принятие решений. При этом каждая противоборствующая сторона - свет и тьма - стремится продвинуть свои идеи, дабы набрать соответствующую сумму впечатлений, и душа стала светлой либо темной. Именно это имел в виду Ф. М. Достоевский, говоря: «…В мире диавол с Богом борется, и поле этой битвы - сердце человека…» При этом Господь желает вразумления человека и освобождения его от уз греха: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32). Диавол же, наоборот, стремится содержать человечество во лжи: «Когда говорит диавол ложь, говорит свое, ибо был он лжец и отец лжи» (Ин.8:44).
А есть ли у нашего современника возможность соотнести свое мировоззрение с истиной? Возможность, конечно же, есть. Но вот какие препоны стоят на пути ее осуществления, насколько глубоко она сокрыта от человека? Существующие в массе своей примеры вынуждают признать, что не только «среднестатистический» человек не видит прямого и ясного пути к Истине, но и ищущие, неравнодушные, духовно чувствующие люди по много лет, прямо можно сказать, скитаются по эзотерическим пустыням, если уж не откровенно богопротивного, то, как минимум, агностического или псевдохристианского толка. И это несмотря на то, что Евангелие открыто проповедуется, цитаты из него присутствуют в лексиконе практически каждого человека, а большинство верующих респондентов относят себя к христианскому вероисповеданию. И, тем не менее, сейчас человек легко может возрастать в познании (и в подавляющем большинстве случаев возрастает!) вне учения Христа либо имея о нем самые размытые представления.
Важно отметить также, что дело усугубляется все возрастающим распространением страстных воздействий.
Для примера можно рассмотреть блуд, фактически узаконенный к настоящему моменту всем «прогрессивным» обществом. Блудная страсть характеризуется особенно энергийными способностями искажать хрупкое естество человеческой души. Блудные воздействия оставляют самые сильные впечатления, и, соответственно, создают условия для создания мощнейшей мотивационной базы. Дальше начинается настоящий круговорот греха, поскольку вольное избрание пути наслаждения рождает очередной виток блудных действий. Они же, в свою очередь, еще больше стимулируют влечение ко греху, стремительно возводя его на уровень неконтролируемой зависимости. Подобным образом действуют и другие страсти.
Еще одним фактором, который критически важно учитывать, является вытекающий из реалий пребывания в отторгнутой области доступ к душе человека его предвечных супостатов - падших ангелов. На всех этапах духовного возрастания они чрезвычайно противодействуют «проснувшейся» душе: как индивидуально - страстями, скорбями, соблазнами, так и совокупно - через глобальные социальные рычаги. Последнее в наше время усиливается стремительно: опираясь на форпосты тьмы и неведения в душах, древний змий манипулирует мнением человеческих сообществ, представляет полезными и прогрессивными губительнейшие для душ поветрия.
Что же остановит этот всё возрастающий смерч в душе? Чаще всего - это тот или иной вид оскудения: бедствия, болезни, страхи, проблемы. Человек, закрывшийся в себе, до какого-то времени опирается на собственные представления о стабильности: «Как-то жил я вчера, живу сегодня, как-нибудь проживу и завтра». Но в минуты потрясений становится ясно, что собственные ресурсы души не безграничны! Они – лишь своеобразная батареечка, которая вначале избыточествует силой, далее ослабевает, а в конце истощается до последней черты.
В то же время прекращение страстных движений по причине бессилия их исполнять еще не означает прогресса в исцелении души. Будем помнить, что даже «обычная» жизнь, вне исполнения изначального замысла Божия о круговороте любви между Творцом и творением, лишь приумножает вещество Авгиевых конюшен в душе. И даже три незабудки поверхностного покаяния, положенные у входа, не очень-то улучшат исходящее из души амбрэ. И что с того, что бедная душа, зажатая меж двух миров, возжелала прилепиться к Богу? Мощная инерция безблагодатности, идущая из ее глубин, вновь и вновь заставляет ее творить «…злое, чего не хочу…».
Для совершенного и полного исцеления души человек должен пройти путь, сообразный пути уклонения. Долго и последовательно повреждалась душа сильнейшими духовными воздействиями алкоголя, блуда, сквернословия? Долго и последовательно надо врачевать ее и не смущаться длительностью этого пути. Если человек обратится к Богу, то Он его исцелит, Он защитит, Он напитает необходимым. Отложением собственных попечений о бытии, всецелым упованием на помощь Божию устраняется греховная самозамкнутость. Душа вновь открывается Богу, возобновляется утерянное в грехопадении Богообщение в любви. В открывшейся Истине душе измоется внутренняя грязь, преодолеется пленение греховных привычек, уврачуется страстная поврежденность.
Примеры из жизни прославленных Церковью святых свидетельствуют о том, что даже здесь, в земной юдоли, душа может засиять нетварным светом духовной красоты! Блаженна душа, в самой себе восстановившая круговорот любви! Об этом и доныне возвещает нам Христос Спаситель: «…Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей... Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна…» (Ин.15:10-11).
8. Возрождение души
Как же и когда происходит окончательное открытие самозамкнутой души реальному миру, соотнесение ее «правды» и истины о царствующей Любви?
Хорошо, если во время нашей земной жизни. Тогда напластования тьмы и скверны в душе медленно и тяжело, но все-таки измываются потоками благодати, ниспосылаемой от Господа. Задача человека здесь – отказаться от самости, от ориентации только на свои доморощенные «святыньки» в душе, войти в общение с Господом. Затем – поддерживать взаимообращение света, благодатью Духа постепенно переводить свою жизнь на путь нелицемерной и жертвенной любви.
Делание это сопровождается немалыми скорбями, ибо скверна срослась с естеством. Но очевидно, что лучше так, чем прозрение за последней чертой. Все мы станем исихастами и боговидцами, когда отнимутся у нас ограниченные телесные чувства, и душа мысленным взором увидит все, как оно есть. Тогда каждому будет видно то, что в теле наблюдают только святые: ангелов и демонов, красоту милосердия и ужас соблазна. Вот только не приведи Господь найти тогда себя в узах горькой неправды! Ибо душа поймет, что действительно существует исполненное благодатью Царство Света, но не сможет туда войти, ибо только подобное прилагается к подобному. Разнородное же отталкивается, и происходит это с плачем, со стенаниями, с болью! Многие отцы толковали адские муки именно в этом смысле, а сам ад считали местом прибежища помраченных душ, куда сами они устремляются в попытках укрыться от невыносимого сияния Любви.
В том-то и состоит ущербность отторгнутого пространства, что здесь душа может напитаться отравленными «истинами». Падший мир немало преуспел в этом.
Но сколько бы он не старался, как бы не тужился - он не в силах скрыть главного. А именно - того, что любовь - это все, что нужно душе. О, человек! Как же ты заплутал, как же обманулся, забыв значение любви! Ты не видишь ее ценности, не понимаешь ее необходимости? Вспомни, какой любовью обнимали тебя родители, едва ты пришел в мир. Они не спали ночей, во всем себе отказывали, дарили тебе любовь чистую, жертвенную, бескорыстную. В ее лучах ты вырос, душа твоя раскрылась, как цветок. Теперь у тебя в сердце есть свой свет любви, и ты щедро даришь его своим дорогим и близким людям. Это - самое ценное для тебя, увидь же это, пойми! Любовь уже взрастила тебя, она и далее способна веянием тонким, как звук далекой музыки, вести тебя по жизни. Более того: любовь - залог радости: «…пребывающий в любви в Боге пребывает…» (1Ин.1:33). А что может быть прекраснее соединения с Богом Света?!
Но отчего же в тебе так мало этого этой радости и этой любви? Куда она из тебя вытекает, как вытекает вода из треснутого сосуда? Не туда ли, где ослепительно и призывно сверкает, маня огнями, очень точно олицетворяющее собой падший мир казино, которое при любых «раскладах» остается в выигрыше?
А нельзя ли, осмотревшись еще повнимательнее, допустить, что кто-то исхищает ресурс данной Богом любви у тебя? Не зря же в казино столько «одноруких бандитов» - может стоит задуматься, на что ты расходуешь силы своей души? Один зазывает опустить в него монетку вечернего ужина с твоими близкими и обещает тебе увлекательное шоу в мужском клубе… Другой требует пожертвовать улыбкой любимого человека в обмен на возможность заработать больше, и больше, и больше денег, прекрасно зная, что ты их в этом же казино чуть позднее и оставишь… Третий вкрадчиво предлагает забыть, скрыть от некогда знаемого тобой и близкого тебе Бога язвы и раны твоей души, кровоточащие внутренним неустройством в обмен на будто бы расслабляющий, пьянящий дурман алкогольного анестетика…
Остановись. Подумай. Ведь ты же ЧЕЛОВЕК! Ты - единственный из всего творения наделен образом Божиим! Ты сам призван к свободе и любви, и в тебе чает избавления, разрушения «казино» смерти и тлена весь тварный мир! Не к торговле собой, не к розыгрышу и расточению благодатных сил, тебе, по сути, не принадлежащих, но в избытке непрерывно преподаваемых тебе Богом в распоряжение, нет!
Рассмотри, различи со всей очевидностью пагубность холодного неона «Бери от жизни все!», найди в себе силы выйти из зала с вопящими о «сокровищах» машинами, загляни за изнанку золоченых портьер, которыми пресекается доступ света в душные залы, вздохни чистого свежего воздуха… И тогда ты уже наверняка не найдешь в себе сил и дерзости сказать: «Я не хочу выходить, я остаюсь здесь, в этом ревущем какофонией металлических звуков полутемном зале. Это то, что мне по-настоящему нужно!».
Душа живая сотворена Светом и жаждет напитания светом. Человек, узнай, вспомни же о том, что ты - свет, и для света пришел в мир. Будь же этого достоин. Очисти свою душу, напитай ее любовью и милостью! Это - достойнейшее занятие, это высшая архитектура, многоценное собирание, прекрасное украшение и просвещение, открывающее прямой путь к реализации Божественного замысла о тебе – к соединению с Царством Света и Любви.

9. Гимн душе.
Душа есть дивный цветок духовный, сотканный светоплетением Божественных энергий. Душа неповторима. Душа прекрасна. Душа вечна. В основании ее - Божественное зерно Любви, блистающая частица вечной Красоты, семенной логос Света. Исходящие из души духовные потоки овевают и животворят вещественное вместилище души - тело. Вокруг сияющей сердцевины души, словно лепестки розы, складываются приобретенные навыки ее, которые с разумом снискала она в своем возрастании.
Блаженна душа, украшенная добродетелями! Она сияет невещественным светом, узрев который, умиляется и ликует всякая тварь. Во все стороны душа простирает тонкие ароматы благородных чувств, ими она соприкасается с окружающим и воспринимаемой от Творца любовью овевает все милостью и заботой. То, к чему обращается светозарная душа - живое и неживое - делается лучше, начинает цвести.
Сообщество добродетельных душ, преукрашенное ими пространство - превращается в дивный духовный сад, на который с радостью взирает Божественный Садовник. Он с любовью посылает ему потоки благодатного Света, и в ответ Ему восходит взаимообразное сияние мира, красоты и любви. Эта гармония вечна, это сама Жизнь.
«…И свет во тьме светит, и тьма не объяла его...» (Иоан.1:5).