Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Если забуду тебе, Иерусалиме. Очерк.

«Скажу вам, что еще никогда не был я так мало доволен состояньем сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима. Только разве что больше увидел черствость свою и свое себялюбье - вот весь результат»
Н.В.Гоголь из письма о. Матфею Константиновскому
"Великий святой Грузинской церкви, преподобный Давид Гареджийский, проведший всю жизнь в сверхъестественных подвигах поста, молитвы и покаяния, на склоне лет решил посетить Святой Град Иерусалим и поклониться его святыням. Долгий и трудный путь был наконец завершен. Перед святым с ближайшей горы открылся чудный вид города Спасителя, города — духовного средоточия всего мира. И преподобный Давид, умилившись сердцем и преклонив колена, долго молился на этом месте и затем сказал, что недостоин попирать эту святую землю своими грешными стопами. И, взяв на память три небольших камня, повернул домой.
А ночью святейшему Илии, патриарху Иерусалимскому, предстал Ангел Господень и поведал, «что Угодник Божий, пришедший на поклонение в Иерусалим, забрал с собой всю благодать Гроба Господня, покоившуюся в трех камнях, и несет их в корзине домой в Иверию. Догоните его и верните два камня, а один пусть несет с собою». Доныне в Грузинской Церкви хранится этот удивительный благодатный камень преподобного Давида, источающий чудотворения. Камень смирения… Чему удивишься более, смирению великого Аввы или благодати Божией, венчающей его смирение?
По мере смирения дается Божия благодать: при неизмеримом смирении неизмерима и благодать".
«ЕСЛИ ЗАБУДУ ТЕБЕ, ИЕРУСАЛИМЕ…»
Я не ожидала от себя решения ехать.
Но все сходилось: время, отпуск, возможность, желание, мечты…
- Уважаемые пассажиры! Наш самолет произвел посадку в аэропорту Бен-Гурион города Тель-Авива…
Руководитель группы: «Приветствуем Вас на Святой Земле. Наша паломническая служба сделает все возможное, чтобы это путешествие Вам запомнилось. Жить будем в центре города Иерусалима, в 5 минутах ходьбы от Старого Города. Завтра выезжаем в Вифлеем, подъем в 4 часа (переглядываемся с соседкой, улыбаемся: паломничество началось!), получаем завтрак и - в автобус. Мы думаем, что все, кто приехал сюда, на Святую Землю, преследуют одну и ту же цель – потрудиться. Паломничество – это не отдых, это не праздник и не праздность. Это работа, работа, работа. Сразу предупреждаю – спать и есть придется мало. Но все, кто приезжает сюда, справляются. Господь укрепляет своих детей…»
Организаторы поездки - две сестры, одна из них работала в Израиле. Когда пришел срок возвращаться в Россию, Тамара Владимировна - старшая - поняла, что уже не сможет жить без этой страны, без этой Земли, без мест, которые наполняли ее жизнь смыслом: «Я пришла на Голгофу и заплакала: «Господи, как же я буду жить теперь?» И через некоторое время моя сестра предложила мне организовать паломническую службу. Мы хотим, чтобы люди как можно больше увозили отсюда. Нет, не сувениров, а.. благодати, состояния духа… простите за тривиальные слова… Но здесь все это ощущается просто физически..»
Обычно я стараюсь не принимать участия в разговорах про присутствие или отсутствие благодати в том или ином храме или «на» том или ином священнике… Мне не очень нравятся подробные описания, как какому-то прихожанину «по благодати» явилось чудо, как имярек «на встречной благодати» сподобился тому-то и тому-то…
Однако на Святой Земле я поняла, что благодать не просто существует и посещает тех, кто ступает по Святой Земле. Она переворачивает, перерождает, она открывает внутренний взор и заполняет все наше греховное существо, согревает и освящает душу, умиляет до слез и проникает своим светом во все самые глубокие уголки, в которых доселе таился холод и мрак бесчувствия и печали...
Вифлеем
Однажды - это было очень давно - в храм Рождества Христова в Вифлееме заехал на коне перс, желавший оскорбить святыню. И вдруг из одной колонны - ряды их украшают храм - вылетели пчелы и начали жалить осквернителей… Следы этих пчел так и остались на колонне, эти отверстия образуют крест. Для того, чтобы это кощунство никогда не повторилось, вход в храм Рождества сделали очень маленьким, он высечен из камня и проникнуть туда можно только согнувшись пополам в глубоком смиренном поклоне. Этот вход так и называется – Врата Смирения.
Игумен Сергий – один из священнослужителей в составе нашей группы – подошел и вложил в крест на колонне пальцы (нет, не пальцы - персты!). И персты его сложились в священническое благословение, так на иконах выглядит благословение Христа.
После Литургии мы сели в автобус. Отец Олег – второй священник в нашей группе - взял микрофон.
- Братья и сестры! Мы с Вами побывали в месте, где родился Сам Господь. Скажите, а где священник совершал проскомидию? Где стояла Чаша?
- На престоле… На мраморной плите, которая располагается прямо над звездой, обозначающей место рождения Спасителя…
- А был ли престол отделен от Вас иконостасом, были ли двери, завеса?
- Нет…
- Так где же мы с Вами находились сейчас?
- Ой! В алтаре…
- Да! Место Рождества Христова и Гроб Господень – вот два места в мире, вот два алтаря, где могут находиться все – мужчины и женщины, это Алтарь Мира….
Молчание. Первое острое переживание Чуда. Родился Христос. Здесь. Здесь стояли его ясли. Здесь он спал под сияющим взглядом Матери…
Как же это объяснить, поведать? Какие буквы, какой язык могут передать это чувство? Умолкаю…
Гефсиманский сад
Мы сразу встали на колени и через витую решетку смотрели на восемь старых олив, которые помнили, как Он молился. Узловатые наросты на стволах, толстые, неровные, искривленные временем и …воспоминаниями деревья. Помните, ученые доказали, что растения могут реагировать на окружающие события? Кто знает… И неожиданно молодая, серебристая с изнанки зелень листьев… Он здесь ходил. Он здесь плакал. Он здесь…
Монастырь прп. Саввы Освященного
Большой автобус, на котором мы путешествовали, везти нас в монастырь преподобного Саввы не мог: в это святое место ведут слишком узкие горные дороги. Мы пересели в маленький, пыльный микроавтобус и двумя партиями отправились в путь. Ух, как захватывало дух при неожиданных крутых поворотах, но водитель-араб только улыбался, умело справляясь с вождением. Прибыли. Потрясающе красивое место. Горы – охра, рыжее золото, хна – этот цвет, наверное, бывает только на знойном юге, под таким же охряным, золотым, крашеным хной солнцем… А вокруг – только камень и пустыня, в горе же и вырублен монастырь преподобного Саввы. Женщинам вход воспрещен. Когда-то, полторы тысячи лет назад, преподобный не позволил похоронить в этом монастыре свою почившую мать – настолько строгим был его устав. Мужчины вошли внутрь, а нам монах Иоанникий вынес обычный в греческих монастырях сладкий, крепкий и очень вкусный кофе – знак гостеприимства – и воду из источника, который был выбит из скалы копытом осла по молитвам преподобного. Мы также приняли в дар масло из лампады и листья пальмы, которую посадил сам великий святой. Чай из этих листьев, как написано в сопроводительной бумаге, помогает бездетным семейным парам обрести счастье в чадородии. Дивны дела твои, Господи!
Благодатный Огонь
Разве не рассказывают фильмы, книги и телепередачи про эту Землю, разве не напечатано и не опубликовано тысячи статей и свидетельств о Благодатном Огне? Разве есть в наш современный век еще какой-то факт или чудо, которое еще не зафиксировано современной аппаратурой и не отражено в самом подлинном и документальном виде? Фильмов этих несть числа. Книг, фотографий, буклетов, брошюр – еще более.
Да вот только текут, едут, бредут, плывут, летят, мчатся со всего света паломники, поклонники, богомольцы, преодолевая трижды тридевять земель, достигая Земли Обетованной и падая ниц пред ее красотой… И не ноги несут туда, не глаза, много повидавшие, а душа! Туда, где каждая пылинка, листочек каждого дерева, каждый камень говорит, шепчет, повествует о Том, Кто здесь родился и жил, Кто страдал и …воскрес! Воскрес, обещая нам спасение и жизнь вечную.
В Страстную Пятницу после Крестного хода в Храме Гроба Господня я увидела женщину, с которой 2 года назад была в одной группе паломников в Валаамском монастыре. После той поездки мы более не встречались, а тут, узнав друг друга, обнялись и плакали безутешно возле Камня Помазания…
Суббота. Ожидание Благодатного Огня. Мы стояли в нескольких метрах от Храма и волновались – сойдет – не сойдет...Это волнение испытывают все христиане, им очень не хочется верить мрачным предсказаниям о том, что наступит время, когда… Вдруг крик: «Смотрите, смотрите, радуга!». Мы все подняли головы и увидели… Радуга была совсем не такая, какую мы привыкли видеть. Она не изгибалась дугой и не соединялась с землей. Скорее, это был венец, расположенный вокруг солнца, тоже очерченного каким-то видимым кругом.
Радуга состояла из нескольких цветов – нежно голубого, бирюзового, желтоватого – но главное в ней было то, что розовый, внутренний круг, был «живым», то есть от него отделялись языки, как если бы это был огонь, испускающий свои протуберанцы. Завет Божий с человеком, радуга – живая, в дивных всполохах - была провозвестником Огня.
Через несколько минут мы уже держали горящие свечи…
Пещера четверодневного Лазаря.
Пещера, в которой была гробница четверодневного Лазаря, сейчас принадлежит одной арабской семье, которая бережно охраняет святыню, а за вход туда взимает очень скромную плату – 1 доллар. Тамара Владимировна рассказала нам вот такую историю:
-Не так давно с нами в поездку отправился молодой человек, который работал на восстановлении одного подмосковного храма. Так случилось, что в том храме на стройке были плохо закреплены бревна. Они покатились, и, чтобы остановить их, он подставил ноги. Связки лопнули сразу… В больнице ему наложили гипс и вручили костыли. Но он не захотел отменить поездку на Святую Землю. Тут, в пещере Лазаря, он молился сам, и мы молились за него. Оставался он там довольно долго, мы вышли и оставили его в этой пещере. Время на посещение было ограниченным, но мы решили подождать. Жалко ведь, парень очень хороший… Так вот, уже ко времени вылета он бросил костыли и в самолет уже зашел сам…
У нас у всех было постоянное ощущение чуда, происходящего прямо здесь, в реальном времени и с реальными людьми. Никаких баек и россказней было и не нужно. Хватало того, что происходило на самом деле.
Маленькая любимица всей группы - дочка одной из паломниц - смогла так рассказать израильской полицейской о Боженьке, который здесь родился и воскрес, что та долго ждала ее после службы, передала ей большую красивую конфету и сказала, что она никогда не встречала такой чудесной девочки… Возможно, это была первая встреча с Богом русской (или русскоговорящей) полицейской, которая за полчаса до встречи с нашей Машенькой увещевала всех «сдать назад, сейчас здесь пойдет этот…дядечка… Патриарх»… Умница Маша! Настоящий миссионер!

Царица моя преблагая…
Когда-то на одной из лекций о православии я услышала такую фразу: «Помните, у нас у всех Одна Мать и Один Отец»… Я вспомнила эту лекцию, когда вошла в Храм Успения Пресвятой Богородицы.
Потом, уже дома, я еще долго ходила с ощущением необыкновенного тепла.. Мне казалось, что в сумерках, во время вечернего правила, я не просто произношу слова молитвы, а говорю со своей семьей, рассказываю, как я прожила день, что со мной случилось, что плохого и что хорошего я совершила сегодня. Меня слушает Мудрый Отец, строгий, но очень-очень добрый. На меня устремлен любящий взор Моей Матери, которая никогда, никогда, никогда не умрет, не оставит меня наедине с моими бедами и страстями, защитит, выручит, спасет…

О Святой Земле можно говорить, писать, вспоминать бесконечно. Хотя, вот какая читателю сего может прийти в голову мысль: а что, тот, который не бывал на этой Земле, тот, стало быть, и Благодати Божией не сподобился? Тот и с Господом в жизни своей не встретился, тот и милости Богородицы не изведал? Нет, конечно, нет, ведь прав был батюшка Серафим – на канавке дивеевской и Киев, и Иерусалим можно обрести. Да что там, на канавке, можно в любом, самом маленьком храме в самой дальней деревеньке с Господом от чистого сердца беседовать! Ведь Царство-то Божие внутрь нас есть… Стены Града Святого мы созидаем в сердце своем, и никакое внешнее впечатление их сложить не сможет… И все же, и все же, и все же…
В качестве эпилога.
Цитата из фильма «Царство небесное» о завоевании Иерусалима в 14 веке во время крестовых походов.
"Рыцарь-крестоносец – предводителю мусульманского воинства, стремящегося завоевать Иерусалим: «Эй, Салах-эд-Дин! Что для тебя Иерусалим?!» -
«Ничего!... И весь мир!»
Согласна.

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама: